Пыталово. "От мёртвого осла уши..."

Feb 19, 2010 19:02



Наверное, многие помнят историю о том, как Владимир Путин нахамил Латвии: "Не Пыталовской район они получат, а от мёртвого осла уши!". Недавно эта фраза попалась мне где-то в интернете, а далее выстроилась следующая логическая цепочка: если Латвия претендовала на Пыталовский район - значит, он был в её составе (в 1920-40гг.) - значит, там должно было сохраниться что-то латвийское, то есть уникальное для России - значит, надо в этом разобраться.
Штудирование интернета дало очень скудные сведения: какие-то домики, вокзал, церковь 1930-х годов постройки. В общем, в итоге я отправился в Пыталово (городок на Псковщине) лично, с целью или найти там что-то интересное, или убедиться, что там делать нечего. И теперь хочу показать, что я нашёл. Среди прочего - уникальная для России деревянная Никольская церковь 1929-32гг. постройки.

Псковская область граничит с Эстонией и Латвией, и в 1920-30гг. этим странам принадлежали, соответственно, два её района.
В составе Эстонии было Сетумаа, или Петсеримаа - Печорский район. В Печорах, помимо монастыря, интересен уездный центр города, почти полностью сложившийся при эстонцах.
В составе Латвии была так называемая Яун-Латгале, то есть Новая Латгалия - Пыталовский район. Но если Печоры - город древний и уже к 1920 году достаточно зрелый, то Пыталово было к тому времени лишь маленьким пристанционным посёлком на Петербургско-Варшавской железной дороге (преобразовано из села в 1871г.). До Латвии тут, по сути, и не было никакой истории.



(фотография из Пыталовского музея)

В 1925 году Пыталово получило статус города и название Яунлатгале (Ново-Латгальск), в 1938 году переименовано в Абрене, а после Второй Мировой войны в 1945 году включено в состав Псковской области РСФСР с возвращением русского названия. 20 лет пребывания в составе другой страны - кажется, единственное значимое событие в истории этого места: с Печорами или Сортавалой Пыталово не сравнить даже близко.



Отсюда.

Деревянный стадион - одно из самых интересных зданий латвийского времени, до наших дней не сохранилось:



(фотография из Пыталовского музея).

Нынешнее Пыталово - маленький-маленький (6,2 тыс. жителей) городок в 100км от Пскова. Два раза в день туда ходит пригородный поезд, состоящий из локомотива и трёх общих вагонов, в пути 2 часа, причём конечная у него не Пыталово, а станция Скангали на границе. Примерно на полпути между Псковом и Пыталовом стоит древний городок Остров - его я также осмотрел.

Общий вид привокзальной площади. Слева вокзал, справа здание почты.



Пыталово - станция пограничная, поэтому на вокзале всё очень строго. На платформу выпускают только к прибытию поезда, за людьми тщательно следят. Фотографировать вокзал со стороны путей я не рискнул (хотя тот его фасад интереснее). Архитектура для России очень нетипичная - поздний северный модерн 1920-х годов.



Внутри маленький зал ожидания и всякие таможенные помещения. Впрочем, помимо товарняков, через границу в Пыталове ходят только поезда Петербург-Рига и Петербург-Вильнюс. Неподалёку расположено старое здание вокзала (видно на кадре с площадью) - кирпичная эклектика выдаёт 1870-е годы, когда Пыталово стало полустанком на Петербургско-Варшавской дороге (сама линия была построена в 1851-62 годах, вторая в России после Николаевской).



Этот вокзал - самое старое здания Пыталова. Со стороны путей он выглядит интереснее, но в открытую снимать я не рискнул, а стекло вагона было слишком грязным. Ныне старый вокзал используется как таможня.

Улица, ведущая от вокзала в сторону границы:





Здание почты (также латвийское, хотя и похоже на сталинку) напротив вокзала. За почтой - автовокзал, а левее (если стоять к почте лицом) стоянка такси.



То же самое из окна поезда:



У красного домика начинается улица Пушкина, наиболее хорошо сохранившаяся. Но туда мы пойдём чуть позже, пока же продолжим осмотри привокзальной площади:

Магазин общества "Туриба" в конструктивистском стиле:



Угол привокзальной площади и Красноармейской улицы:



Мелкобуржуазного вида дом Завьялова там же:



По сути, всё старое Абрене в Пыталове - это две параллельные улицы, вокзал и церковь. Улица Пушкина мне показалась более цельной и живописной, чем Красноармейская. Основную часть её застройки составляют характерные для Прибалтики островерхие деревянные дома:







Длина улицы - метров 300, а дальше уже старое Абрене сменяет советское Пыталово (пардон за игру слов!):



Латвия, или новодел?



