Транспорт Байкала. Зима

Jan 07, 2023 19:16



Если летний Байкал - одно из красивейших мест Земли, то зимний Байкал - это другая планета. Фраза не моя, но я готов под ней подписаться, и как бы не более наглядно, чем пейзажи, эту мысль подтверждает транспорт. В прошлой части я рассказывал о весьма колоритном байкальском судоходстве, однако движение на Славном море не прекращается и зимой.

В своих путешествиях я совершенно упустил момент, когда на российских реках произошла транспортная революция. Её проводников где-то называют "подушки", где-то - "амфибии", где-то - "аэроходы", и в совокупности три прозвища весьма наглядно описывают суть.

2.


Примерно с середины 19 века, когда сухопутный транспорт научился разгоняться хотя бы до нескольких десятков километров в час, водный транспорт всё больше терял свои преимущества на фоне главного недостатка - медлительности. Способы её преодоления в ту эпоху безумных идей придумывались разные, и самыми жизнеспособными из них оказались СПК и СВП: суда на подводных крыльях или воздушных подушках. О водолётах я прежде рассказывал не раз, в итоге сведя ряд ЖЖшных постов в своём Дзене. Подводные крылья держат корпус судна над водой, рассекая её своими тонкими лезвиями, подушка из сжатого воздуха же позволяет скользить у самой поверхности, почти её не касаясь. Первый СПК итальянец Энрико Форланини испытывал на швейцарских озёрах в 1906 году, а вот в истории СВП куда сложнее найти точку отсчёта. Обычно её ставят на 1716-й год, когда шведский  изобретатель Эммануэль Сведенборг предложил концепцию "летающей машины" в виде крыла, под которое нагнетался воздух. В 1915 году австриец Дагоберт Мюллер фон Томамюль построил "Версусглейтбот" - чрезвычайно мудрёный катер, который можно считать скорее предшественником экраноплана. В 1929 году Эндрю Кучер из "Форда" предложил "Левапад" - парящую машину на металлических дисках с отверстиями, из которых выдувался вниз сжатый воздух. В 1931-м финн Тайво Каарио создал "Пинталиитаайа" ("околоземный планер"), впервые заключив "подушку" из сжатого воздуха в резиновую оболочку. Скорее всего не без знаний о наработках финского коллеги, советский инженер Владимир Левков решил ограничить эту оболочку с двух сторон твёрдыми бортами. Так появились скеговые суда на воздушной подушке, как созданный Левковым в 1935-37 годах торпедный катер Л-1 или показанный в прошлой части "Баргузин". В США активно экспериментировали не с судами, а с автомобилями на воздушных подушках, первым из которых стал в 1942 году глайдмобиль военного инженера Чарльза Флетчера. В 1950-х в стране хайвеев и небоскрёбов даже пытался выпускать серийные коммерческие левакары вплоть до семейного летающего автомобиля "Кёртис-Райт-2500". Но в общем к 1950-м годам борьбу за скорость на воде возглавили два гения: русский Ростислав Алексеев, ставший со своей "Ракетой" и её потомками мировым законодателем СПК, и англичанин Кристофер Корккерел, в 1959 году создавший "ховеркрафт" SR.N1 - первое СВП в его нынешнем смысле.

3.


Обе технологии не остались спецификой социалистов или капиталистов, однако как-то так сложилось, что в СССР небывало расцвели гражданские СПК, в то время как на Западе по такой схеме строились в первую очередь катера береговой охраны вроде американских "Пегасов". С СВП же всё вышло наоборот: на Западе, особенно в Британии и Японии, они развивались по всем направлениям вплоть до колоссальных паромов SR.N4 с Ла-Манша (работали в 1968-2000) на 418 пассажиров и 60 машиномест. Но даже эти гиганты уступали советским "Зубрам" - крупнейшим СВП в истории: с длиной 57 метров, водоизмещением 555 тонн и 5 двигателями по 10 000 лошадиных сил они могли разгоняться до 110км/ч и брать на борт 3 танка или 10 бронетранспортёров с полутора сотнями человек личного состава. Да, это были малые десантные корабли, которым огромная скорость позволяла уходить от огня береговой артиллерии, а амфибийность воздушной подушки - вылетать прямо на пологий берег. Подобные проекты воплощались тогда во многих странах мира - например, американский LCAC (Landing Craft Air Cushion) был вдвое меньше "Зубра", но зато построили таких в 1981-2001 годах под сотню. И хотя такая концепция выходила явно рациональнее, чем у советских гигантов, ленинградское ЦМКБ "Алмаз", Приморский завод в Ленинграде и завод "Море" в Феодосии показали себя мировыми лидерами в создании судов на воздушных подушках. В СССР этот способ перемещения остался прерогативой военных, а гражданская техника почти не выходила за рамки опытных экземпляров. "Зубры" строились в 1991-2014 годах, и два из них теперь служат на Балтийском флоте, а ещё по 4 разошлись в ВМФ Китая и, внезапно, Греции.

