Разобравшись со своим долгоигравшим марафоном по творчеству Хаяо Миядзаки, я начал изучать бэклог того, что вынужденно игнорировал какое-то время. Накопилось, конечно, много всего, поэтому я решил действовать постепенно, начав с кинокомиксов. Первым в этом списке оказался фильм про азиатского супергероя с модными браслетами на запястьях. Посмотрим, что он из себя представляет.
Много лет назад воин Сюй Венву нашёл мистические десять колец - оружие, дарующее владельцу бессмертие и невиданную силу. Технически, правда, это скорее браслеты, большую часть времени позвякивающие на запястьях владельца, как дешевая циркониевая безделушка, но тут они почему-то "кольца". Столетиями Венву завоёвывал царства и земли, но ему было мало. В конце XX века он начал поиски таинственной деревни Та Ло, и даже нашёл туда вход, однако его остановил страж деревни - девушка Инь Ли, которая без проблем разделалась с могучим воином, да так, что Венву без памяти в неё влюбился. Чувства оказались взаимными, и вскоре у них родились сын Шан-Чи и дочь Сялинь.
Ради семьи Венву решил бросить прошлое и сложить браслетыкольца в долгий ящик, однако прошлое бросать Венву не собиралось, поэтому когда в его дом пришли старые враги и убили его жену, Венву в приступе мести снова взялся за браслетыкольца.
В наши дни Шан-Чи работает парковщиком при отеле со своей подругой Кэти. Однажды по дороге на работу в автобусе на Шан-Чи нападает банда "Десяти колец". К удивлению Кэти Шан-Чи даёт отпор нападавшим и спасает пассажиров автобуса, однако банда похищает у него кулон, подаренный матерью в детстве. Шан-Чи решает отправиться на поиски сестры, чтобы предупредить её о грозящей опасности, не подозревая, что семейные дрязги прошлого могут перерасти в спасение мира от нашествия демонов.
Сюжет фильма можно назвать простым и даже банальным для кинокомикса, однако сценаристы разбавляют тривиальность азиатской эстетикой и семейными ценностями. Как и любой другой ориджин нового героя, "Шан-Чи" умело расходует хронометраж, чтобы познакомить зрителя с новыми персонажами. Повествование вертится вокруг расколовшейся семьи, потерявшей свою целостность. Мать погибла, папаша двинулся крышей, сынок сбежал от всего в мегаполис, а дочка пошла наперекор традициям и основала свою империю с подпольными боями и крупными ставками. В этой схеме много виноватых, но, самое интересное, что у каждого есть своя правда. Именно эта личная правда служит мотивацией для решений героев, поэтому отторжения логика их действий не вызывает.
Концепция разрозненной семьи встаёт в фильме во главу угла, предлагая куда более увлекательное зрелище, нежели банальные разборки персонажей с суперспособностями. Семейные дрязги и взаимные обиды, подвисшие в воздухе конфликты и неразрешенные споры слоями накладываются на повествование, делая его толще и сочнее. Правда, для сохранения интриги, ключевые аспекты конфликтов освещаются через многочисленные минутные флэшбеки, демонстрирующие тех же героев в более молодой ипостаси, что выглядит слегка топорно, но всё же, действенно.
Сценаристы мёртвой схваткой взялись за историю брата и сестры, которые пытаются остановить своего отца от разрушения мира просто потому, что он не может смириться с утратой любимого человека. В этом конфликте проявляются более пронзительные и глубокие чувства, на фоне которых угроза мирового разрушения демонами, высасывающими душу, попросту меркнет.
Кроме того, парой сюжетных поворотов фильм превращается в натуральное приключение с загадками, головоломками, вставлением артефактов в статуи и поиском скрытых путей к мистической деревне. Статуя дракона, изрыгнувшая водяную карту и поездка на автомобиле через густой движущийся таинственный лес будут наиболее яркими впечатлениями от фильма.
