Автор: Дороти Бранд
Перевод с английского: Sergey Toronto
Введение Глава 1 - Почему мы терпим неудачу? Глава 2 - Воля к поражению. Глава 3 - Жертвы воли к поражению. Глава 4 - Награды за поражение.
На первый взгляд, может показаться абсурдным, что кто-то, пусть и бессознательно, готов потерпеть неудачу, но факты говорят о том, что едва ли найдется хотя бы один человек из сотни, кто тем или иным образом не калечит и не мешает себе. Чтобы понять, почему это происходит, в этой главе, мы изучим то, что (как это не парадоксально звучит) можно назвать, вознаграждением за поражение.
Усилившийся в последнее время интерес к психологии сделал для нас привычной идею, казавшуюся вначале нелепой - мы все, большую часть времени тратим на мечтания. Мы мечтаем сознательно или бессознательно, бодрствуя или во сне, представляя ситуации, в которых мы были бы счастливее, чем в реальной жизни. Подчас у нас складывается какое-то детское представление о счастье или успехе и это запутывает нас и мешает нашей взрослой жизни. Такие мечты о роскошной праздности, берут своё начало в безопасности младенчества, где все наши желания исполнялись немедленно, а тепло, еда и любовь давались просто так и без ограничений.
Ральф Уолдо Эмерсон, задолго до того, как появились специальные термины, объясняющие, что значат эти мечтания о прошлом, прежде чем мы узнали о «фиксации» или «нарциссизме», писал: «Мы не верим, что в дне сегодняшнем есть хоть какая-то сила, способная воссоздать прекрасное вчера и медленно умираем средь руин прошлого, где когда-то у нас была еда и крыша над головой». В какой-то мере сказанное справедливо для всех нас, но счастливого и успешного человека, это касается в меньшей степени.
Иногда, у нас появляются смехотворные, никчёмные мечты об успехе: безвольный слабак превращается в военного гения уровня Наполеона или финансового воротилу, а серая мышь в обольстительную сирену. Если бы реальность не вторгалась в эти грёзы, мечтатель был бы намного счастливее, просто поглощенный этими сказками, нежели если бы он вдруг обнаружил, что в состоянии реализовать какую-то часть своих фантазий. Такая мечтательность, сама по себе является компенсацией за жизнь наполненную скучной рутинной и монотонностью. Но мир таков, каков он есть и мечтателю приходится проводить, по крайней мере, часть времени в холодной атмосфере фактов. Мир, где мы живём это вовсе не
земля Кокейн, где зажаренные свинки бегают за нами с призывами «Съешь меня!» и фрукты не падают с деревьев прямо в рот. Какими бы счастливыми не были наши мечты, иногда мы вынуждены стряхивать их с себя и очнувшись, преодолевать все тяготы реальной жизни.Неисправимый мечтатель будет бороться с ними только в той мере насколько это ему необходимо, и не более того. Чтобы заработать себе на хлеб с маслом, он будет заниматься чем угодно, но делать это вполсилы, а потом, вернувшись после работы домой, вновь предаваться мечтаниям, не важно осознает он это или нет. В результате, ему удаётся добиться лишь одного: получить чуть-чуть свободного времени и каждый день тратить его на одну единственную цель - продолжать разбазаривать свою жизнь. Но в мечтах он счастлив. Для него, это истинная компенсация за все неудачи, и поэтому он продолжает грезить. Тем не менее, если его настоящая цель, - быть счастливым, он заблуждается, не понимая, что даже самый скромный успех в реальной жизни, принесёт ему больше счастья, нежели годы фантазий и мечтаний.
Важно запомнить, что награды за неудачи действительно существуют, поскольку в противном случае мы просто не будем прилагать усилия к тому, чтобы бороться с ними, а ведь кроме грёз есть и другие “бонусы,” выдаваемые за поражение.
Например, подумайте о тех, кто решил заняться каким-то делом, но посвятил ему времени ровно столько, сколько необходимо для того чтобы, со смирением сказать, что они пытались, но у них не оказалось тех качеств, которые приводят к успеху и значит теперь можно сидеть сложа руки до конца своих дней. Такие инертные замечания, произносимые утомленным голосом, с долей юмора, часто слышны от старых неудачников. Их слова будут звучать очень честно и трогательно и нет никаких способов доказать, что эти утверждения не совсем правдивы. Тем не менее, каким-то образом, это помогает им жить дальше. Если вы присоединитесь к их группе, вы сможете наблюдать за тем, как другие сражаются за успех, с недоумением и немного завидуя тому, как они наслаждаются результатами своих трудов, но, возможно, даже в большей степени (такова уж человеческая природа) обращая внимание на тех, кто терпит поражение, и занимает место среди зрителей рядом с вами.
