Байкальский лёд. Что, где, когда и как не?

Jan 09, 2023 22:11



Байкальский лёд - очень странная достопримечательность. Взору туриста как-то привычнее то, что год назад было таким же, каким будет год спустя, а в идеале - и сотнями лет неизменно. Здесь же нереальные, неземные феерии каждую осень возникают с нуля и каждую весну исчезают бесследно. Год от года меняются не только сами красоты, но и места, где лучше их лицезреть, а один снегопад или день сильного сухого ветра могут полностью перекроить карту маршрутов. И тем не менее, байкальский лёд стоит своей славы, и не зря показанная в прошлой части инфраструктура ледового транспорта сформировалась в первую очередь ради туристов. Ведь если летний Байкал - одно из красивейших мест Земли, то зимний Байкал - это другая планета. А значит - добро пожаловать на звездолёт!

Во льду Байкала по-своему впечатляет даже история его появления как достопримечательности, фактически неотделимая от новейшей истории страны. Байкал - самое старое, самое объёмное и самое чистое озеро на планете, а значит его ледовые феерии намерзали и таяли десятки миллионов раз. Чистота обусловила их прозрачность и неповторимые текстуры, огромный простор сделал возможным грандиозные торосы и причудливые наплески от высоких волн. Быть может, что-то подобное есть ещё на озёрах Канадского Севера вроде Большого Невольничьего или Большого Медвежьего, но Байкал несравнимо доступнее них. Однако для местных его лёд всегда оставался обыденностью, интересной лишь в плане того, когда и на чём на него можно выехать. Гости летнего Байкала же просто не задумывались о том, что лёд тоже может быть достопримечательностью. Бурный туристический сезон (а относительно численности населения туристов в Иркутске больше, чем в Петербурге) на Байкале всегда ассоциировался с лиственницами на скалах и прозрачной, как в тропическом море, водой. Первый ледовый автотур на Байкале прошёл лишь в 2003 году, а в 2012-м, когда морозным вечером я впервые ступил на берег Славного моря в пошлой Листвянке, о красотах байкальского льда я уже знал как о неком удивительном малоизвестном феномене. Но время шло, кризис в России сменялся кризисом, и на каждом из них всё больше людей отводили зачарованные очи от Флоренции-Венеции-Вероны и вдруг обнаруживали, что подруга-то недавно на Байкал/Кавказ/Алтай ездила и вернулась оттуда в полном восторге. Кризис-2008 снял с путешественников по России клеймо чудаков, а после кризиса-2015 чудаками стали казаться уже те, кто внутренним туризмом брезгуют. Турпотоки росли, авиабилеты дешевели, всё больше людей в регионах связывали свой заработок с туристами, вот только слишком уж короткий у нас в стране сезон... Да и туристы пресытились обычными красотами и всё больше хотели чего-нибудь этакого. В Нижнем Новгороде, тем временем, клепали всё больше катеров на воздушной подушке (которым была посвящена половина прошлой части), оказавшимися идеальным транспортом на льду, и вот где-то с середины 2010-х в рунет по весне начали прорываться, как талые воды, обильные фотки чего-то примерно такого:

2.


Сказались ещё и таинственные циклы сибирской природы, которые на Амуре народ оценивает в 12 лет, а на Байкале считает непознаваемыми. Середина 2010-х сопровождалась чрезвычайно малоснежными зимами, когда чистый тёмный узорчатый лёд Славного моря простирался до горизонта. И хотя к началу 2020-х снега на Байкале снова стало больше, чем голого льда, сам этот лёд успел сделаться достопримечательностью не то что известной, а модной. От февральских до мартовских праздников на Байкал возвращается высокий сезон.

3.


