Дороти Бранд. Пробудись и живи. Глава 8 - О сохранении дыхания.

Nov 04, 2018 19:20

Введение
Глава 1 - Почему мы терпим неудачу?
Глава 2 - Воля к поражению.
Глава 3 - Жертвы воли к поражению.
Глава 4 - Награды за поражение.
Глава 5 - Коррекция курса.
Глава 6 - Система в действии.
Глава 7 - Предупреждения и уточнения.



Глава 8 -  О сохранении дыхания.

Ранее на этих страницах давался совет не сообщать другим о своих планах выйти из рабства воли к поражению. На самом деле, может показаться, что я считаю погружение в угрюмое молчание одной из предпосылок успеха. Ничего нет более  далёкого от истины, чем это утверждение. Говорить в меру, говорить убедительно, устанавливать и поддерживать дружеские отношения с окружающими, все это имеет огромное значение для эффективной жизни. Тем не менее, мы слишком легко начинаем болтать впустую, в неправильное время или с неверной целью. Бесчисленные пословицы существуют, чтобы показать, что народная мудрость всегда признавала опасность чрезмерной болтливости. «Слово - серебро, молчание - золото», «где много слов, там мало дела», «лающая собака никогда не кусает», - отмечаем мы; говорим, что язык «несдержан», что он «мелет как помело»;  называем демагогов пустозвонами, хваля немногословных людей и часто оказываемся неприятно удивлены той силой, которой обладает лаконичная речь.


Не заостряя слишком много внимания на этой проблеме, всё же отметим несколько  причин, почему практика молчания заслуживает изучения. Каждая великая религиозная дисциплина настаивает на мудрости обучения контролю над речью. Некоторые христианские секты практикуют периоды безмолвия; в иных  приносят обеты вечного молчания. Одна из величайших и наиболее известных индийских философских религиозных систем посвящает целую фазу своего обучения не только контролю над речью, но и контролю над дыханием. Это пранаяма. В латыни слово «дыхание» и слово «душа» являются мужской и женской формой имеющей  один и тот же корень, по-гречески они идентичны.

В этом есть нечто большее, чем видят глаза читателя, который постоянно куда-то спешит. Дыхание - одна из немногих автоматических функций тела, которую мы можем контролировать. То есть она находится на границе между областями сознательного и бессознательного. Люди, способные говорить или молчать, по своему выбору - это те, кто  могут себя контролировать.

Когда бессознательное полностью берет над нами верх, мы говорим не так, как должны были бы, предвидь мы все последствия наших слов, а так словно есть некая необходимость снять с себя едва осязаемое давление. Поэтому мы  насмешливо ворчим о своих трудностях, пествуя этим нашу застенчивость или демонстративно находим себе оправдания. Иногд, мы жалуемся на пустячную несправедливость и подчас поражаемся, увидев, насколько вызванная жалость к себе не соответствует серьезности   причины. Но если мы в добавление ко всему находим источник жалости и потакания нашим слабостям в другом человеке, мы редко оказываемся настолько зрелыми, чтобы отказаться использовать его, тем самым усиливая в себе инфантилизм и прекращая дальнейший рост.

Одна из самых коварных уловок воли к поражению, заключается в том, что она заставляет свою жертву просить у других ненужных советов. Здесь мы снова видим  универсальный, глубоко скрытый мотив того, почему люди это делают (еще раз подчеркнем, речь идет о ненужных советах), и суть его заключается в том, что, таким образом, мы пытаемся почувствовать защиту и заботу других, хотя мы уже давно не дети. Но это снова означает, что нам заранее выдают индульгенцию на неудачу. Если мы будем действовать по совету другого и все окажется безуспешным, очевидно, что поражение уже не наше, а нашего советчика, не так ли? Таким образом, мы можем продолжать мечтать об успешных действиях и думать, что если бы мы поддались своему первому импульсу, мы бы добились успеха.