4.


Но и в 1990-х Россия умудрилась не растерять эти технологии, и даже провести с ними "конверсию здорового человека". В 1998 году в Нижнем Новгороде ученики Ростислава Алексеева основали компанию "Аэроход", по современным меркам - классический стартап с активом в виде проекта небольшого судна. В своей нише они были даже не первыми (об этом позже), но то ли создали оптимальную конструкцию по сочетанию качества и цены, то ли просто оказались в нужное время в нужном месте: у "Аэрохода" почти сразу нашёлся заказчик. Это было МЧС Московской области, однако созданное под нужды спасателей и практически при их участии судно получилось совершенно универсальным. Его назвали "Хивус-6", и под этой маркой, где цифра означает число мест (6, 10, 20, 25, 32 и 48), за 20 с лишним лет были построены тысячи аэроходов. Едва ли не первая пассажирская линия связала Нижний Новгород и заволжский Бор в ожидании строившейся канатной дороги, ну а дальше аэроходы в России стали той самой "вещью, без которой не понятно, как раньше жили". Способные двигаться по любой ровной поверхности, будь то спокойная вода, лёд (в том числе тонкий), песок или грязь, в нашей стране аэроходы оказались нужны как нигде в мире, и к концу 2010-х зимние пейзажи сколько-нибудь обжитых водоёмов стало сложно вообразить без "подушек".

5.


Ну а хивус - это зимний ветер: на Севере так называли бурю с позёмкой, в Сибири - ветреный мороз, а на Байкале как хиус известен один из многочисленных ветров - не сильный, но очень холодный. Так что сдаётся мне, что истинными заказчиками аэрохода руками москвичей стали духи Священного моря. Увидев в снегу бесконечную полосу чистого льда - не удивляйтесь: это - трасса "Хивусов", а сами они покажутся самое больше через 10 минут. И, конечно, в абсолютно подавляющем большинстве байкальские аэроходы катают туристов.

6.


Мне очень хотелось прочувствовать, как воспринимается езда на воздушной подушке. Что это - плаванье или полёт? Лёгкое покачивание вверх-вниз, вибрация большого винта: мы с Ольгой не сговариваясь сошлись на том, что более всего едущий "Хивус" по ощущениям схож с вертолётом.

7.


Все агрегаты с кадров выше - это "Хивусы-6", рабочие лошадки ледового сезона на Байкале:

8.


Размером с большой автомобиль (6,8 на 2,5 метра), грузоподъёмностью до 600 килограмм, они могут разгоняться до 70км/ч на льду и до 50км/ч на воде, преодолевая волны высотой до метра. А вот так выглядит салон:

9.


Аэроходами эти машины называют в туристических проспектах, а для местных все они просто хивусы вне зависимости от размера и марки. Хотя одними "Хивусами" ассортимент байкальских СВП не исчерпывается. Самые заметные альтернативы - скеговые катера "Марс-700", выпускавшиеся в 2008-15 годах в том же Нижнем Новгороде.

10.


Что стало с их производителем АКС-Инвест, я так и не разобрался. Вероятно, остался без двигателя: если на "Хивусы" ставят импортные моторы, то 8-местный "Марс-700" создавался под ГАЗовский дизель. Как аккуратно пишут в интернетах, "с 2015 года такие катера больше не выпускали, только переоборудовали".

11.


Ну а субъективно - это самые красивые из аэроходов:

12.


