Проблема понимания...

Aug 25, 2008 13:25

Расскажите более подробно о содержании тренинга.

Организационный тренинг - это очень насыщенная и концентрированная вещь, потому что его задача - создание организационных навыков по созданию новых образцов организации и управления - является в чем-то сверхзадачей для большинства компаний. Приобретать новые способы организации мышления и деятельности - это одно из самого сложного, что есть в сегодняшнем мире. Эти процессы занимают, как правило, несколько лет. А в рамках тренинга это всё сворачивается в несколько дней, поэтому и возникает невероятная плотность и насыщенность.

Понятно, что за несколько дней люди не поменяют свои установки и привычные модели деятельности, но такой цели и не ставится. Главное, чтобы участники тренинга почувствовали, что есть другие миры и другие реальности, и что они могут создавать новое, могут по-другому смотреть на действительность и других людей. Это прочувствование остается даже на физическом уровне, и после такого опыта человек уже не может жить спокойно, ему просто физически нужно идти дальше и получать ответы на новые вопросы. Дискомфорт возникает из-за того, что старые модели, нормы, правила и так далее не «снимаются» быстро, и возникает конфликт между существующим знанием и новым осознанием. Поэтому организационный тренинг не ограничивается несколькими днями, он продолжается несколько лет. И как уже говорилось ранее - назначение «Опыта становления новой модели компании» заключается именно в том, чтобы восстановить контекст тренинга и дать возможность его участникам двигаться дальше. То есть это, по сути, продолжение тренинга, разворачивание его в глубь.

Ну и теперь по содержанию тренинга. Начнем, пожалуй, с такой темы как понимание.

Интересно, как понимание связано с созданием новой модели компании?

На самом деле очень связано. Дело в том, что в принципе создание нового требует способности к пониманию. Почему? Потому что, во-первых, новое, особенно в организационном плане, требует взаимодействия с другими людьми. И здесь встает задача понимания другого как другого. Во-вторых, требуется постичь предыдущий опыт, а для этого нужно овладеть существующими техниками и практиками, что тоже требует понимания. Вот, например, чем отличается настоящий художник от ремесленника? Ремесленник действует по шаблону, не выходя за его границы, он не в состоянии создать новое. Настоящий художник перебирает разные шаблоны, которые оставили до него другие мастера, он познает творчество мастеров через них самих, и однажды приходит момент, когда он преодолевает всё имеющееся наследие и выходит в поле свободного, собственного творчества.



Большинство людей сегодня живут в мире знаний, а не понятий. Знание оно всегда постоянно, будь то скорость света или ускорение при свободном падении тела. В процессе воспитания и учебы человек получает очень много знаний, в том числе и знаний об обществе, людях, организациях. Нас с детства учат, что можно делать, а что нельзя, как правильно себя вести, а как неправильно, и даже как правильно думать. Мы знаем, что нужно быть ответственными, нужно быть честными, нужно заботиться о других и так далее. Мы знаем, что нельзя обманывать, нельзя быть эгоистом, нельзя ругаться матом и так далее. Правда, что на самом деле означает быть ответственным или заботливым мы и понятия не имеем.

С детства общество «навешивает» на нас множество норм и представлений, образцов деятельности, мышления и суждения. При этом у большинства практически отсутствует способность к пониманию: себя, других, общества. А значит, отсутствует возможность творить и создавать новое. Как можно создать новое, когда всё известно, когда мы всё уже знаем. Невозможно. Новое создается только тогда, когда человек выходит за нормы и шаблоны. И когда он это проделывает, он обнаруживает, что ему не на что опереться, так как у него нет соответствующих представлений и понятий о действительной жизни, о реальном человеке, об истине, о красоте, о творчестве и так далее. И здесь только один выход - это развитие способности к пониманию.

В чём заключается способность к пониманию?

Для начала, необходимо отметить следующее: обычно мы понимаем то, что и так знали. Это очень важный тезис. То есть мы понимание заменяем узнаванием, и начинаем ещё ко всему прочему раздавать оценки - этот не прав, этот не понимает, этот дурак, этот не от мира сего и так далее.

Для того чтобы начать развивать в себе способность к пониманию необходимо постоянно проделывать у себя в сознании следующие вещи. Во-первых, нужно отделять понимание от знания. Знание - это всегда про что-то (стол - деревянный, корова - животное и т.д.). Понимание всегда связано с кем-то, с другим человеком, про которого мы, как правило, мало знаем.
Во-вторых, то, что сказано - это не то, что понято. У людей различные ситуации и различные жизненные истории, различные способности, знания, представления о мире и образ мышления. Даже язык может быть различным. Поэтому нужно понимать, что человек - другой, и устроен он по-другому.