«Люди очень поверхностны и трусливы», говорил
Франклин. «Они начинают какое-то дело, но столкнувшись с трудностями, обескураженно бросают его». Вы спрашиваете себя, а что было бы дай вы себе ещё один шанс после того как начав, сдались? Ваш уровень в выбранном деле мог бы так и остаться любительским и было бы ужасно тяжело понравиться тем, кто продолжает двигаться вперёд, понравится им, наиболее суровым из всех критиков, профессиональных или непрофессиональных, обладающих неким внутренним знанием и способным намекнуть на своё превосходство, тем кто глотает пыль в самом конце гонки. Их стандарты настолько высоки и неприступны, что поражение в попытке их достичь более почётно, чем менее значительные личные успехи человека. Ничего не достигнув, вами обретается признание других в том, что, возможно, вы могли бы совершить великий финансовый переворот или создать шедевр искусства, и всё это видно в вашей тихой задумчивости и читается в глазах тех, кто принимает вашу версию мира и это имеет большее значение, чем реальный успех. Однако, в этом случае, ваш пример может стать помощью и поддержкой для тех, кто более настойчив в достижении своих целей и, возможно, это самый благоприятный вид поражения, самая успешная неудача.
Обратите внимание, что во всех этих случаях вы избегаете борьбы, боли и унижений, сопутствующих активным действиям в реальном мире. Вам никогда не придется смотреть на то, как плюют и презрительно смотрят на плоды вашего упорного труда. Вы никогда не ощутите затаенную злобу тех, кого вы победили в конкурентной борьбе. Вам не придется терпеть резкую критику и осознавать злобу тех, кто завидует любому успеху, пусть даже самому незначительному. Вам не нужно будет выискивать аргументы и отстаивать своё мнение, в тот момент когда вы чертовски устали и вам хочется отдохнуть и набраться сил. И, самое главное, вас не коснется, глубокая и сильная боль от несоответствия между тем, что вы создали и тем, что вы надеялись создать. Такие различия всегда существуют и для людей честных перед собой, они постоянно вызывают страдание.
Для нас важно обратить внимание на факторы уклонения от боли и дискомфорта чтобы, когда мы начнём рассматривать причины, почему мы так часто выбираем поражение, а не успех, они уже были нам полностью ясны. Поэтому, нужно знать о том, что в случае неудачи, ещё одной наградой является отсутствие риска быть раздражённым, усталым или разочарованным от работы с коллегами или работой над материалами, когда они особо упорно противятся вам. А если кто-то окажется лучше вас в том, о чём вы мечтали и хотели добиться, вы не начнёте есть себя поедом говоря, что если бы вы действительно попытались снова, то смогли бы превзойти их. Плюс ко всему, если вы не будете привлекать к себе внимания, у вас не будет горького опыта превосходства над теми кого вы любите. Это, пожалуй, чаще всего женская награда за поражение, хотя дети выдающихся родителей или ученики мастеров старых школ также знают об этом. Тем не менее, нужно заметить, что многие из тех, кто боится опыта причинения боли другим, никогда даже и не пытались приобрести его и они не учитывали того великодушия и благородства которым обладает любовь. Поэтому часто это лишь оправдание своего бездействия, лежащего в основе такого поведения, а не реальная проблема поиска компромисса между амбициями и сохранением хороших отношений с дорогими людьми.
Принимая поражение, человек избавляется от множества сплетен, недопониманий и разговоров на грани скандала, которые то и дело случаются с теми, кто преуспевает. Хотя этот страх невротичен по своей природе, но для многих, он часто является сдерживающим фактором. Все энергичные, жизнерадостные личности становятся объектом любопытства тех, в ком уже практически не осталось жизненной силы. Хотя, на самом деле, лишь мнение нескольких близких людей может иметь значение, многие отказываются от активной жизни, и делают это вовсе не для того, чтобы более интенсивно заняться своим внутренним миром, а просто чтобы избежать вульгарного любопытства толпы. И тогда, если поражение полностью их не сокрушило, они становятся более очаровательным компаньоном, чем многие успешные люди.