Поскольку такие мотивы существуют, разумно будет подвергать  тщательному анализу каждый свой порыв попросить совета. Если подоплека желания не вызывает подозрений, тогда возникает еще один вопрос, который нужно себе задать, прежде чем, с чистой совестью, обратиться к кому-то за помощью: «Реши я сам разобраться с этим вопросом, я потрачу только свое время?» Если ответ на этот вопрос «Да», тогда, как правило, лучше заняться  проблемой самостоятельно, если только количество затраченного времени, не будет несоразмерным важности результата.

Если вы человек творческий, помните, что время, проведенное в поиске самобытной техники, потрачено не зря. Мы привыкли думать об успехе таких людей, как Джозеф Конрад, поляке писавшем на английском языке или Чарлзе Протеусе Штейнмеце, этом гении в области электричества, как  о проявлении чуда. Ведь только для того чтобы разобраться в своих проблемах в одиночку, какие огромные препятствия им пришлось преодолеть! Однако, нужно отметить что, необходимость самостоятельных действий была одним из главных условий их успеха. Осознание и признание этого факта, никоим образом не умаляет ценности их достижений. Большинство из нас поддерживают друг друга, но эта поддержка со временем, становится такой, что мы уже не можем сделать ничего оригинального; конечный результат наших трудов - это своего рода сборная солянка из пристрастий, талантов и техник,  практически ничем не отличающаяся от других. Посмотрите на любой посредственный роман; на стандартные макеты, формулировки и иллюстрации рекламных объявлений в каком угодно журнале; на колонки с карикатурами. Трудно представить, что за ними стоят реальные люди, все они, кажутся созданными в каком-то центральном бюро. Однако, хотя, мы спокойно поглощаем эти выпуски Министерства издания романов, Центрального бюро карикатур, Комитета национальной рекламы, мы приберегаем настоящие награды для тех, кто вносит в наши жизни что-то свежее и гениальное. Таким образом, разработка самобытной техники, сколь бы кропотливой она не была, стоит затраченного времени  и одиночества. Держа это в уме, давайте поговорим о том, когда следует обращаться за советом.

Итак, вы столкнулись с реальной проблемой. Первый шаг - написать или точно сформулировать ее в устной форме, так чтобы увидеть, что именно вас беспокоит. Если вы позволите проблеме просто занять ваши мысли, она будет казаться больше и непонятнее, чем в случае если она тщательно изучена. Поэтому найдите эксперта, к которому вы собираетесь обратиться, будь то друг или незнакомый вам человек, но приложите все усилия, чтобы найти того, чьи взгляды кажутся вам наиболее близкими, поскольку обычно это подразумевает сходство психических процессов индивидов. Не стоит делать это до формулировки проблемы, так как в этом случае, вы зря потратите и его и свое время, включив советчика в аудиторию наблюдающую за  вашим самоанализом. Если вам удастся договориться о встрече с экспертом, сделайте разговор настолько кратким, насколько это возможно, при этом охватив за отведенное время все появившиеся у вас вопросы. Затем следуйте полученному совету до тех пор пока не увидите конкретные результаты. Если у вас возникает соблазн сказать: «О, для меня это не сработает», тогда вы должны заподозрить в такой реакции свои собственные мотивы. Возникшее неприятие подразумевает, что у вас уже было решение, и вы надеялись, что вам посоветуют то же самое.

История о неправильном отношении к советам и инструкциям может дать  вам больше, чем любой положительный пример.

Вы когда-нибудь видели учителя рисования за работой? Часто он находит в рисунке одного из учеников недостаток, который очень типичен для работ большинства студентов, так что он собирает всех вокруг мольберта. Используя ошибку на  холсте в качестве образца, он начинает критиковать, советовать, увещевать, а иногда просто стирает все то, что неверно и рисует нужную линию или добавляет необходимый цвет, показывая, как это должно было быть сделано. Если понаблюдать за группой в этот момент, то можно обнаружить, что, как бы трагично это ни звучало, все получают пользу от нотаций учителя. Все, кроме самого ученика, для которого, по идее эти слова  должны быть наиболее ценными. Почти в каждом случае тот, чья работа служит примером ошибки, будет дрожать, нервничать, злиться, иногда с трудом сдерживая слезы - короче говоря, проявлять все признаки того, что он чувствует себя униженным и оскорбленным, реагирует на инфантильном уровне. Если вы попросите о помощи или поставите себя в отношение «учитель - ученик», научитесь извлекать пользу из своих ошибок, а не страдать от них. Будьте беспристрастны, когда вас учат правильному образу действий.