В-третьих, необходимо отказаться от узнавания и от оценки. Текст, который написан или озвучен, - подлинный текст. И дело не в том, что другой человек - дурак, а дело в том, что он - другой человек и просто не попадает в нашу матрицу представлений. Соответственно, за текстом стоит нечто, что нам попытались передать, и наша задача как раз понять это.

Для того чтобы воспитать в себе эту способность к пониманию существует весьма определенная техника. В процессе чтения текста необходимо выделить его топику - наиболее важные, или значимые, места. При этом топику выделять нужно независимо от своего отношения (нравиться - не нравиться, понятно - не понятно), а для этого нужно как можно более точно восстановить логику автора, его понятия и представления, его образ мира. Работу по выделению важных мест в тексте необходимо проделать несколько раз, итерационно. Это позволит увидеть расставленные автором акценты, которые сначала не замечались, что, в свою очередь, даст возможность ответить на вопросы: почему я это не заметил и не посчитал важным? Ответы на эти вопросы - начало пути по раскрытию и познанию себя. Понимание - это источник изменения и саморазвития, расширения сознания. Когда понимаешь - меняешься, и понимаешь по-новому. В этом плане понимание не имеет конечного объекта (в отличие от знания), до конца понять невозможно, конца и результата нет. Но это и не нужно. Понимание - это способ выйти за рамки и шаблоны, достичь и осознать границы своих возможностей (но не перейти их, переход границ связан с действием).

Для облегчения работы по пониманию существует ряд приемов: точки совместности, ясные и неясные места, непонятные гипотезы и проблемы. Точки совместности - это тот общий опыт, который есть у Вас с автором. Например, в тексте описывается, как автор падал с велосипеда, его переживания и впечатления по этому поводу. Если Вы тоже падали с велосипеда - то это Ваша точка совместности, и здесь у Вас очень много шансов именно понять автора. Часто же мы очень легко подменяем один опыт другим. Например, кто-то рассказывает нам, как прыгал с парашютом. Если мы с парашютом не прыгали, то мы никогда этого человека не поймем. Однако же если мы знаем о прыжках с парашютом - читали там, скажем, какую-то публицистику - то мы можем легко понимание подменить знанием, и еще сказать этому человеку, что он чего-то там не правильно сделал.

Так же в управлении и организации - большинство людей даже не пытаются понять других: их представления, основы их действий, степень их осознанности. Существуют упрощенные модели человека и организации, по которым все привыкли действовать. Это представление о том, что работники по сути своей ленивые, работать не хотят, хотят только деньги получать, а предприниматели сами не знают, чего хотят, имеют завышенные требования и ожидания и не профессиональны. При этом все ссылаются, что они де люди практики, и на практике все именно так и есть.

По сути, то, что люди называют практикой - это те модели, стереотипы и нормы, в которых они живут и дальше которых не видят. А развитие способности к пониманию и чувствительности к другим - это то, с чего начинается выход за рамки привычного, которое, как правило, ничего общего с реальностью не имеет.

Что всё-таки значит способность к пониманию?

Это значит, что Вы переходите от линейного восприятия мира и линейного действования к нелинейному, многомерному восприятию. В линейной действительности нет вопросов, есть только ответы, всё определено и понятно. Понимание здесь сводиться фактически к согласию либо к несогласию, что обусловлено тем или иным имеющимся знанием.

В многомерном мире понимание не требует согласия или несогласия. Ваше мнение никого не интересует, кроме Вашего эго. Если взять Библию, то совершенно не важно как Вы к ней относитесь, с точки зрения самой Библии Ваше отношение совершенно неинтересно. При нелинейном восприятии Ваша задача - это понимание себя через Библию. И тогда способность к пониманию - это способность идти вглубь себя. Как это происходит?

Читая текст, Вы находите в нём проблемные места, зоны, которые не имеют решения, не имеют ответов. И здесь нужно понимать такую вещь - это исключительно Ваши проблемные места, и если Вам что-то не ясно, то это возможность познать себя. Например, Вы читаете про аскетизм, и для Вас это неясное место, проблемная зона, потому как Вы сами в аскезу не уходили.