Из-за огромных масс воды, летом накапливающих тепло, а зимой холод, Байкал "встаёт" очень поздно. На мелководных заливах лёд появляется уже в октябре с первыми морозами, на Малом море - в конце декабря, и лишь где-то между началом января и началом февраля на всём озере не остаётся открытых участков. Вот только лёд и сам по себе другому льду рознь, а грандиозный, примерно с Армению или Бельгию, зимний панцирь Байкала - отнюдь не монолитная плита. При 50-градусном морозе прочность льда сравнима с прочностью стали, так что пробить его не смог бы даже атомный ледокол. Однако нескольких дней оттепели достаточно, чтобы прочность упала в разы. Самый надёжный лёд - голубовато-прозрачный, матово-белый где-то вдвое слабее, а если он делается серым или даже цветным - ступать на него просто не стоит. Ранний лёд Байкала прочен, но тонок, однако до первых оттепелей его толщина и надёжность растёт, иногда на несколько сантиметров в сутки. 15-сантиметровый слой такого льда безопасен для человека, полуметровый выдерживает автомобиль, по метровому даже трактор проедет, а на пике зимы толщина байкальского льда от 0,7 до 2 метров.

4.


В это время Малое море покрывается народными ледовыми путями (см. прошлую часть), которые гораздо удобнее и ровнее береговых грунтовок, а иные водители решаются пересекать даже Большой Байкал - от того же Ольхона до Усть-Баргузина 80 километров прямо и 900 в объезд. Однако не зря официальные ледовые зимники Байкала коротки, малочисленны (на Ольхон, в Большие Коты или в Маритуй на Кругобайкалке, куда нет сухопутных автодорог) и снабжены грозными знаками вроде "Допустимая грузоподъемность машин 5 т", "Дистанция между машинами 200 м", "Рекомендуемая скорость 10 км/ч" и "Остановка запрещена". Лёд постоянно смещается, на нём возникают непредсказуемые трещины, под тонкой морозной коркой и снегом становящиеся гибельными ловушками. У берегов от тёплых ключей, на середине озера от вертикальных течений возникают более-менее одинаковые год от года "пропарины", где истончённый лёд не удерживает пешехода. Выбраться из полыньи - пол-дела, и может даже не столь мучительно будет в ней утонуть: представьте себя в насквозь мокрой одежде при -30 с ветром! Даже накатанные колеи и следы траков ничего не гарантируют, особенно весной: если 1 марта лёд спокойно держал грузовик, это не значит, что 15 марта он не разойдётся под легковушкой. В среднем за год Байкал поглощает около 30 машин, а за десятилетие подо льдом Славного моря погибло порядка 200 человек - втрое больше, чем на Эвересте. Из медийных персон Байкал забрал в 2015 году Виктора Януковича-младшего - сына украинского горе-политика, и между прочим мастера автоспорта. Пик трагедий (утопло 36 машин!) выпал 2008 год, когда туризм тут ещё не был массовым, а это значит, что и "довериться местным" - не панацея. В общем, наслаждаясь красотами льда, помните о том, что под вами нет и метра твёрди, а ниже - бездна холодной воды.

5.


Высокий сезон на ледовом Байкале приходится на февраль-март потому, что это самое безопасное время. Но - отнюдь не самое красивое, и даже скорее наоборот. Сказка раннего льда заканчивается где-то в конце января с первым мощным снегопадом, а в конце марта в долгие солнечные дни снег начинает незаметно испаряется. Впрочем, и в середине зимы не успевший слежаться снег может развеять ветром:

6.


Наличие чистого льда в том или ином месте - вопрос одного дня или хотя бы недели. Не говоря уж о том, что добрую половину своей красоты лёд теряет в пасмурную погоду. Поездка на зимний Байкал в этом плане всегда лотерея, и во избежание разочарования, не стоит слишком много смотреть фотографии в запретграммах и вконтактиках гидов - этот образ непрерывной хрустальной феерии там копится много сезонов. В одну зиму были чистейшие льды под ярким солнцем вокруг островов у Курмы, в другую - особенно мощные сокуи под Хобоем, в третью повезло "поймать" отличный закат в Огойских гротах, в четвёртую - редкий "тарельник" у Бугульдейки, ну а простому туристу откроется в лучшем случае что-то одно. Незаменимым в путешествия по зимнему Байкалу становится вот этот сайт с простейшим дизайном, где публикуются ежедневные спутниковые снимки озера-моря: чем темнее его поверхность, тем чище там лёд.

6а.


