А выход здесь один - собственно говоря, он там же, где и вход. Чтобы выйти из этой модели, нужно эту модель увидеть, понять и осознать. Потом нужно разобраться с тем, а как можно жить по-другому, как можно действовать по-другому, как можно быть более цельным, более радостным, здоровым и счастливым? А уж потом начинать реализовывать новые смыслы, новые образы действия, новые принципы организации жизни.
То есть нужно с уровня страдания и потребления выходить на демиургический уровень, на котором можно стать творцом собственной жизни и собственных миров. У Германа Гессе в романе «Степной волк» есть один диалог, хорошо иллюстрирующий это положение:
«…Я оказался в сумрачной, тихой комнате, где без стула, на восточный манер, сидел на полу человек, а перед ним лежало что-то вроде большой шахматной доски…
- Вы Пабло?
- Я никто, - объяснил он приветливо. - У нас здесь нет имен, мы здесь не личности. Я шахматист. Желаете взять урок построения личности?
- Да, пожалуйста.
- Тогда, будьте добры, дайте мне десяток-другой ваших фигур.
- Моих фигур?..
- Фигур, на которые распалась ваша так называемая личность. Ведь без фигур я не могу играть.
Он поднес к моим глазам зеркало, я снова увидел, как единство моей личности распадается в нем на множество «я», число которых, кажется, еще выросло…
- Тому, кто изведал распад своего «я», мы показываем, что куски его он всегда может в любом порядке составить заново и добиться тем самым бесконечного разнообразия в игре жизни. Как писатель создает драму из горстки фигур, так и мы строим из фигур нашего расщепленного «я» все новые группы с новыми играми и напряженностями, с вечно новыми ситуациями. Смотрите!
Тихими, умными пальцами он взял мои фигуры, всех этих стариков, юношей, детей, женщин, все эти веселые и грустные, сильные и нежные, ловкие и неуклюжие фигуры, и быстро расставил из них на своей доске партию, где они тотчас построились в группы и семьи для игр и борьбы, для дружбы и вражды, образуя мир в миниатюре. Перед моими восхищенными глазами он заставил этот живой, но упорядоченный маленький мир двигаться, играть и бороться, заключать союзы и вести сражения, осаждать любовью, вступать в браки и размножаться; это была и правда многоперсонажная, бурная и увлекательная драма… И вот так этот умный строитель строил из фигур, каждая из которых была частью меня самого, одну партию за другой, все они отдаленно походили друг на друга, все явно принадлежали к одному и тому же миру, имели одно и то же происхождение, но каждая была целиком новой.
- Это и есть искусство жить, - говорил он поучающе. - Вы сами вольны впредь на все лады развивать и оживлять, усложнять и обогащать игру своей жизни, это в ваших руках…».
Вот это как раз и есть тот уровень, на котором человек становиться демиургом, творцом себя, собственных возможностей и собственной судьбы. При этом нужно отметить, что это вполне реальные и технологичные вещи, несмотря на то, что похоже на фантастику. Фантастикой это называют те, кто живет в простых моделях, их не видит и не рефлексирует свои действия и их основания. Тот, кто понимает, как устроена наша жизнь, наше общество и организации, тот может легко работать на демиургическом уровне. И поверьте, примеров тому множество.
Следующие части интервью:
Организационный кризис, нормы и создание нового Невозможность организационных изменений, лидерство и осознанность Предыдущие части интервью:
Проблема понимания Механические и органические организации Интегральный организационный тренинг Когда нужны ответы