Линейный разум отреагирует на это таким образом: зачем отказываться от жизни, когда она намного трудней? И вообще это пережитки прошлого, а современный человек должен быть… и дальше идет нормативный список из качеств «успешного» человека. Для того, кто освободился от нормативного давления общества, понять аскетизм будет шагом к пониманию себя и сути вещей, а это возможно только через действие, то есть в данном случае через принятие аскезы. Вот что значит способность к пониманию, потому что понимание нужно только для действия и ни для чего больше.

Как отрабатывалась способность к пониманию непосредственно на тренинге?

В ходе проектной сессии в компании «N» участники работали с текстами из книги А. Андреева «Магия и культура в науке управления». Это довольно сложные тексты, представляющие древнюю систему взглядов так называемых «мазыков», или «офеней», на вопросы организации и управления.

В этих текстах всё необычно для человека, наученного современному менеджменту. Это и язык, и мировоззрение, и сами понятия, и манера изложения. Но самое ценное в этих текстах - это постоянный акцент на самой сути вещей, которая кардинально за последние века не изменилась. Кстати, сразу с техникой понимания мы отрабатывали и технику схематизации.

Схематизация - это способность человека схематично изобразить основные смыслы текста, причем сделать это так, чтобы только по схеме (без текста) можно было бы восстановить весь текст. Для этого нужно очень точно понять, о чем идет речь в тексте, и отбросить все свои предыдущие знания. Схематизация - это также возможность разворачивания новой деятельности, поэтому схема должна быть деятельностной. То есть происходит следующее: Вы читаете текст, «вынимаете» из него схему деятельности, отображаете её, понимаете и начинаете действовать по этой схеме, вовлекая в эти изменения и других.

Какие возникали проблемы с пониманием? Я так понимаю, что это всё не просто.

Да, конечно, это всё было очень не просто. На наш взгляд участники тренинга столкнулись со следующими проблемами:

Во-первых, подмена понимания предыдущим знанием. Что это значит? Это значит, что при прочтении проблемных текстов, где нет очевидных и общепринятых ответов, наше сознание пытается хоть как-то удержаться на плаву, и хватается за знакомые слова, выдергивая их из общего контекста, и достраивая до цельной, уже знакомой, картины.

Во-вторых, стремление к чрезмерному упрощению. Это стремление очень характерно для большинства людей и привычной жизни. У людей отсутствует чувство вкуса к сложным вещам, таким как истина, настоящая жизнь, красота, познание, творчество, талант. Всё упрощается до знаний, а знания нужны только для того, чтобы изготавливать предметы и организовывать деятельность по их изготовлению. Это, в общем то говоря, не очень человеческое занятие. Знания не могут ответить на вопрос - зачем, сколько и каких нужно предметов? Это определяет чувство вкуса и воображение, т.е. то, что относится к творчеству. А для этого необходимо воспитывать способность к пониманию.

В-третьих, «плоское» и объектное видение ситуаций. Здесь имеется в виду, что люди за деревьями не видят лес. Люди узнают определенные части текста, схватывают какие-то самые простые куски, а схватывание глубоких смыслов текста не происходит.

И, наконец, отсутствие навыка схематизации и изложения мыслей. Эта проблема вытекает из трех предыдущих. Участникам тренинга было очень сложно схематично зафиксировать на бумаге основные смысловые блоки текста и показать связи между ними. А уж рассказать, о чем текст - так для некоторых это вообще оказалась непосильная задача. А когда человек не может рассказать своё понимание, то он не сможет построить содержательную коммуникацию с другими людьми, а значит никогда не выйдет на создание нового.

Конечно, во многом эти проблемы определяются личностными особенностями участников тренинга. Но личностными не в плане темперамента или знаний, умений и навыков, а в смысле отсутствия или неразвитости человеческих качеств - понимания, рефлексии, самоопределения, изложения своей позиции, наличия образа мира и образа действия. Плюс неумение работать со своими страхами, обидами и прочим негативом. Плюс неумение снимать с себя нормативность и социальные штампы, а также сами «крючки», на которые «вешаются» эти нормы.

И здесь, конечно, дальше нужна интенсивная индивидуальная работа с каждым участником тренинга.

Следующие части интервью:
Что же делать людям, которые попали в модель механистичной организации?
Организационный кризис, нормы и создание нового
Невозможность организационных изменений, лидерство и осознанность

Предыдущие части интервью:
Механические и органические организации
Интегральный организационный тренинг
Когда нужны ответы

осознанность, организационный тренинг, понимание, интервью, человек, создание нового, нормативность

Previous post Next post
Up