Разработчик: Relic Entertainment
Платформа: PC
Дата выхода: июнь 2013
Время прохождения: 22 часа
После прохождения симулятора школьника я решил взяться за что-нибудь стратегическое. По воле случая в 20-часовой категории у меня оказалось целых две стратегии. Одна про вторую мировую, вторая по любимому Warhammer 40k. Любимое я решил приберечь на потом, и взялся за творение Реликов на тему второй мировой. Посмотрим, как она играется 10 лет спустя после релиза.
Где-то в лагере под Норильском томится Лев Исакович в ожидании расстрела. К нему прибывает офицер НКВД Чуркин, который хочет послушать его версию произошедших событий. Исакович начинает в красках описывать события с начала Великой Отечественной Войны, в которых ему довелось поучаствовать, или быть свидетелем.
Сюжет в игре присутствует номинально - вся сюжетная кампания за СССР это череда миссий из разных театров военных действий, расставленных в более-менее ровной хронологической последовательности. Сначала русские отступали, затем перешли в наступление и в финале дошли до Рейхстага. Четырнадцать миссий обрамляются кат-сценами и по сути представляют собой флешбеки Исаковича. С одной стороны, это упрощает задачу связывать между собой порой значительные временные промежутки между миссиями (тут была зима, а здесь уже лето). С другой стороны, следить за событиями не слишком интересно. Общий ход истории даже в учебниках увлекательнее описывается, а эмоциональная составляющая здесь высасывается из пальца на пустом месте.
По поводу исторической достоверности происходящего я ничего сказать не могу, пусть этим развлекаются более подкованные эксперты. Однако с точки зрения подачи сюжета, игра оставляет желать лучшего. На всю игру набирается полтора персонажа, которых можно запомнить, а остальные переводятся в разряд массовки и статистов, не влияющих на происходящее от слова совсем. Перед игроком эффектно рисуют стрелки необходимого продвижения и регулярно напоминают об актуальных целях, любезно подсвечивая их на миникарте. Мы уныло выполняем приказы, набирая безымянные войска из казарм. За всю сюжетную кампанию запоминается разве что миссия, в которой нам дают в управление польскую партизанку-снайпершу и строгий наказ, чтобы она не погибла, и миссия где безымянный солдат спасает самого Исаковича из под завалов, чтобы потом словить пулю от сурового начальства за нарушение прямого приказа. Отдельно мне запомнилась миссия, где нужно было штурмовать ворота замка двумя специальными танками (потеря этих танков гарантировала проигрыш) - её мне пришлось переигрывать несколько раз, просто потому, что в определённый момент на мои войска налетало несоразмерное вражеское танковое подкрепление. Остальные же миссии тонут в геймплейной рутине.
В игровом процессе всё стандартно с точки зрения жанра. Игра представляет собой классическую стратегию в реальном времени с захватом контрольных точек. У игрока имеется стартовая база, на которой можно заказывать новые отряды пехоты и технику. В начале каждой миссии нам рисуют план действий, а затем требуют чёткого следования приказам. Всё сводится к формированию ударного отряда, который будет продвигаться вперёд и захватывать контрольные точки. Желательно потом их удерживать, не позволяя врагам перехватить их обратно, но критических последствий здесь не предусмотрено.
Поначалу игроку выдаётся ограниченное количество ресурсов, поэтому приходится действовать тактически. Аккуратно вести войска от укрытия к укрытию, держать наготове несколько видов отрядов, чтобы их не застали врасплох - из тумана войны могут выехать как расчёт артиллерии, так и окопавшийся тяжелый танк. К финальной трети я выработал выигрышную схему и достаточно спокойно добрался до титров. Снайперы обеспечивают широкий кругозор и одним выстрелом подкашивают юнитов любого вражеского отряда, пулемётчики подавляют неприятеля огнём и снижают ответный огонь, артиллеристы позади остальных сил прекрасно обстреливают находящихся в отдалении войска, которые подмечают снайперы, а один-два танка обеспечивают тяжёлое прикрытие. В качестве поддержки этой схемы прекрасно работает отряд сапёров, вовремя чинящий технику и чудо-машинка M5, клепающая пополнение покалеченным отрядам. Отряды, тут, кстати, рекомендуется беречь, ведь они набирают опыт (от 1 до 3 звёздочек) и сражаются более эффективно. Впрочем, кардинальных различий между опытным и не очень отрядом я так за всю кампанию и не заметил. Может быть следовало поставить высокий уровень сложности, но подобного желания у меня не возникло.