Восточный берег Байкала - одно из самых влажных мест России, а потому там толстый слой снега бывает почти всегда, как и в районе Кругобайкальской железной дороги. Чаще всего чистый лёд встречается у западного берега от истока Ангары до Ольхона, и особенно выделяются участки у ветреных падей - Большое Голоустное, Бугульдейка и Ольхонские ворота. В Малом море - то так, то этак, и в не сказать чтобы частые зимы, когда оно свободно от снега, снято большинство фотографий из туристических завлекалок. Где бы то ни было гораздо вероятнее бескрайнего голого льда встретить пятнистый лёд, чередующийся со снегом участками по несколько метров. У туристических посёлков народ вооружается лопатками и мётлами и ковыряет в снегу просветы. Ну а мы нашли ещё один лайфхак: ведь по Байкалу носятся машины, порождающие ветер! Аэроход "Хивус" и назван в честь зимнего ветра, а стало быть даже если заметено всё - вы можете просто найти трассу "Хивусов" в нескольких километрах от берега:

7.


Сам лёд бывает разным. Идеальной считается гололёдка (или гологлядка) - гладкий прозрачный лёд, вставший по тихой воде при сильном морозе:

8.


Вот почти гололёдка - но со странными пупырышками: вероятно, в морозном безветрии на воду падали хлопья крупного снега.

9.


Здесь вода определённо замёрзла в метель:

10.


Тут гологлядка встала вокруг льдин, приплывших из какой-нибудь речки:

11.


А антипод гололядки, сам по себе экзотика - колобовник, или мятник (на кадре ниже): при долгом волнении на холодном ветру лёд замерзает множеством "блинчиков", а следом встаёт и вода между ними. Более редкая штука - тарельник, или чашник (сам не видел), состоящий из вогнутых льдин: плотно стиснутые ветром в какой-нибудь бухточке, они только качаются на ветру, деформируя края друг о друга.

12.


Но в общем не зря каждый северный человек знает, что снег идёт, когда тепло: по моим впечатлениям, самый распространённый лёд Байкала - именно гологлядка, процентах в 80 случаев мы видели под снегом именно её. И трещины в ней похожи на ленты, перпендикулярные поверхности льда, да ещё и идут множеством несинхронных слоёв: те, что ниже, возникли во льду, намёрзшем уже после возникновения тех трещин, которые выше. На самой поверхности - следы коньков, ледоступов и шин, иногда портящие картину, а иногда лишь дополняющие её. Всё вместе создаёт нереальное, завораживающие узоры. Вот - не опубликованный прежде снимок дальних туманностей от телескопа "Джеймс Уэбб":

13.


Вот - картина "Пурга на Становом нагорье" от позабытого художника из КМНСов:

14.


А вот - странные, даже слегка пугающие насекомые, которые не дай бог вылезут наверх:

15.


Лёд на кадрах выше тёмный, так как под ним десятки, если не сотни метров до дна. Ближе к берегу и дно сквозь лёд просматривается великолепно, а если сильно повезёт - подо льдом можно увидеть рыб и нерп, пузыри их дыхания, затонувший "Лендкруйзер" и МЧСовского водолаза, который поплыл его поднимать.

16.


Один из самых интересных орнаментов Байкала - это вмёрзшие в лёд пузыри. Иногда - вместе с водорослями:

17.


Длинные гирлянды пузырей можно видеть у самого берега, и особенно ими славятся бухты Большого Голоустного и Бугульдейки:

18.


По виду их можно предположить, что вода тут и летом бурлит непрерывно. На самом деле каждый пузырь копится несколько дней, затем лёд обволакивает его, и следующий пузыри нчинает копиться ниже.

19.


