Введение Глава 1 - Почему мы терпим неудачу? Глава 2 - Воля к поражению. Глава 3 - Жертвы воли к поражению. Глава 4 - Награды за поражение. Глава 5 - Коррекция курса. Глава 6 - Система в действии. Глава 7 - Предупреждения и уточнения. Глава 8 - О сохранении дыхания. Глава 9 - Задачи воображения
Я уже затрагивала вопрос о вкладе воображения в продуктивную жизнь, мы говорили о том, как оно влияет на создание благоприятного душевного настроя, необходимого для достижения наилучших результатов нашей работы. Но воображение имеет такое бесчисленное множество применений, что нам трудно поверить в его способность работать во всех них.
В повседневной жизни мы склонны думать о воображении, как о чем-то, что может быть «полезно» только всякого рода художникам, при этом считая его не приносящим особой пользы людям, живущим обычной жизнью. Воображение, как правило, воспринимается нами, как некий отдых, позволяющий разуму нежиться и витать в облаках. Разрешив себе это (почему-то мы обычно думаем что фантазирование является какой-то поблажкой самому себе), мы возвращаемся к обыденному освеженными или, наоборот, обнаруживаем, что просто потеряли время, что-то упустили, перестали идти в ногу с нашими спутниками и помощниками: короче говоря, страдаем от того, что позволили одной части разума увлечься непонятной игрой.
Как следствие, мы осторожно относимся к воображению, часто стремясь сдержать его или, в некоторых крайних случаях, даже искоренить. Многие читатели не согласятся с идеей о том, что оно может принести огромную выгоду в самых прозаических делах. Но это потому, что они думают о воображении, как о способности, которую нельзя контролировать, которому разрешено создавать свои собственные правила и придумывать события, не поддающиеся управлению. Они считают, что его невозможно поставить на службу своим целям и желаниям. Но контролируемое и направляемое воображение, превращается в зрелую творческую фантазию, духовную способность, о которой говорил
Жубер.
Давайте рассмотрим некоторые из многих вещей, которые воображение может делать с пользой для нас. В первую очередь, оно способно помочь нам по настоящему увидеть себя со стороны, без эмоций и предрассудков, часто не позволяющих нам этого сделать. Например, мы способны обнаружить, что постоянно сдерживаем собственные интересы, а затем изменить образ действий (пока еще в воображении) на другой, приносящий лучшие результаты. Воображение можно направить на противников или ставящих палки в колеса подчиненных, изучая их словно автор персонажей, которых он собирается использовать в книге. Мы можем получить подсказки, объясняющие их мотивы, а затем следить, оказались ли мы правы, избавляясь от ошибок в общении, переставая быть грубыми с чувствительными людьми или слишком снисходительными к тем, кто готов нас эксплуатировать, если мы вдруг дадим им такую возможность.
Этим не исчерпывается то, как воображение, вместо того чтобы предавать нас через мечтательность и покорность неблагоприятным обстоятельствам, вместо того чтобы использоваться нами, в качестве средства развлечения, может начать способствовать созданию хорошей жизни. Работа воображения по приказу воли, в согласовании с разумом, способно помочь в исследовании новых областей, на которые стоит направить наши усилия, может вернуть нам первоначальное ощущение свежести в работе, то, что мы потеряли из-за усталости и рутины; оно в состоянии даже выполнять такую чрезвычайно практичную функцию, как открытие новых рынков для наших товаров, или других способов использования старых талантов.
На эти идеи мы должны обратить более пристальное внимание, а позже рассмотреть несколько упражнений, развивающих воображение.
Нам не обязательно принадлежать к той группе людей, которая, как мы говорим, «учиться только на собственном опыте». Узнав, что большая часть нашего страха заняться чем-то новым идет от непреодолимой боязни перед болью, с которой мы раньше сталкивались, мы можем некоторые из наших “проб и ошибок” совершать мысленно, в воображении, где они, по существу, безболезненны. Мы способны научиться смотреть в будущее через него и оградить себя от неверных шагов, неэффективности, потери энергии и времени.
Прежде всего, мы можем использовать воображение, чтобы увидеть себя и свою работу в некоторой перспективе. Всем известно, что ребенок полностью самоидентифицируется, через всё принадлежащее ему и то, что он делает и связывает себя со всеми теми, кто заботится о нем. Он возмущается, если его просят поделиться своим имуществом, поломка любимой игрушки - трагедия, а если идет дождь в тот день, когда планировался пикник, глядя на ребенка, можно подумать, что солнце никогда не засияет снова. Если мать или няня куда-то уходят по своим делам, это ощущается им, как страшное предательство. На самом деле, большая часть раннего образования направлена на обучение маленького эгоиста тому, как увидеть в правильном свете своё положение в этом мире. С большим или меньшим успехом, каждый из нас выучил этот урок; но почти никто не понял его полностью. До последних дней жизни, в нас всё ещё присутствует толика этого детского эгоизма. Хотя иногда, у взрослого человека, этот эгоизм явно чрезмерен, - он страдает, возмущается и жалуется так, словно всё ещё находится в детском садике.
Не существует успеха, который был бы не связан с отношениями между людьми. Художник, «работающий только ради собственного удовольствия», - это химера, такая же, как мифический гиппогриф. Нам очень важно понимать, как мы выглядим в глазах других. Каждый из нас в какой-то момент говорит себе: «Вот я, вот та работа, которую я делаю, вот те, кого я хочу поддержать и порадовать моим трудом». Воображение может помочь нам посмотреть на отношения в перспективе, проанализировать их по частям, и полностью охватить то, что уже сделано.