Более вместительные модели "Марсов" под маркой "Hydroair" продолжила выпускать другая нижегородская компания с непритязательным названием "Судостроение-судоремонт". Вот например "Марс-2000" ака "Гидроэйр-20" с почти автобусным салоном, трапом над скегой и парой винтов:

13.


Надо сказать, это был единственный крупный аэроход, встретившийся нам на Байкале: стартовые капиталы тут малы, конкуренция огромна, а потому преобладает на крупнейшем озере всякая мелочь.

14.


Вот нам повстречался "Славир-936" от опять же нижегородской компании "Амфибийная техника", созданной ещё в 1989 году на базе авиазавода "Сокол". Перебрав несколько моделей, такие "Амфитех" делает с 2012 года:

15.


Вот вдали промчалось нечто непонятное и может быть самодельное. Производством аэроходов в России занимается два десятка (!) компаний из Нижнего Новгорода (половина), Петербурга (пяток), Ярославля ("Барс"), Омска ("Арктика") и Хабаровска ("Мурена"), ежемесячные объёмы производства исчисляются сотней-двумя, так что теперь таких машин уже тысячи. Близкий к полноте обзор отечественного СВПстроения есть здесь.

15а.


А вот единственный встретившийся нам нетуристический и ненижегородский СВП "Нептун-15" (он же "Парма-15" и просто "Леопард") в цветах МЧС - с салоном на 14 мест и парой винтов, способных разогнать его до 80км/ч. Надо заметить, московский "Нептун" с верфью в свирском Подпорожье - на самом деле старейший производитель аэроходов в России: это не что иное, как перешедшее на частные заказы советское ещё ЦКБ "Нептун", работавшее над подобными судами с 1972 года.

16.


Аэроходы оказались незаменимы в ледоход и ледостав, и в последние годы такие работают в межсезонья на многих переправах. Скажем, когда Ольхонские ворота становятся непреодолимы ни для паромов, ни для машин, пассажиров исправно возят те же "Хивусы-6". России определённо не хватает тяжёлого СВП-парома, способного брать на борт хотя бы десяток авто. Но в феврале-марте байкальский лёд встаёт так крепко и глубоко, что может выдержать вес трактора. И на лёд этот выходит множество разных машин:

17.


Начиная с квадроциклов и снегоходов, о которых я подробнее рассказывал здесь:

18.


И заканчивая пневмоходами: ещё одна транспортная революция произошла в последние 20 лет на русском бездорожье. Ведь не секрет, что вездеход обычно представляешь себе в виде этакого танка-пацифиста без брони и башни, но с рёвом дизеля и могучими траками. На северах, однако, ещё в советское время смекнули, что если повесить на мотоцикл задние колёса от трактора - он пройдёт через болота или рыхлые снега. Ещё эффективнее оказались приспущенные камеры от шин, перетянутые верёвками: по проходимости такие колёса "на шинах низкого давления" не уступают тракам, но при этом безвредны для почвы. С ветром перемен, конечно, нашлись и те, кто решили ставить опыт трициклов и каракатов (как называли такие самоделки в народе) на промышленно-коммерческие рельсы. В 1988 году в подмосковных Люберцах была основана фирма "Трэкол" ("Транспорт Экологический"), начавшая с разработки универсальной формулы зависимости объёма колеса от веса машины. С 1999 года по этой формуле там оснащали гигантскими колёсами обычные УАЗы, а в 2007 наладили выпуск оригинальных машин, которые я прозвал "шестилапыми". Дальше "Трэколу", как и "Аэроходу", крупно повезло с заказчиком - им оказался целый "Газпром" с месторождениями в тундрах Ямала. Теперь трэколы - с большим отрывом самые массовые пневмоходы России, и на Байкале я видел "шестилапых" пару раз:

19.


Ну а с конца 2000-х севера охватил, натурально, пневмоходобум - методами от полукустарного до мелкосерийного их делают в десятках городов. Занимаются этим местные кулибины, сами по себе люди чрезвычайно яркие и колоритные: так, я когда-то писал про "Борей" из Усинска и "Тром" из Сургута (там же - об истории вездеходов), а многие из читающих эти строки наверняка слышали про модный питерский "Шерп". Вот - кажется, "Лесник-М" из Вологды:

20.