Происхождение пузырей может быть очень разным, от дегазации недр до дыхания нерп. Самые эффектные крупные белые пузыри образуются из метана, огромные запасы которого скрываются на дне Байкала в виде газогидратов. Тут стоит сказать, что дно озера-моря плоское, а настоящая его глубина не 1642м, а 8-9 километров - на столько уходит в землю тектоническая впадина в разломе зарождающегося океана. Большая часть этой глубины - различные осадочные породы, и в том числе органика от бренных тел различной, зачастую микроскопической живности, которой полна толща воды. Выделяющийся из этой органики метан в холодной воде да под грандиозным давлением сжимается в газогидраты - фактически, лежащие на дне куски "сухого льда". Газогидраты - не редкость в морях, ну а Байкал - едва ли не единственное богатое ими озеро. Порой, однако, от притока чуть более тёплой воды или движения (например, подводных оползней) газогидраты испаряются, и их белёсые метановые пузыри блуждают подо льдом, пока не окажутся в нём скованы.

20.


Если пробить такой пузырь ножом и поднести спичку - он весьма эффектно горит. Мы так не экспериментировали, поэтому вот канонические видео о поджоге метановых пузырей на каком-то озере то ли в Скандинавии, то ли в Канаде:

image Click to view



Размеры самих пузырей весьма внушительны, и хотя пока такие случаи спасателям не известны, гипотетически метан во льду может достигать вполне взрывоопасных концентраций.

21.


Но больше поражают гвозди - очень мелкие пузырьки вытянутой формы:

22.


Иногда даже с шляпками, выступающими над льдом:

23.


Кто скажет, что это НЕ концептуальный креатив какого-нибудь хипстера-туриста?

23а.


Как уже говорилось, лёд - структура динамическая, и его панцирь находится в не видимом глазу, но постоянном движении. Трещинки ледовых узоров как правило слишком узкие даже для того, чтобы в них просочилась вода, однако встречается тут и кое-что посолиднее. Например, становые щели - огромные трещины шириной до 4 метров, возникающие на одних и тех же местах год от года. Как правило, они пересекают Байкал поперёк между крупных мысов, разделяя ледовый панцирь на участки площадью до 3 тыс. км² (1/10 часть озера). Я слышал разные версии их возникновения, самая правдоподобная из которых связывает щели с суточными перепадами температур, от которых лёд, как и любой другой минерал, чуть-чуть меняется в объёме. Однако и меж становых щелей ледовые массы ползут, сталкиваются, давят друг на друга, и наконец трескаются. Страшный грохот, похожий на раскаты грома, пугал на Байкале ещё первых русских послов в Китай, а водитель экскурсионной буханки рассказывал мне, как всего-то днём ранее на мысе Хобой случилась паника - громыхнуло, лёд дрогнул, как грунт при землетрясении, и буквально на глазах у изумлённой публики, отрезав от берега и машин часть туристов, разверзся трещиной. На следующий день мы ещё застали в ней открытую воду:

24.


А вот в Бугульдейке похожая трещина успела затянуться свежим тонким льдом. Теперь представьте, что такой лёд припорошило снегом - старик Байкал искусно ставит капканы. Именно из-за трещин, возникающих от суточных перепадов температур, закрывают на ночь официальные ледовые переправы - их приходится заново обследовать каждое утро. Езда по Байкалу - особое искусство, и ответственные водители не обходятся без настилов-мостков и пешни (пики), которой проверяют прочность льда за несколько метров до щели. На кадре выше трещина пошла строго вертикально, и лёд надёжен даже у самого её края (что заметно по следам), а вот на кадре ниже лёд у края трещины явно тоньше, чем вдали от неё.

25.


А вот - безвредные узкие трещины, в которые, однако, просачивается вода. Замерзая, она образует тянущиеся на десятки метров извилистые гребни:

26.


В местах частого столкновения льда, особенно у берегов (но и не только) образуются торосы - не специфическое для Байкала слово означает нагромождения выломанных льдин, иногда простирающиеся на километры. Как таковой опасности в торосах нет, но пробираться сквозь них не легче, чем сквозь буреломы:

27.


Торосы растут всю зиму, и если в феврале мы видели горы льда высотой в человеческий рост, то к весне они поднимаются до 5 метров.

28.


