Дорогами Смоленщины

Jun 10, 2017 22:07

Продолжаю рассказ о нашем осеннем путешествии-2017 (предыдущая глава - здесь).

Мы уже два с половиной дня жили в Белоруссии, ездили по разным городам. Но на третий день мы решили заглянуть на Родину - как она там без нас? :)

На самом деле, планируя путешествие, мы рассматривали вариант остановиться в Смоленске и уже оттуда ездить по белорусским городам и весям. Но наш сотрудник, выросший на Смоленщине, ввел нас в заблуждение, сказав, что Смоленск - город неинтересный, и смотреть там нечего. Поэтому мы остановились в Орше, а в Смоленск приехали на один день.

Как ни странно, для нас Смоленск начался с самолета :)

Самолет ЯК-42 выпускали на Смоленском авиазаводе с 1977 по 1981 год, а в 1988 году лайнер установили в смоленском сквере.

Но мы по традиции решили начать знакомство с городом с железнодорожного вокзала, тем более, что около вокзала стоит один из древнейших смоленских храмов.

Церковь Петра и Павла была построена в XII веке, затем неоднократно перестраивалась, очень сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны, но ее реконструировали и вернули ей первоначальный вид. Трудно представить, что эта церковь была возведена еще до монголо-татарского ига.

Рядом с этим храмом стоит церковь Варвары Великомученицы, построенная в XVIII веке.

Отсюда мы хотели пройти к вокзалу, но тут я увидела многочисленных цыганок, которые приставали к прохожим. Я стараюсь обходить такие личности за километр. В общем, к вокзалу мы не пошли, а увидели его уже позже, издалека.

Тогда мы отправились в центр Смоленска, к кремлю. Поставили машину на берегу Днепра и пошли гулять по набережной.

Набережная привела нас к кремлевской стене и памятнику Владимиру Мономаху. Отсюда стена не кажется очень протяженной, я думала здесь сохранили только ее небольшой кусок.

День выдался очень солнечным, но пусть яркие фотографии вас не обманывают. Было очень холодно. Мой красный нос - тому доказательство :)

От набережной мы поехали вдоль стены. Увидели парковку, решили, что встать нужно именно здесь. За парковкой начинался холм, на который мы и взобрались. Оказалось, что это земляной вал, идущий вдоль стены.

Оглядевшись вокруг, мы рассмотрели вдалеке купола Спасо-Преображенского Авраамиева монастыря.

Поехали туда. Монастырь оказался очень маленьким, зажатым городской застройкой и улицами, сплошь заставленными автомобилями.

Отсюда мы поехали на Соборную гору, где стоит Успенский собор.

Интересно, что на колокольне собора часы установлены не сверху, как обычно, а сбоку. Часы, кстати, действующие.

Мы забрались на саму гору, обойдя толпу попрошаек. Честно говоря, такого количества попрошаек я давно не видела. Но это практически единственное, что не понравилось в Смоленске.

Мы поравнялись с Успенским собором и теперь смотрели на него не снизу, а сбоку.

Такая гора в центре города - то, чего не хватает Питеру :) Мы долго вертели головами и рассматривали Смоленск с высоты. Заодно оценили протяженность кремлевской стены.

Издалека мы увидели железнодорожный вокзал. Ну что же, посмотрим на него хотя бы отсюда.

На горизонте - новостройки веселенькой расцветки.

После этого мы поехали к еще одной домонгольскому храму - Михаила Архангела. Стали обходить вокруг церкви, но увидели, что там проходит отпевание. Дальше не пошли.

Когда мы ездили по Смоленску, я заметила, что в центре города есть пешеходная улица. Решили найти ее и прогуляться пешком. Рельеф города впечатляет: перепады высот заметны невооруженным глазом.

Дореволюционные здания соседствуют со сталинской архитектурой.

Дворец творчества детей и молодежи (наверное, в прошлом - Дворец пионеров) размещается в очень красивом особняке.

Дворец бракосочетания - торжественный и светлый, как жизнь молодоженов :)

Музей скульптуры весь какой-то ажурный и воздушный.

А концертный зал - монументальный.

Напротив концертного зала - памятник Глинке. Интересно, что ограда выполнена в виде нотного стана.

А вот площадь перед зданием Администрации области очень напомнила подобные площади в Белоруссии - тот же пустынный простор, такой же внушительный Ленин.

Мне нравятся такие городские планировки, когда в створе улиц видны купола церквей. Здесь мы снова увидели Успенский собор, и с этой точки даже не заметно, что он стоит на горе.

Пешеходная улица Ленина - аккуратная и ухоженная. Здесь почти белорусский порядок, только вот поребрики не покрашены :)

В здании бывшей кирхи размещается школа олимпийского резерва по шахматам (я даже не знала, что такие бывают).

На пешеходной улице мы зашли в сувенирный магазин и накупили кучу сувениров. Все несъедобные сувениры, которые мы привезли из поездки, мы купили в Смоленске.

Кстати, в стайке наших рыб - пополнение :)

Нагруженные сувенирами, мы вышли на Большую Советскую улицу. Здесь стоит монументальное здание Госбанка - практически, как северный модерн в Сортавале :)

Некоторые дома покрашены в яркие цвета, в основном - оранжево-коричневые.

И напоследок мы проехали к костелу Непорочного зачатия. Он, к сожалению, разрушается. В советское время в здании располагался архив, а сейчас костел пустует и находится в аварийном состоянии.

Нам надо было ехать дальше, но Смоленск мы покидали с сожалением. Город очень понравился, было приятно гулять по центру, еще многое осталось неохваченным. Заносим Смоленск в планы на одну из последующих весенних поездок. Сюда определенно стоит вернуться.

А из Смоленска мы поехали в Дорогобуж. Кажется, что в городе с таким названием должно быть много интересного, но это, увы, не так.

Церковь Петра и Павла построена в середине XIX века на кладбище.

А мы поехали дальше к главной достопримечательности Дорогобужа, которая находится около завода минеральных удобрений.

На заводе как-то раз закончился срок эксплуатации газгольдера - металлического шара, в котором накапливался азот. Вместо того, чтобы сдать шар на металлолом, из него сделали самый большой глобус в Европе.

Диаметр глобуса - 10,5 метров, а вес - около 12 тонн. Вот я для масштаба :)

Мы уехали из Дорогобужа, уже и завод почти скрылся из виду, а глобус все еще сверкал своей голубизной :)

И последняя точка нашего путешествия по Смоленщине - Болдино. По пушкинским местам мы не поехали, сразу направились к Троицкому монастырю.

Наступил вечер, в монастыре благовест уже созывал монахов на вечернюю службу. Жаль, но внутри монастырских стен фотографировать было нельзя.

Так завершилась наша поездка по Смоленщине. Мы еще думали встретиться здесь с сотрудником, тем самым, который не оценил Смоленск. Но он в этот день уехал на рыбалку - а ведь мы были совсем недалеко от его деревни...

На обратном пути погода начала портиться, ближе к Белоруссии небо затянули темные тучи, и несколько раз мы попали под снежные заряды.

Так что в Смоленске погода нас пощадила, и впечатления остались самые хорошие. Надеемся сюда вернуться еще хотя бы раз.