Первая такая машина была собрана, как водится, в гараже в 2009 году, а с 2012 "Лесники" вышли на серийное производство. Среди пневмоходов "Лесник" как бы не самый дешёвый - порядка 3 миллионов рублей, при том что стоимость таких машин обычно начинается от 5 миллионов (а аэроходов - от 6-7 миллионов). Как вы уже поняли, залог успеха техники на Байкале - бюджетность.

21.


Вот - и вовсе какие-то самоделки:

22.


23.


А рабочая лошадка байкальских дорог - старая добрая буханка, выпускаемая с 1958 года Ульяновским автозаводом:

24.


Священный Ольхон всегда поражал туристов концентрацией этих серых машин, но причину их популярности у островитян понимаешь зимой: буханка весит всего 1,8 тонны против 2,7 тонн у сравнимого по проходимости "Лендкруизера". А значит - у неё попросту длиннее сезон, в который можно ездить "польду" (с таким ударением говорят старожилы):

25.


Сам масштаб ледовых трактов Байкала поражает, особенно на февральские и мартовские праздники, когда с сопок открываются виды словно на муравьиные тропы. Официально ездить разрешается только по специальным трассам, где ставят вешки и шлагбаумы и регулярно измеряют толщину льда, причём в основном эти трассы по кратчайшей прямой соединяют твёрдые берега. Но местные на это благополучно забивают, а туристы берут с них пример - хотя бы потому, что ледовые дороги элементарно гораздо ровнее грунтовок.

26.


На самом деле туристам категорически не стоит делать то, что делают местные: лёд - структура динамическая и имеет множество нюансов. Так, ледовый панцирь Байкала пересекают "становые щели" шириной до нескольких метров, этакие тектонические разломы в миниатюре, но по морозу их может стягивать тонкий лёд, который ещё и метель занесёт снегом. У берегов, где есть ключи, лёд круглый бывает тонок. Местные знают расположение подобных "ловушек", но и следы других машин - не панацея, особенно во второй половине весны: если пару недель назад тут прошёл грузовик, то совсем не факт, что теперь бездна не развернется под вашей легковушкой.

27.


В общем, ездить по льду на Байкале стоит разве что непосредственно за местными, если их машина не сильно легче вашей. Большинство ледовых трактов находятся в Малом море и не слишком удаляются от его берегов. Через Большой Байкал, особенно между Ольхоном и курортами бурятского берега, тоже ездят, но куда как реже: это уже до некоторой степени экстрим. Машин в глубинах пресного моря лежит если и меньше, чем лодок - то только потому, что лодки там копились за тысячи лет до машин.

28.


Вот ещё н(е)изменый транспорт ледовых дорог - ольхонские фекалки. Ведь мусор и отходы жизнедеятельности с заповедного острова положено вывозить на материк. Конечно, за счёт тех, кто их произвёл, а потому многие в прямом смысле слова загаживают Священное море. С закрытием целлюлозно-бумажного комбината в Байкальске главным отравителями Байкала стали турбазы и прогулочные катера. Особенно досталось мелкому и гипертуристическому Малому морю - как говорили мне в Иркутске, здесь (в отличие от Большого Байкала) даже в стороне от деревень уже не стоит пить сырую воду.

29.


Попадается на льду и откровенная экзотика - вот например целый выводок багги "Маверик Х3" от CanAm - дочерней компании легендарной "Бомбардье" из Канады:

30.


А вот их родич RZR (читается как "Рейзор" - "Бритва") от американской "Полярис":

31.


Так выглядят их колёса:

31а.


А так - пилоты:

32.


Не на льду, но у берега, нам повстречались вот такие чудо-машины - это белорусская команда МАЗ-СПОРТавто, созданная в 2010 году для ралли вроде "Дакар" или "Шёлковый путь". В команде аж три машины - тягач-мастерская для езды по трассам, жилой модуль с характерной террасой вдоль кузова...

33.


...и собственно гоночный МАЗ-6440RR, изготовленный в 2018 году. До него белорусы сменили три машины, но лишь на этом болиде с чешским двигателем пилот Сергей Вязович и штурман Павел Гаранин смогли стать призёрами "Дакара", заняв 2-е место в 2018-м и 3-е в 2021-м.