Помимо сюжетной кампании, игра предлагает одиночные сценарии и сетевые сражения с мета-геймом, но они меня не привлекли от слова совсем. Они не предлагают какой-то кардинально новый подход к игровому процессу, и новых ощущений с впечатлениями там кот наплакал. В целом, тоже самое можно сказать и обо всей игре - в ней искренне не хватает новых ощущений, а те игровые ситуации, что она предлагает, являются банальным перекладыванием старых дров на новое место. Релики не стесняясь взяли геймплей старенького Warhammer 40k: Dawn of War, в который я заигрывался лет 17 назад, и перекрасили космодесантников в скучные зеленоватые оттенки. Из любопытных механик можно отметить разве что концепцию штрафных отрядов, которыми можно пополнять понёсшие потери спецотряды, и раздражающую механику зимы, которые раскрываются во всей красе буквально в одной из сюжетных миссий, когда приходится гонять основные отряды от костра к костру, а основные боевые действия осуществлять парным отрядом снайперов.
Как и пристало классической компьютерной RTS, игра управляется на сочетании клавиатуры с мышью. Для более эффективного управления отрядами, приходится запоминать горячие клавиши и реагировать на изменение обстановки. Без этого навыка управлять имеющимися войсками становится категорически невыносимо. Кроме того, регулярно раздражали сложности с выбором активного отряда - ты вроде выбираешь конкретный отряд, а почему-то выделенным оказываются все соседние войска. Тактические схемы с активной передислокацией войск рушились на раз. Вдобавок, автоматический поиск пути у отрядов редко пролегал по нужному мне маршруту, поэтому приходилось буквально за ручку вести каждую боевую единицу.
Для игры 10-летней давности "Company of Heroes 2" выглядит всё ещё неплохо. Камера висит достаточно близко к земле, чтобы чтобы можно было распознать надпись "За родину" на боку танка, но при этом не достаточно высоко, чтобы эффективно следить за изменяющейся обстановкой. В кат-сценах игра использует свой же движок, а камера пыталась добиться кинематографических ракурсов, иногда даже крупным планом показывая лица солдат. Вот на эти-то крупные планы без слёз уже сложно смотреть - дефицит мимики и общая текстурка на всю модельку солдата не добавляла эмпатии.
Суммарно на игру я потратил 22 часа, вместо предполагаемых 20-ти, но в них заложено несколько попыток перепройти пару особо извращённых миссий с особыми условиями победы. После прохождения я, наконец вычеркнул ещё один пункт из бэклога, оставив там 54 игры. Для себя я всё-таки понял, что Вторая Мировая - не самая увлекательная игровая тематика, хотя CoH2 вполне достойный её представитель.
"Company of Heroes 2" отлично играется даже спустя 10 лет. Сюжетная кампания здесь достаточно формальна, чтобы не отвлекать от игрового процесса, а геймплей в меру увлекательный, чтобы продолжать играть до финальных титров. Вопросы исторической достоверности я оставлю экспертам, но в плане убедительности сражений игре слегка не хватает масштаба.
К списку всех рецензий Сериал про грибковый зомби-апокалипсис Сиквел кинокомикса про волшебника и путешествия по мультивселенной Первые два сезона сериала про ограбление испанского монетного двора Третья книга про хоббитов, несущих кольцо в Мордор Кинокомикс про десяток супергероев, веками охранявших человечество Сиквел экшена про бородатого Бога Войны и его сына Кинокомикс про семейные разборки азиатских супергероев Аниме про историю любви японского авиаконструктора Аниме про поиски летающего острова Аниме про благородного грабителя и народное достояние Здесь можно
подписаться и
добавиться в друзья.