И зачастую, особенно в начале ледохода - вылезают на берега: так образуют надвиги, ледовые валы высотой в 10-15 метров, а в особо экстремальные годы до 30 метров. Сила их огромна - так, известны случаи, когда в полный штиль ледовые поля постепенно выталкивали на берег валуны в несколько тонн весом. В 1933 году надвиги перекрыли Транссиб у станции Танхой, на несколько дней парализовав работу магистрали, а в 1962 лёд вытолкал на отмель ледокол "Ангара" водоизмещением 1400 тонн, который я показывал в позапрошлой части.

29.


Скалистые берега Байкала усеяны мелкими льдинами. Их вид заставляет представлять себя на спутниках Юпитера или Сатурна, где при среднегодовых температурах -180 градусов вода - это по умолчанию твердь, с которой происходят примерно те же процессы, что на Земле - с камнем.

30а.


Межпланетные туристы обожают выкладывать из этих льдин турики:

30.


Особая удача - найти идеальный лёд, который может быть прозрачнее стекла:

31.


32.


Сюжеты с кадров выше - всё-таки относительная редкость. Чаще прозрачность байкальских льдин - какая-то такая:

32а.


Но основная причина этой мутности - неоднородность. Узоры выломанных льдин впечатляют ничуть не меньше, чем узоры льда под ногами:

33.


34.


Ещё одна загадочная сущность байкальского льда, реальность которой подтвердит любой старожил, но ни один, кажется, турист (включая меня) её не видел - это сопки. Так называют ледовые конусы высотой до 6 метров (чаще - по пояс или по колено), полые изнутри и раскрывающиеся в сторону от берега. Вот едва ли не единственное фото, которые мне удалось найти. Где-то пишут, что это обычное дело на восточном берегу Байкала, в других местах говорят, что самое "сопочное" место - глухие берега к северу от Ольхона, у дороги на Онгурён и запретный мыс Рытый. Внятного объяснения появлению сопок до сих пор не дано, а в бурятской мистике это что-то вроде скворечников для мелких духов.

35.


36.


Моя самая впечатляющая находка - чудо-юдо-льдина-кит:

37.


А заглянув во льдину, можно увидеть иные миры где-то на краю Солнечной системы. Чем не Энцелад с его криовулканам?

38.


Сами льдины порой создают посреди зимы радугу:

38а.


И в общем, наверное даже из того, что я показывал выше, можно понять, что если Байкал замело снегом - не стоит торопиться сдавать билеты. Узорчатый поверхностный лёд - на самом деле наименее уникальное из того, что можно увидеть инопланетной зимой Славного моря. Я встречал фотографии такого же точно льда на Телецком озере и Лене у Столбов, в полуподводных штольнях Владивостока и даже на Химкинским водохранилище не далее как месяц назад. Причём кое-где - даже с метановыми пузырями. Не увидев ледового зеркала до горизонта, я не могу со всей уверенностью сказать, что это не самое главное зрелище зимнего Байкала, но лично на меня гораздо большее впечатление произвели сокуи, или наплески.

39.


Русский вариант названия прекрасно объясняет их происхождение - поздней осенью, когда уже приходят сильные морозы, но лёд ещё не встал, волны и брызги озёрных штормов замерзают на скалах. Роза ветров на Байкале, однако, устроена так, что чаще всего это происходит, если скалы эти обращены на запад. Восточный берег Байкала в основном низкий и пологий, и всей этой красоте там просто не за что зацепиться. Сокуи - достояние в первую очередь Малого моря, в особенности его второстепенных островов и могучих мысов на севере Ольхона. При этом Малое море раньше других мест встаёт, редко продувается вдоль, и потому обычно заметено снегом. Байкальский идеал, картинками которого завлекают гиды - именно бесснежная зима на Малом море, узоры покровного льда на фоне сокуев и скал.

40.


Ни в 2021-м, когда я в последний момент сдал билеты, ни в 2022-м духи Славного моря не порадовали нас такими картинами. Но даже под серым небом и над глубоким снегом сокуи впечатляют - в первую очередь причудливостью, какой-то даже неестественностью своих форм:

41.


42.


43.


44.


45.


Особенно фантастичен их вид в узких щелях, где волны причудливо закручиваются, а лёд намерзает с обеих сторон:

46.


А если у щели ещё и третья сторона есть?!

47.


