По Карелии вокруг Ладоги. Сортавала

Dec 18, 2016 15:40

Продолжаю рассказ о нашей поездке в Карелию (предыдущая глава - здесь).

Итак, мы поехали в Сортавалу. Изначально, мы рассматривали этот город просто как место для ночевки. Знакомые, которые ездили в эти места, восторженно рассказывали о Рускеале, а на вопросы о Сортавале просто пожимали плечами: ничего особенного.

Но это ближайший город к знаменитым карьерам, здесь есть хоть какой-то выбор квартир. Первое, что удивило - это высокие цены на посуточную аренду квартир. Мы привыкли, что в российской глубинке квартиру можно снять гораздо дешевле, чем номер в гостинице. Здесь же за приличную однушку просили в два раза больше, чем, например, за двушку в Рыбинске.

Объясняется это тремя вещами. Во-первых, отсюда отходят теплоходы на Валаам. Во-вторых, здесь ночуют те, кто приехал в Рускеалу. А в-третьих, здесь есть такое явление как "ностальгический туризм". Впервые я услышала этот термин в Выборге, а теперь и применительно к Сортавале. Финны, ранее проживавшие на этой территории (а теперь, видимо, их потомки) приезжают посмотреть на историческую родину. Поэтому цены на квартиры рассчитаны, в том числе, и на финнов.

Но нам нужно было переночевать всего одну ночь, поэтому мы не стали привередничать и выбирать совсем уж хорошую квартиру. Остановили свой выбор на двушке в брежневке напротив заброшенного финского кладбища (окна квартиры, к счастью, выходили не на него). В общем, сэкономили, а зря: квартира оказалась просто ужасной, даже рассказывать не хочу :) Но одну ночь решили потерпеть.

Оставив свои вещи в квартире, мы поехали гулять по дождливой Сортавале.

Когда мы готовились к этой поездке, я решила нанести на карту интересные места в Сортавале. В итоге, карта стала выглядеть так:

Даже не верилось, что здесь так много примечательных мест. Но оказалось, что Сортавала - это действительно отличный город! Видимо, если ехать сюда с автобусной экскурсией, то многое можно упустить. А своим ходом есть возможность, не спеша, осмотреть все, что заинтересует.

Сортавала расположена на северном берегу Ладожского озера, но этот берег настолько изрезан скалами, что Ладоги практически и не видно, а центр города омывается водами озера Ляппяярви.

Кстати, о названии. Сортавала до 1918 года называлась очень даже по-русски: Сердоболь.

С погодой в Сортавале нам конкретно не повезло: холодно и мокро. Поначалу настроение было совсем на нуле, я буквально заставляла себя выходить из машины...

Но мысль о том, что в противном случае нужно будет возвращаться в противную же квартиру, помогала переносить промозглую морось :)

К тому же, мне нравится северный модерн, а в Сортавале его очень много.

Первое, что понравилось - это три здания гимназий, которые до сих пор используются по прямому назначению: в них находятся школы и техникумы.

Пока мы ходили по мокрым сортавальским улочкам, я уже начала согреваться. Настрой тоже улучшился :)

А потом мы приехали в самый центр города - это просто сокровищница северного модерна! Тут уже было практически жарко! :)

Здание финского банка теперь тоже занимает банк, только уже наш.

Вроде бы обычные дома, лаконичные и строгие, а что-то в них есть. Минимум декора - и серое здание играет новыми красками.

Среди сдержанных домов с нордическим характером выделяется яркая пожарная часть, что интересно - деревянная.

Люди ждут общественный транспорт у дома-крепости с черепичной крышей, башенками и забавным мансардным окошком.

Еще один интересный дом: ничего особенного, если бы не фонарь на крыше. Местные прозвали его "шприцом".

Я думала, что следующее здание - это новодел, но оказалось, что его построили в 1939 году. Как-то оно выбивается из общего стиля.

Напротив этого дома Ильич интересуется:

В Питере тоже много интересных домов, но нет времени лишний раз поднять голову и посмотреть. А в поездках обращаешь внимание на каждое здание :)

В Сортавале есть свои "звезды". Например, здесь жил резчик по дереву Кронид Гоголев. Теперь в городе одно из самых посещаемых мест - галерея, где выставлены работы мастера.

На панно, посвященном Сортавале, в центре сидит рунопевец, которого мы пока еще не видели.

На этих часах нас заинтересовал автобус :)

Мы пришли в галерею за пять минут до ее закрытия, но кассирша сказала, что сегодня часы работы продлены, потому что сейчас приедет еще группа детей. Мы попытались обежать всю экспозицию до прихода толпы.

Но не успели :) Вообще, получилось забавно, потому что мы постоянно пересекались с экскурсионными группами подростков из Питера: куда бы мы ни приехали, там уже стояли автобусы с питерскими номерами.

Поэтому мы пошли дальше осматривать замечательную Сортавалу. Следующий дом сам по себе очень интересный.

Но в нем оказалось и еще нечто загадочное: зачем на втором этаже звонок? :)

Еще один банк в очень солидном доме.

Так мы дошли до памятника рунопевцу. Он был открыт в Сортавале в 1935 году.

Рунопевец держит на коленях что-то вроде гуслей, а сидит он на медвежьей шкуре.

В Сортавале сохранились несколько финских гостиниц, и, судя по всему, они не пустуют. Вот, например, "Сеурахуоне".

Мы заглянули в один из дворов в центре Сортавалы. Там оказалось тоже интересно.

И немножко проехались уже подальше от центра.

Здесь на финском здании осталась отметка советского времени.

Уже начало темнеть, мы съездили еще в одно местечко, о котором я расскажу уже в следующий раз, и вернулись в Сортавалу, чтобы где-нибудь поужинать.

Город мне очень понравился, я бы даже сказала, что он привел меня в восторг. Сортавала напоминает Выборг, только без крепости и в гораздо лучшем состоянии. Выборг я люблю (и понятно, почему), а теперь и Сортавала стала тоже любимым городом.

Правда, когда мы решили поужинать, то долго не могли найти ресторан или кафе. В конце концов, нашли небольшой бар на маленькой улочке. Он назывался "Старый город", а внутри были фотообои с Парижем. Почему не с Сортавалой? :)

Вечером город, как и многие города в глубинке, вымирает. Можно было еще прогуляться, но страшновато ходить по пустынным улицам.

Но это не испортило впечатлений о Сортавале. Надеюсь вернуться сюда еще.