Те, кто достигает в жизни реальных результатов, вероятно, будут постоянно чем-то заняты. Даже во время отдыха они часто озабочены решением каких-то своих вопросов. У успешных людей меньше свободного времени, и по сравнению с неудачниками, они более аккуратно следят за своим досугом. Их редко можно вовлечь в увеселительные экспромты, так как они не ищут бессознательного спасения от неудовлетворительных условий своей жизни. И, поскольку у них нет глубокого чувства вины, которое преследует тех, кто знает, что они терпят неудачу, в них нет непреодолимого желания обязательно победить в какой-нибудь игре. Они сохраняют юмор и очарование, эмоции и терпимость для тех, с кем они осознанно связали свою жизнь. Таким образом для всех, кроме их самых близких друзей, они могут казаться грубыми, неприступными, или вежливо холодными. И, до тех пор, пока у вас в голове не укладывается, что под этим небом кто-то, может относиться к вам с равнодушием, неприязненно или озадаченно смотреть на вас, - вы просто продолжаете оставаться очаровательным неудачником, терпящем поражение.
Пожалуй, сейчас будет полезно, на реальном примере трёх людей, показать, как воля к поражению проявляется в их жизни . В каждом случае можно увидеть, как человек, демонстрируя очевидную активность, занимается такими делами, что на первый взгляд, хочется согласится с жертвами и признать, что они находятся в тисках злой участи. Но, при более тщательном изучении, каждая жертва воли к поражению, уже рассматривается нами без принятия во внимание внешних факторов, а лишь в свете особенностей их индивидуального характера. Все эти люди обладали способностями, необходимыми для полноценной, счастливой, продуктивной жизни, но каждый из них тратил энергию на мнимые цели: один увидел свою ошибку и исправил её, другой умер, так и не узнав правды о своих потерянных талантах. Третий по-прежнему борется со своей проблемой, но всё также далек от успеха, как и раньше, хотя его имя хорошо всем известно.
Первый случай - молодая вдова, родители ученые, в прошлом блестящая студентка университета. С небольшим капиталом, оставленным ей для заботы о её маленькой дочери, она вернулась к учёбе, чтобы получить степень магистра и доктора философии и подготовиться к карьере педагога. На самом деле (когда она к своему удивлению обнаружила, что её трудности стали настолько велики, что ей необходим чей-то совет), она обрадовалась шансу снова стать студенткой и продолжить жить в состоянии ребенка в мире взрослых, поэтому она затягивала свое обучение всеми возможными способами. Наконец, после получения докторской степени, она сделала то, что по её мнению и мнению её друзей, выглядело честной попыткой найти для себя подходящее место в жизни. Но дело было в том, что она постоянно конфликтовала с начальством по поводу своих довольно оригинальных экономических идей. Эти идеи не имели ничего общего с предметом, который она должна была преподавать; их принятие или непринятие другими людьми ничего бы не изменило в той работе по обучению, которую она должна была выполнять; но, настаивая на том, чтобы её абсурдные и донкихотские идеи серьезно воспринимались коллегами, она всякий раз создавала конфликтную ситуацию, что вызывало явную неприязнь к ней со стороны тех, от чьей доброжелательности она зависела. Она переходила с одной должности на другую, нигде не задерживаясь дольше, чем на год (срок действия её контракта). Она была хорошим учителем, и могла многое дать ученикам, но при этом, она всегда внимательно следила за тем, чтобы не получить должность, где нужно очень много и усердно работать. Её надежды стать профессором испарились. Она покидала хорошие колледжи, постепенно опускаясь всё ниже и ниже, выбирая небольшие, никому неизвестные школы, а пока она неуклонно скользила вниз, успела разработать философию, которая примиряла её с непрерывным упадком. Она считала, что мы все живем чересчур роскошно, и слишком высоко ценим хорошую одежду, еду и комфорт. В конце концов её теория полностью проявила себя, когда она была вынуждена переехать в городские трущобы. Однако всё её вызывающее самооправдание сломалось, в тот момент, когда дело дошло до приглашения друзей в гости. В общем, она становилась всё более одинокой и эксцентричной, хотя её бравада так и не угасла.
К счастью, её единственная дочь, была очень умной и привлекательной девушкой, которую совершенно не впечатляла псевдофилософия матери. Она видела, что на каждом шагу её ограничивает чудаковатость их образ жизни, и как только смогла, она начала бороться за более разумное существование. Проблема достигла такого уровня, что либо мать должна была принять возражения дочери, либо потерять её. Все самостоятельные усилия матери по исправлению своего ложного мировоззрения, были бесполезны. При всяком удобном случае, она по-прежнему вступала в споры, держась за старый образ жизни до которого её довели терпимость, и та небольшая зарплата, что ей платили несмотря на полученные ею знания и умения.