Сценаристы сознательно минимизировали влияние киновселенной Марвел на отдельно взятых персонажей в основном хронометраже (один раз упоминается щелчок Таноса, да волшебник Вонг балуется порталами в подпольных боях), чтобы сконцентрироваться на локальном конфликте. Задачу можно считать успешно выполненной, поэтому порог вхождения тут минимален - фильм отлично смотрится даже в отрыве от ключевых перипетий главных супергероев. Под конец, авторы, конечно, вставляют пару сцен, чтобы увязать героев в грядущие конфликты мультивселенных, но это, конечно, уже другая история.
Режиссёр Дестин Дэниел Креттон под флагом традиционного марвеловского фильма сумел отстроить полноценный храм азиатской эстетики и визуальное пиршество восточных единоборств. Возможно я просто соскучился по фильмам, где выясняют чьё кунг-фу сильнее, а возможно Креттону действительно удалось поставить достаточно зрелищные поединки. Эффектные сражения один против нескольких и горстка против толпы смотрятся на ура, хотя к концу второго часа от описывания ногой полукруга на земле и демонстрации преимущества раскрытой ладони перед сжатым кулаком начинаешь уставать.
Помимо боёв, тут можно отметить дизайн персонажей, навеянный азиатской мифологией. Подводный дракон, дремлющий в озере, аутентичная одежда персонажей с орнаментами, восточные мудрости, которыми сыплют некоторые персонажи, и многое другое настраивает зрителя на правильный лад и неплохо развлекает.
Симу Лю в роли Шан-Чи играет на удивление нейтрально. Его герой совершенно не выделяется на фоне остальных персонажей. Более того, он даже меркнет на фоне второстепенных героев - ему элементарно не хватает яркого стержня или эффектной эмоциональной детали, которая может стать его отличительной чертой. Возможно в дальнейшем просто факт его азиатского происхождения и внешности станет более выраженным, но пока Лю смотрится крайне блекло.
Зато его полностью уделывает Тони Люн Чу Вай, сыгравший его отца Сюй Венву. Вот уж где харизмы вагон и маленькая тележка, а рабочие еще закидывают непоместившиеся коробки в соседнюю дрезину. Своим эффектным взглядом, молчаливой страстью и непоколебимой уверенностью он разрушает армии, умиляется растущим младенцам и страдает от разрушительной скорби, оставляя своих коллег по фильму далеко позади.
Не отстаёт и Аквафина в образе комедийного сайдкика Кэти, которую к финалу фильма и оружием оснастят, и азиатской мудростью поделятся. Кроме того по экспрессии и убедительности образа она, опять же, в лёгкую обходит главного героя. Именно на её долю приходится большинство комедийных сцен, которые совершенно не смотрятся лишними.
Также на втором плане неплохо себя чувствует Бен Кингсли, сыгравший актёра Трэвора Слэттери. Сценаристы выцепили его из третьего фильма про "Железного Человека" и добавили ему компаньоны плюшевого безмордого летуна, с которым связана чуть ли не лучшая шутка за весь фильм ("Вы его тоже видите?!")
В первой сцене после титров, когда Шан-Чи демонстрирует свои кольца Вонгу, Капитану Марвел и Брюсу Бэннеру, последний приветствует его фразой "Добро пожаловать в цирк". В принципе, эту фразу можно вывести в заставку Marvel, потому что при значительном отдалении именно это и происходит добрых два с лишним часа хронометража. При всех семейных драмах и грядущих концов света, фильм остаётся эффектным боевиком с обилием юмора по поводу и без. Так что лучший способ получить от него удовольствие - не воспринимать происходящее слишком серьёзно.
"Шан-Чи и легенда десяти колец" оказался лучше, чем я рассчитывал. Классическое марвеловское лекало ориджина наложили на азиатскую эстетику и сложносочинённые семейные разборки, которые оказываются интереснее истории становления персонажа. Для незамысловатого зрелища - этого более чем достаточно.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий Аниме про историю любви японского авиаконструктора Аниме про поиски летающего острова Аниме про благородного грабителя и народное достояние Аниме про собаку-детектива Итоги Челленджа 2022 Мои итоги 2022 года Симулятор школьного хулигана Вторая книга трилогии о путешествии хоббитов с кольцом по Средиземью Тактическая пошаговая стратегия про хакеров-шпионов Ужастик про прятки с Чужим Спасибо, что
подписываетесь и
добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.