34.


За время пути на Байкал их явно достали расспросами, но всё же нам удалось узнать, что ехали белорусы в Хужир - мы на пару дней не совпадали с проходившей там "Байкальской милей" - фестивалем скорости на льду.

35.


А вот вертолёт, лёгкий американский "Робинзончик" с характерным пилоном для винта и полозьями, катает туристов независимо от сезона. Те же сюжеты я наблюдал и на Алтае, и в Приморье:

36.


Не меньше трактов впечатляют и ледовые станы. Чаще всего там рыбачат местные - из палаток, обогреваемых горелкой или свечой:

37.


Иные ставят на своих тонях (рыбучастках) отапливаемые балки (вагончики), которые увозят только под конец сезона:

38.


В юрточном лагере на льду явно ждут туристов, а в 2021 году в 20 километра от Листвянки даже воссоздавалась Середина - легендарная станция Байкальской переправы. Ведь в 1899-1905 годах, пока строилась Кругобайкальская железная дорога, между Листвянкой и Танхоем работали железнодорожный паром "Байкал" и помогавший ему ледокол "Ангара". В феврале-марте даже они не справлялись, и тогда по льду прокладывался тракт за море, по которому, выдав тулупы, шапки, валенки и меховые очки, везли на санях пассажиров. На полпути и располагалась Середина - дощатый сарай с печкой для обогрева и харчевней, где подавали борщ, пельмени и чай. Новая Середина, кажется, "не выстрелила" - в 2022-м я ничего о ней не нашёл, да и на 2023-й не ищется.

38а.


Однако юрты на замёрзший Байкал так и просятся - ведь просторы славного моря многие преодолевают и мускульной силой. Развернуть для велосипедистов, лыжников, конькобежцев, пешеходов ледовую тропу с юртами через каждые 10-15 километров - чем не идея?

39.


Впрочем, мускульная сила на Байкале актуальна не только человеческая. Оленей сюда, кажется, ещё не завезли, а лошади с санками катают народ кругами в пару сотен метров:

40.


Главный гужевой транспорт Байкала - другой... Идя вдоль набережной праздничной Листвянки, мы вдруг услышали нарастающий слаженный вой. Вой какой-то особый, задорный, совсем без примеси боли или страха:

41.


Его испускали собаки, запряжённые в лёгкие приземистые нарты. Они выли хором, иногда замолкали с часто пыхтели, распространяя густой пар, затем снова принимались выть, и лишь когда в нарты садился пассажир, а стоящий позади него каюр трогал с места, собаки умолкали и мчались вперёд, взрывая снег. Они выли от нетерпения:

42.


Тут стоит оговориться, что любые развлечения с животными, будь то дельфинарии, контактные зоопарки или верховая езда, хороши ровно до тех пор, пока их проводят правильно: собака, дельфин или мышь - существа, как ни банально звучит, живые, а потому требующие не только внимания, но и понимания. Которое мало совместимо с коммерцией, тем более зажатой в узкие рамки сезона. Чаще всего катание на собачьих упряжках в туристических местах имеет такую изнанку: осенью купить подешевле собак какой-нибудь северной породы, запрячь их, гонять на износ и по мере износа пристреливать, надеясь, что не кончатся к весне. Правильное отношение к ездовым собакам от неправильного отличается даже не столько тем, как часто и как далеко они будут возить туристов, сколько тем, как они будут жить между сезонов. Ездовой собаке мало иметь эффектную северную внешность - это животное-профессионал, которое, как и любой спортсмен, должно есть правильную еду и регулярно тренироваться. Что такое правильные ездовые собаки - я видел годом ранее на Олхинских скальниках. Там с 2014 года действует питомник "Хаски в лесу", основатель которого Егор Шевчук держит несколько десятков собак, а точнее говоря - живёт этими собаками. За месяц его питомцы съедают тонну мяса и 250 кило гречки, и круглый год тренируются на горных тропах, летом ещё и помогая туристам совершать треккинги. Здесь - вряд ли те собаки: сезонные каюры и берутся обычно за самую простую работу вроде катания скучающих граждан вдоль набережной.