Если вы учитесь в школе или берете частные уроки, разумно воспользоваться любой возможностью, чтобы задать хорошо продуманные вопросы, а затем действовать на основе полученной  информации и, наконец, (очень важно) - отчитаться перед преподавателем о том, чего вы добились, следуя его советам. Это выгодно не только вам, но и ему и его будущим ученикам, поскольку он не может точно знать, насколько эти методы  эффективны,если никто не сообщает ему об этом. Если вы постоянно информируете преподавателя об отсутствии прогресса, то здесь одно из двух: вы либо не совсем понимаете мастера или учитесь не у того.

По окончании периода ученичества постарайтесь не дать слабину и не допускать сомнений в себе, обращаясь за советом по каждому поводу. Любой врач и психиатр знает, что есть большой класс «страдающих», которые возвращаются к ним  снова и снова, задавая огромное количество банальных вопросов. Если они беспомощны в других сферах жизни настолько, насколько они показывают себя своим врачам, кажется, что они так никогда и не повзрослеют. Никто, кроме шарлатанов, не рад  появлению таких пациентов, а человек, который ищет оправдания своим неудачам в других или не хочет расти и решать трудности самостоятельно, будет искать помощи и просить советов до конца своих дней. Даже самых проницательных экспертов можно простить за то, что они иногда принимают людей, которым действительно нужна помощь за таких «страдающих».

Чтобы узнать, нет ли у вас нервной привычки к такой зависимости, каждый раз когда вы хотите обратиться к кому-то за советом, спросите себя: «Задал бы я этот вопрос, если бы мне пришлось заплатить деньги специалисту за ответ?» Ко всем известным, занятым людям, часто обращаются с просьбами о личной встрече и собеседовании. Обычно, хотя и испытывая большие трудности, они соглашаются, дабы не рисковать, дав отказ талантливому новичку; но их беспощадно эксплуатируют. Когда, а это подчас случается, видный человек перестает отвечать на любые вопросы, это не значит, что он преисполнен тщеславия и не готов с радостью помочь тому, кто  находится в полной растерянности, а означает лишь то, что он не знает, как избавиться от просьб невротиков. Но поскольку, у него кроме всего прочего есть основная работа, он с неохотой выбирает молчание, утешая себя знанием о том, что многие, кто готов трудиться, только расстраивают себя, действуя с слишком большим смирением и, даже если их вопросы останутся без ответа, они найдут свои собственные верные решения.

Поэтому разговоры, жалобы, поиски советов и указаний, на период своего перевоспитания лучше оставить в стороне. В конечном счете, в идеале, вы должны стремиться быть в состоянии работать при любых обстоятельствах. Вы не можете быть уверены, что советчик или лучший друг всегда будут готовы вас выслушать в тот момент, когда вы почувствуете, что вам это необходимо. Если вы возьмете в привычку приходить к кому-то на определенном этапе своей работы, тем самым вы заставите себя чувствовать, пусть даже бессознательно, что это необходимо для достижения желательного результата и заложите фундамент  своей будущей неудачи.

Более того, неважно,  чем вы занимаетесь, проводя всё своё время в творческой деятельности, вы добьетесь того, что  у вас появится собственное видение, некий обобщенный опыт и вы действительно будете разбираться в выбранной вами области. Позже вы увидите, сколько вопросов возникало из-за того, что раньше вы были любителем и новичком, и из-за недостатка опыта,  каждая проблема казалась вам уникальной.

Глава 9 - Задачи воображения

пробудись и живи, полезное для писателя, Дороти Бранд

Previous post Next post
Up