Инфантильный человек никогда не сможет посмотреть на себя со стороны; еще менее он способен посмотреть на работу или плоды своего труда и увидеть их такими какие они есть, неискаженными чрезмерной гордостью, смирением или страхом. Следовательно, он так никогда и не поймет, каков его вклад в этот мир и будет постоянно находиться во власти мнения друзей или вовсе незнакомых ему людей. И даже здесь он будет сбит с толку; неважно насколько понятны произнесенные слова, неважно какова оценка его усилий, он всё услышит неверно, так как не в состоянии сосредоточить своё безраздельное и бесстрастное внимание на сказанном. Интенсивная озабоченность собственными надеждами и желаниями превращает его в испорченный инструмент наблюдения. Он не в состоянии воспользоваться хорошими советами или услышать справедливую критику, а с другой стороны, откуда он может знать, не ошибочны ли даваемые ему советы и является ли критик опытным экспертом? Взглянув в воображении, сначала на себя, затем на работу, которую он хочет сделать и тех, с кем он общается, а потом связав все эти элементы друг с другом, он сможет сохранить мужество двигаться дальше, предотвратить спутанность ума, вызываемую противоречивыми советами, получить беспристрастную оценку своего труда.
Теперь поговорим вот о чем: если вы в течении длительного времени, отождествляете себя с работой, которую делаете - это большая ошибка, из-за которой вы можете пострадать и которая вам мешает. В последние несколько лет, благодаря трудам психологов, мы многое узнали о глупости отождествления себя с нашими детьми, о глупости идеи того, что они не способны вести самостоятельную жизнь. Мать, цепляющаяся за своего взрослого (или пусть даже подросткового возраста) ребенка, страдающая вместе с ним, принимающая за него решения, считающая его разочарования своими, не способна наслаждаться своей собственной жизнью, если вдруг он выбирает не тот путь, который она ему придумала. Вмешательство в его дела, навязывание ему профессиональных и социальных интересов, больше не рассматриваются нами, как проявление материнской любви и мудрости. Хотя мы не всегда можем действовать так разумно, как следовало бы, сегодня, мало кто из нас считает полное отождествление себя со своими детьми похвальным или желательным явлением. Сейчас мы обладаем определенным знанием об одной из самых фундаментальных жизненных сфер. Мы понимаем, что наша работа в качестве родителей состоит в том, чтобы сделать всё, что в наших силах и обучить ребенка тому, как жить счастливой, здоровой, взрослой жизнью; не ставить перед ним ненужных барьеров, не мешать его самостоятельности; дать ему свободу в выборе друзей и позволить сформировать свои собственные суждения, как можно скорее. Более того, мы знаем, что желательно, чтобы каждый взрослый, будь то родитель или ребенок, был чем-то увлечён и, что только наличие таких интересов, таких увлечений, гарантирует отсутствие нездорового вмешательства в жизнь других. При этом, никто, даже на мгновение не подумает о том, что, поскольку более разумное понимание функций родителей приходит на замену тиранической диктатуре (пусть даже мотивированной глубокой заботой о детях), любовь матери или отца к ребенку, из-за этого станет хоть на сколько-то меньше.
Отношения к результатам своей работы, очень похожи на отношения ребенка и родителя: о каждом из них нужно заботиться, лелеять, питать как часть самого себя на ранних стадиях. Но с достижением зрелости, наступает время, когда они должны получить свою самостоятельность. Если мы хотим взять от жизни всё, что можем, мы обязаны научиться и понять, когда нужно переходить от одной задачи к другой. Даже самые продуктивные из нас могли бы сделать гораздо больше, если бы наши результаты не сокращались вдвое, из-за того, что мы не учимся тому, как отделять себя от того, что уже сделано, и вкладывать энергию в работу, которая нас ждет. Почему-то вместо этого, мы смотрим назад и наблюдаем за судьбой того, чем были увлечены. В некоторой степени это неизбежно; нам нужно знать историю и перспективы своей законченной работы, поскольку мы можем извлечь из этого что-то ценное. И вот сейчас, настало время сказать о том, чему обычный человек способен научиться у гения. Изобилие, как сказала Эдит Уортон, является признаком истинного призвания; и это так в любой сфере жизни. Настоящий гений - будь то Леонардо, Диккенс, Наполеон, Эдисон - всегда двигались вперед. Многогранность и изобилие (как нам иногда говорят) это вовсе не признаки бесталанного трудяги. Наоборот, когда они проявляются в обычном человеке, то становятся тем, что связываете его с величайшими людьми его профессии.
Мы все привыкли делать какую-то работу, а затем стоять и размышлять над тем, к чему приведут результаты нашего труда, при этом, постоянно поражаясь тем людям, которые не совершают такую же ошибку. Почему-то, мы даже полагаем, что они должны постоянно «подстегивать себя» для того, чтобы выполнять то, что им удается. Ничего подобного - это неверно и не обязательно так, как мы считаем. В их случае, происходит то, что время, энергия, внимание (которое у большинства людей тратится на поиск одобрения, прислушивание к комментариям, задавание вопросов о том можно ли что-то улучшить или оставить все как есть) направлены на продвижение вперёд и поиск новых путей. Ни в коем случае, речь здесь не о том, что здоровые, плодотворные люди просто чересчур самодовольны и не обращают внимания на настоящую критику; они знают, что, если что-то уместное будет сказано, они это услышат. Опыт научил их, не быть глухими к тому, что действительно для них важно. Главное, о чём они узнали, - не ждать чужих комментариев к своей работе; и поэтому их жизнь вдвойне насыщеннее и лучше, чем у тех из нас, кто никак не может научиться тому, когда нужно дать свободу и позволить нашим чадам, результатам нашего труда и мыслей, начать жить своей собственной жизнью.
Воображение может помочь нам понять, как работают здравомыслящие люди, и предложить методы подражания им.
Глава 10 - О кодах и стандартах