43.


Профессиональные каюры с проверенными слаженными сворами действуют масштабнее - например, организуют ледовые туры на собачьих упряжках, зачастую - на несколько дней. Удовольствие это, само собой, не из дешёвых (я видел ценник в 50 тыс. рублей на человека за 2 дня), так что - любуемся с берега: здесь тот случай, когда "во-первых, это красиво".

44.


Самый бюджетный способ путешествий по Байкалу - на своих двоих. Хотя в дни нашего приезда Байкал был заметён снегом, я ни разу не видел на этом снегу лыжников, зато малейшие участки чистого льда привлекают людей на коньках:

45.


Кататься по замёрзшему пресному морю, по сверкающему узорчатому льду - это действительно шик:

46.


А можно не только кататься, но и отправиться в целый поход:

47.


Снаряжение ледовых пилигримов - коньки, палки и дополняющая рюкзак волокуша. Ещё - инструктор: подобный вид туризма я наблюдал только в достаточно больших группах.

48.


То не мудрено - ведь спят они тоже на льду, а значит везут с собой большую палатку или даже юрту, внутри которой можно сделать обогрев. За день, с ночёвками в посёлках, группы пересекают Байкал от, скажем, Байкальска до Листвянки, но практикуются тут и походы длиной в пару недель. В 2021-м моя знакомая ходила так вокруг Ольхона, а вот эта группа, которую мы повстречали у мыса Хобой (северная точка острова), шла сюда 300 километров из Северобайкальска!

49.


Наконец, польду можно ходить и пешком. Хотя и тут есть свои нюансы - вот на двух кадрах я запечатлел наш инвентарь. Слева торчат палки, изрядно облегчающие ходьбу. На пеньке - резиновые ледоступы, которые натужно натягиваются на обувь. Рядом с ним - поляризиционные очки, без которых в солнечный день среди белых снегов можно испортить себе зрение. Ну а ещё правее на мне висят ледовые шильца, или самоспасалки - не дай бог провалившись в полынью, их нужно мгновенно выхватить обеими руками и зацепиться, вогнав острия в твёрдый лёд.

50.


Напоследок - пара фото самих туристов. Вот посреди сибирских морозов мы повстречали группу вьетнамцев:

51.


А в основной байкальский зимний турист - это симпатичная столичная молодёжь, которой очень нравится делать селфи:

52.


О том же, что показывают туристам в зимние дни владельцы аэроходов и квадроциклов, пневмоходов и буханок, собачьих упряжек и конькового инвентаря, я расскажу в следующей части.

БАЙКАЛ (2020-2022)
Обзор поездки и оглавление (2020)
Обзор поездки и оглавление (2021)
Обзор поездки и оглавление (зима-2022).
Обзор поездки и оглавление (лето-2022).
Разное.
Транспорт Байкала. Лето.
Транспорт Байкала. Зима.
Байкальский лёд. Что, где, когда?
Иркутская ГЭС и окрестности (остатки КБЖД в городе).
По Ангаре. Иркутск - Листвянка - Большие Коты.
Кругобайкальская железная дорога
КБЖД. Порт-Байкал - Берёзовая бухта.
КБЖД. Шумиха - Киркирей.
КБЖД. Киркирей - Шаражалгай.
КБЖД. Шаражалгай - Ангасолка.
Перевальная линия.
Олхинские скальники.
Култук и окрестности.
Слюдянка и Байкальск.
Выдрино, Танхой, Бабушкин. Магистральная часть КБЖД.

Приморский хребет.
Листвянка (2012). Запад.
Листвянка (2022). Восток.
Виды с Байкала.
Большие Коты
Большое Голоустное.
Бугульдейка и Тежеранская степь.
Сарма и Ольхонские ворота (зима).
Курма.Ольхон.
Тажеранская степь.
Ольхонские ворота (лето)
Вдоль Малого моря.
Хужир - столица Ольхона.
Хужир и Огой (зима)
Северный Ольхон (лето)
Северный Ольхон (зима).
Тайлган бурятских шаманов.

транспортная экзотика, Сибирь, дорожное, транспорт, Иркутская область, суда и корабли, вездеходы, транспортная архаика

Previous post Next post
Up