Наконец, она обратилась за помощью к психологу и была ошеломлена неприятным открытием, что фактически она растратила всю свою энергию на достижение поражения. На уровне бессознательного, она возмущалась необходимостью работать. Она хотела оставаться ребенком или снова стать нежно любимой женой, о которой кто-то заботится. Её пререкания с другими, как сказал психоаналитик, были «чрезмерными» и предназначались частично для того, чтобы добиться увольнения, а также, отчасти, для привлечения внимания. Поскольку она не могла признаться себе, что хладнокровно «охотится за мужем», она стала использовать технику ссор (настолько же эффективную в привлечении внимания, как и использовании обаяния).
Она прошла долгий и тяжелый путь исправления ситуации, в которую попала, но, в конечном итоге, добилась успеха.
Второй случай - этих людей, можно найти почти в любом городе или деревне по всей стране. К пораженцам такого рода, все не только относятся с нежностью, но ещё, непонятно почему, считают их провал, благороднее и прекраснее любого успеха. Так вот, наш “герой” был человеком умным и честным, но при этом, не лишенным жилки изобретательности. Он родился, жил и умер в довольно уродливом, маленьком промышленном городке. Его жизнь прошла там вовсе не потому, что он преданно любил свой дом и не хотел ничего лучшего, ведь он постоянно читал о путешествиях и приключениях, рассуждал о странах и местах, которых он никогда не видел. И не то, чтобы у него не было возможности уехать оттуда - шанс представился, но от него требовались активные действия. Он был менеджером филиала крупного местного магазина и настолько хорошим, что ему предложили аналогичную должность в более крупном городе, соответственно, с лучшей зарплатой. Он принял предложение с радостью, а через два дня написал письмо, в котором говорил, что передумал, так как не верит в то, что справится. Дальше всё изменилось, он становился все более и более робким и через несколько лет, опасаясь всего нового, стал бороться с любыми усовершенствованиями, которые пыталась внедрить фирма и вскоре превратился в такого ретрограда, что компания уволила его, назначив мизерную пенсию. После чего в городе появился еще один доморощенный философ.
Сенатор произнес трогательную речь на его похоронах, горожане были безутешны … Возможно, с прискорбием нужно упомянуть лишь об его жене, уставшей и измученной теми десятью годами, которые она провела в тяжёлом труде, содержа семью; сына, оставшегося без возможности получить образование, хотя у него был такой же ум, как и у отца; второго сына, которому пришлось пробиваться в жизнь через колледж, растрачивая свою энергию и силу (поскольку вера американцев в то, что единственным способом получить образование является обязательное обучение в колледже - ошибочно); его дочь вышедшую замуж без любви только ради того, чтобы убежать из дома, в котором никогда не было ни уюта, ни радости.
Давайте будем предельно откровенны: считать, что успешность в какой-то мере постыдна - это лицемерие или притворство. Общество прикладывает титанические усилия для того, чтобы навязать нам это ошибочное суждение, возникающее, возможно, из-за того, что люди путают слово “успех” с богатством добытым незаконным или бесчестным путем. Но что такого постыдного можно найти в усердном труде и получении за него вознаграждения? Иногда благодарностью за работу служит одобрение, получаемое от других людей, иногда просто осознание того, что мир от твоих действий становится лучше, а иногда - это деньги с радостью выплачиваемые тебе за вещь или услуги, полностью соответствующие представлению покупателя о справедливой цене. Почему-то, для многих такая идея кажется вздорной и противоречащей тому, что обычно называют «философскими» понятиями.
Уильям Эрнест Хокинг в своей прекрасной книге «Природа человека и её изменение» сказал по этому поводу: «Если владение плодами земли является нормальным и предопределенным для людей, то почему тот, кто достиг такого положения, затратив на это огромные силы, не получает признания в том, что он преуспел? Задача человека - стать богатым и ,при нормальных обстоятельствах, это лишь вопрос компетентности».