Особую феерию сокуи образуют в гротах:

48.


Скользкий пол, пещерная духота, обледенелые каменные своды...

49.


Сосульки, похожие на сталактиты...

50.


...сталагмиты и даже сталагнаты. Эта красота на Байкале, увы, тоже сезонная и неуклонно исчезающая в течение зимы. Исчезающая, как вы наверное догадались, не в силу каких-то природных процессов, а от рук приходящих людей. Не обязательно вандалов - даже я, при всей своей осторожности, не смог не сбить по неловкости пару сосулек.

51.


А больше всего впечатляют виды из этих Чертогов Снежной Королевы на просторный внешний мир. Скальными гротами мне запомнился в первую очередь острова Малого моря, в особенности крупный Огой и прибрежные Харанцы:

52.


Ещё больше, чем ледовые гроты в скалах впечатляют гроты непосредственно во льду. Такие, где лёд не намёрз на камни, а сам стал и стенами, и потолком:

53.


То заполняя расщелины (как на кадре выше), то образуя козырьки:

54.


Под один из них я даже рискнул забраться:

55.


Больше самих ледовых форм здесь впечатляет голубоватое свечение, исходящее от потолка и стен:

56.


57.


Только попробуйте сказать, что это всё это на той же самой Земле, что и ваш офис!

58.


Мы были здесь чуть позже февральских праздников, в период самого надёжного и самого заснеженного льда. Дальше снег испаряется, а лёд истончается, и ближе к концу марта возникает ещё одно удивительное явление - Байкальский Дзен. Так туристы называют мелкие камушки на ледяных ножках, форму которых чуть-чуть напоминает вот эта попавшая мне в кадр льдина. Причина их возникновения проста: лёд вокруг испаряется под лучами весеннего Солнца, и его поверхность неуклонно опускается везде, кроме тени под камнем.

58а.


В апреле по мере оттепелей лёд мутнеет, теряет привлекательность и становится хрупким, а сокуи тают звенящей капелью и соскальзывают с камней - сезон окончательно подходит к концу. Ледоход Байкала начинается лишь в середине мая, и где-то за месяц панцирь постепенно исчезает с юга на север, однако ещё в июне по Байкалу могут плавать льдины. Это смещение сезонов порождает удивительную особенность: на Байкале, в первых сотнях метров от берега, нет ни гнуса, ни клещей, которые весной элементарно не успевают вывестись. В общем, я морально подвожу вас к лету - посты двух сезонов будут чередоваться, и в следующей части прокатимся из Иркутска вверх по Ангаре.

БАЙКАЛ (2020-2022)
Обзор поездки и оглавление (2020)
Обзор поездки и оглавление (2021)
Обзор поездки и оглавление (зима-2022).
Обзор поездки и оглавление (лето-2022).
Разное.
Транспорт Байкала. Лето.
Транспорт Байкала. Зима.
Байкальский лёд. Что, где, когда?
Иркутская ГЭС и окрестности (остатки КБЖД в городе).
По Ангаре. Иркутск - Листвянка - Большие Коты.
Кругобайкальская железная дорога
КБЖД. Порт-Байкал - Берёзовая бухта.
КБЖД. Шумиха - Киркирей.
КБЖД. Киркирей - Шаражалгай.
КБЖД. Шаражалгай - Ангасолка.
Перевальная линия.
Олхинские скальники.
Култук и окрестности.
Слюдянка и Байкальск.
Выдрино, Танхой, Бабушкин. Магистральная часть КБЖД.

Приморский хребет.
Листвянка (2012). Запад.
Листвянка (2022). Восток.
Виды с Байкала.
Большие Коты
Большое Голоустное.
Бугульдейка и Тежеранская степь.
Сарма и Ольхонские ворота (зима).
Курма.Ольхон.
Тажеранская степь.
Ольхонские ворота (лето)
Вдоль Малого моря.
Хужир - столица Ольхона.
Хужир и Огой (зима)
Северный Ольхон (лето)
Северный Ольхон (зима).
Тайлган бурятских шаманов.

Сибирь, природа, Иркутская область, дорожное

Previous post Next post
Up