Видимо, латвийское здание, обложенное кирпичом:



Памятник советским воинам не лишён прибалтийских черт - мне вспомнились фольклорные скульптуры и картинки, такая узнаваемая манера всех трёх стран Прибалтики:



Деревянный Дом Культуры также был построен в латвийский период. Он стоит уже опять на Красноармейской:



А за домом культуры виднеется здание, для меня оправдавшее поездку сюда - Никольская церковь, построенная в 1928-32 годах архитектором Владимиром Шервинским в стиле Русского Севера.



Православная церковь 1920-х годов! На момент моей поездки (см. дату поста)  я вообще не знал, что в России у неё есть аналоги. За последующие годы я обнаружил, что несколько десятков церквей в советское время всё же умудрились построить - чаще всего это простенькие самостройки на окраинах каких-нибудь рабочих городов. Однако Абренская церковь превосходит те по масштабу и сложности - всё же она строилась легально и небезызвестным в тогдашней Латвии архитектором.



Вот как описывал свою идею сам Шервинский: "…А что если мне в пример взять церкви Российского Севера, церкви, которые там одна за другой пропадают? Что если нашу Латгалию в архитектурном отношении превратить в маленький русский Север?" - и это была красивая идея. В итоге он построил в Латгалии всего 10 деревянных церквей, и эта считается лучшей.



Необычная форма апсиды, очень живописное расположение главок по сторонам света и впадины кровли по углам:



Над воротами - икона Николая Чудотворца, причём почему-то с двухперстным знамением. Стоит вспомнить, что Латгалия - один из главных старообрядческих "анклавов", и Шервинский был не первым, кто попытался унести туда традиции нетронутого "антихристом" Русского Севера.



Насколько я понимаю, аналоги Никольской Абренской церкви есть по другую сторону границы. Вообще, деревянная Латгалия - интереснейшая тема (особенно староверческие церкви), которой я обязательно уделю сколько-то времени, когда поеду в Латвию (в ближайшем будущем, впрочем, этого не предвидится). Хорошо, что её кусочек есть у нас, как брянское Стародубье - кусочек деревянной Украины.



И краеведческий музей в здании кирхи. Почему солдаты Красной Армии изображены в "олимпийском" облике - загадка:



В здании еще угадываются черты кирхи. Изначально она была увенчана башней:



Фотографии из музея (кстати, полное его название Пыталовский музей Дружбы Народов) будут в другом посте, посвященном окрестностям Пыталова (так как значительная часть экспозиции этнографическая). Для музей, основанного в 1986 году и занимающего одну комнату он очень даже неплох.

Здание чуть дальше. Брежневка или фунционализм?



Раритетный агрегат на улице - кажется, паровой генератор:



Другие улочки в бывшем Абрене (которое проходится из конца в конец минут за 5-7, а всё Пыталово, застроенное в основном пятиэтажками - за 15-20):









Стоит сказать, что Пыталово - один из самых депрессивных городов, что я видел. Псковщина вообще среди областей России выделяется нищетой и упадком - но Пыталово ужасает даже после других райцентров Псковщины. Не припомню, чтобы в каком-то еще городе я видел так много спитых лиц, причём вдвойне удручает количество женщин с признаками алкоголизма. Не помню, чтобы где-то еще так часто видел у прохожих синяки, гематомы, выбитые зубы. Работники ЖД-станции и таможни здесь - почти что элитная каста, так как безработица в городе зашкаливает. Мне было страшно ходить и фотографировать тут: я постоянно ловил на себе то ненавидящие, то испуганные взгляды. Особенно я боялся, что мной поинтересуется милиция - кто же поверит, что я турист, а не границу переходить приехал.
Хотя, оговорюсь специально для обидчивых, конечно же не все пыталовцы люмпены, просто доля последних тут неадекватно высокая.
Но больше всего поражает даже не зримая нищета, а общая атмосфера упадка и деградации... Латвийцам стоило бы задуматься - а нужен ли им такой угол?



Фото: Руслан Колоколенков, взято из группы фотоприколов вконтакте.

Я уезжал отсюда с чувством облегчения, и даже Остров показался мне верхом цивилизации.



Впереди - рассказ об окрестностях Пыталова, далее о городке Остров, и напоследок - немного фотографий из Пскова, где меня ожидал очень приятный сюрприз.

дорожное, ксенополисы, Псковская область, "Балтийские ветры", "Западные рубежи", Новая Латгалия, деревянное, Северо-Запад

Previous post Next post
Up