Третий случай. Многие, кто знают этого человека, будут громко протестовать против его появления на этих страницах, инкогнито, в качестве иллюстрации проявления воли к поражению. Он писатель и сын писателя. Он родился под такой счастливой звездой, что почти ничего не знает о долгой борьбе за признание, которое так часто является прелюдией к литературной карьере. Тем не менее, он живет в постоянном страхе потерпеть неудачу, обуреваемый инстинктами, которые, кажется, ведут его именно в этом направлении. Обычно он бездельничает до тех пор, пока не начинает отчаянно нуждаться в деньгах; тогда он пишет, как сумасшедший, доводя себя до изнеможения, а потом долго восстанавливает силы, словно выздоравливая после тяжёлой болезни. Пытаясь преодолеть эту дурную привычку, по совету психиатра, он пробовал писать в моменты, когда у него не было необходимости в деньгах. В этих обстоятельствах все его рассказы, оказывались никуда не годными и ему нужно было их снова и снова переписывать. Мир, конечно, ничего не знает о тех потерянных усилиях и времени, потраченном в унынии исправлений, которые ему приходилось делать. Каждый раз, когда такое происходит, его карьера писателя кажется ему мрачной и не столь гламурной, а надежда на то, что он сможет в конце концов написать книгу, которую не будет стесняться подписать своим именем всё более и более призрачной.
И снова, психоанализ, пролил свет на бессознательные причины его беспорядочной и неудовлетворительной работы которые, с одной стороны, были связаны со страхом превзойти своего выдающегося отца, а с другой, с тайными мыслями о том, что если издатель отвергнет его истории, над которыми он трудился как проклятый, ему не придётся работать вообще, и он сможет жить в своих мечтаниях. Такие мысли характерны для многих, ибо бессознательное всегда отказывается принимать реальность во внимание, отказывается признать, что «работай или умри» - это правило, по которому должны жить обычные люди.
Но, при этом, этот измученный человек, периодически получает опыт, который, если бы он мог его осмыслить, показал бы ему выход из возникшей ситуации: в моменты, когда он отчаянно нуждается в деньгах и больше не может жить за счет друзей или своей репутации, в нём возникает мужество отчаяния, и он пишет такие рассказы, которые немедленно принимаются издателями. Однако, вместо того, чтобы сделать правильный вывод из такой закономерности, он превратил всё это в предмет суеверий, считая, что только работа, проделанная, как он говорит, «в тринадцатый час» приводит к успеху! Поэтому он всё также продолжает свой бесконечный бег по кругу.
В каждом из этих случаев поражение или относительная неудача приносили своё вознаграждение: побег от взрослой жизни ради траты времени на мечтания. Только в тех случаях, когда крушение надежд оказывалось болезненнее успеха, предпринимались попытки изменить образ жизни. Не кажется ли вам очевидным, что те, кто впустую растрачивает жизнь таким образом, в какой-то мере сумасшедшие? Хотя, мы все создаем схожие трудности для себя, - избегаем работы, упускаем возможности. Вы когда-нибудь думали, оглядывались назад на свою жизнь: «Если бы я сделал то или это пять лет назад, сейчас мне было бы лучше?» Тогда возможность была, но почему вы её не заметили? Вы уверены, что не закрываете глаза прямо сейчас на шанс, который увидите позже, в ретроспективе? Может быть это проявляется ваша воля к поражению?
Но все же, награды за успех неизмеримо ценнее. Ещё раз скажу, - самая малая, хорошо выполненная задача, самая малая вещь которой не появилось бы в мире не приложи вы свои усилия, приносит большее удовлетворения, чем поражение может дать вам за всю жизнь. Знание того, что ты пытаешься достигнуть чего-то реального, а не высот придуманных в своих мечтаниях, похоже на обретение земли под ногами после многих недель проведенных в бушующем море. Только те, кто работают изо всех сил, над тем, что они действительно могут сделать, защищены от панического страдания, пробуждения в реальности, - пробуждения иногда настолько позднего, что ими уже забыты самые простые привычки и ощущения обычной нормальности.
Помимо бесчисленных чисто субъективных преимуществ, у побед есть и материальные награды. Нарисованную в мечтах картину никто не купит, нафантазированный бизнес-план не принесёт дивидендов, за неопубликованную книгу никто не выплатит авторские отчисления. Как бы грубо это не звучало, в том выдуманном мире, который изо всех сил пытается уверить бездельников в том, что они выбрали правильный путь, - всё сказанное выше, истинная правда. Воображение может называть виноград реальности кислым, но те, кто его попробовал, наконец-то, приходят к пониманию того, что же такое настоящее, а не эфемерное наслаждение.
Глава 5 - Коррекция курса.