Рецензия на игру "Bully: Scolarship Edition" (2006-2008)

Dec 27, 2022 07:00



Разработчик: Rockstart
Платформа: PC
Дата выхода: оригинал - октябрь 2006, ПК порт - октябрь 2008
Время прохождения: 17 часов

Следующей игрой в 20-часовой категории я выбрал симулятор школьного хулигана Bully. Rockstar выпустила игру в 2006 году на консоли PlayStation 2, и портировала на ПК двумя годами позже. Конечно, сейчас она выглядит устаревшей, но тем не менее, это всё ещё игра Rockstar, когда они не зажимали себя рамками цензуры и экспериментировали с концепциями. Посмотрим, как играется сейчас эта игра 16-летней давности.


Задиристого хулигана Джимми Хопкинса, которого уже выгоняли из семи разных школ, мать отправляет в школу-интернат в провинциальном городке Булворт. Сама же она отправляется в бессрочный медовый месяц с новым ухажёром. Хопкинсу с его репутацией и так не рады, так ещё и сама школа оказывается рассадником хулиганов, дегенератов, маньяков и прочих асоциальных личностей. К счастью (или к несчастью), Хопкинса так просто не проймёшь, поэтому он решает стать первым среди равных, а несогласных всегда можно переубедить кулаками.


Сюжетно игра поделена на шесть глав, в которых Джимми Хопкинс налаживает отношения многочисленными группировками (хулиганы, ботаны, мажоры, бриолинщики, качки и городские), решая локальные и личные проблемы и конфликты. Джимми вовлекается в разные активности с неожиданными развязками, но его статус кво при этом остаётся стабильным на протяжении всей игры. Финал раскрывает странное противостояние человека, который пытается быть хорошим, и человека, пытающегося разрушить систему просто потому что может и хочет этого. Добро, конечно, побеждает, а зло в лице эгоцентричного социопата-манипулятора оказывается наказано.


В плане сложности сюжета, Bully не может похвастаться широтой размаха. Здесь попросту нет глобальных конфликтов или масштабных разборок. Всё очень камерно и скромно. Проблемы местечковые, а решения плавают на поверхности, разве что изредка отдают бредом школьника без фантазии. Я от игры, в первую очередь, ждал злостной сатиры на общество, а в контексте школьной тематики - на школьное общество. В этом плане игра полностью себя оправдывает. Здесь хулиганы огрызаются по поводу и без, но пасуют перед грубой силой. Ботаны демонстрируются никчёмными аутсайдерами с сомнительными развлечениями - у них тут даже свой аналог D&D есть. Дети богатых родителей надменно насмехаются над окружающими, но, опять же, признают власть грубой силы. Бриолинщики подражают культуре 60-х, предпочитают кожаные куртки и трюки на велосипедах. Учителя идут отдельной категорией для издевательств - алкоголизм, вуаеризм, пристрастия к галлюциногенам, коррупция и несправедливость в разных ипостасях разглядываются в каждом "взрослом". Доходит до смешного - в игре попросту нет абсолютно положительных персонажей. Каждый может похвастаться скелетами в шкафу, и дело лишь в их количестве. Невольно, Джимми выясняет массу деталей о каждом из обитателей школы, но при этом остаётся демократично нейтральным. При всех своих проделках, протагонист становится образцом для подражания и путеводной звездой к светлому будущему. При такой постановке вопроса весь "симулятор школьного хулигана" на проверку оказывается завуалированным менеджером исправительной колонией, куда игрока направляют навести порядок. И не беда, что порядок приходится наводить с помощью кулаков и тухлых яиц - так эффектнее.

Не так уж много игр про школу и школьников, поэтому ценность Bully на общем безрыбье значительно возрастает. Другой вопрос, насколько интересно оформлена сама "школьная атмосфера". С одной стороны в игре полноценный открытый мир со своим распорядком дня - утром подъём, уроки, перерыв, ещё уроки, свободная активность и отход ко сну. В рамках этого распорядка никто не запрещает делать что угодно, "отыгрывать роль" хулигана или прилежного ученика с регулярными заскоками дефицита внимания. С другой стороны, Bully в первую очередь сатира, а значит и все отображенные процессы жутко и гипертрофированно искажены. Если закрыть глаза на эту искаженность, то получается вполне неплохой симулятор школьника.
Интереснее другое - совсем недавно я играл в серию игр Persona, где главным героем тоже был школьник, который половину своего дня тратил на занятия. Но это была японская игра, с японским же подходом к геймдизайну. Уроки обрамлялись обилием текста, где учителя регулярно делились какими-то знаниями. Причём во время урока главному герою всегда прилетало "ответить на вопрос", и тут можно было как угадать, так и промахнуться мимо верного варианта, который в любом случае озвучивался. Самое любопытное, что в конце игровой "четверти" игрока ждал натуральный экзамен по тем знаниям, которые ты успел получить. В Bully же никакого предварительного "получения знаний" нет - на уроках грамматики всё упирается в словарный запас игрока, на уроках географии - собственные знания о странах и их расположении на карте, ну а QTE - скорее проверка на скорость реакции и внимательность, нежели на реальные знания.


Игра базируется на движке GTA:San Andreas и оттуда же взята вся геймплейная составляющая. У нас тут небольшой открытый мир с простеньким взаимодействием всего и вся, и огромным ворохом разнообразных активностей, только без летального насилия, автотранспорта и радио. Так как играем мы за школьника, то половину дня приходится тратить на посещение занятий. Надо "отсидеть" два занятия в день, а потом можно спокойно заниматься чем угодно вплоть до местного комендантского часа. Впрочем с наступлением ночи развлечения можно продолжать, но есть ограничения - Джимми всё же ещё школьник, и в два часа ночи его стабильно вырубает. Не успеешь добраться до койки - заснёшь на месте с провалом текущего задания.
Все остальные механики перекочевали почти без изменений - Джимми волен заниматься чем угодно, но сюжет двигают вперёд лишь сюжетные задания. Они же добавляют в инвентарь новые предметы, и регулируют изменение рейтинга у разных группировок. Школьные предметы полезны открывающимися дополнительными возможностями, хотя устроены как простенькие мини игры. На химии, музыке и уроках труда - банальное QTE с лёгкой вариативностью, на математике - решение элементарных примеров, которые берут числом на время, а не сложностью, на грамматике - составление слов из имеющихся букв, на географии - раскладывание флагов по карте, на физкультуре позволят освоить пару приёмов из вольной борьбы, а потом заставят до посинения играть в вышибалы.
Сюжетные миссии радуют разнообразием отвратительных персонажей и ситуаций. Проникнуть в дом и что-нибудь там порушить, вломиться в психушку и устроить оттуда побег заключённого, отбивать выстрелами из рогатки нападки на ботаника, решившего выступить на сцене, закидать яйцами окна чужого особняка - фантазия у авторов бъёт ключом, а то и обычной палкой. Забавно, что Джимми берётся за любой кипишь преимущественно ради денег, хотя деньги в игре почти не используются - есть пара сюжетных походов в магазин, да и газировкой можно в вендинговых автоматах заправиться, чтобы здоровье поправить.
Побочные активности включают в себя многочисленные мини-игры на игровых автоматах, соревновательные гонки на велосипедах и боксёрские турниры, низкооплачиваемые работы типа развоза газет и подстригания лужаек, сбор резинок, карточек и транзисторов по всему городу. В идеале каждая активность в конечном счёте может дать какой-то бонус, но его полезность на общем фоне сомнительна.

Тем не менее, играть в Bully весело. Выполнять разнообразные задания достаточно увлекательно, поэтому интерес не угасает до самых титров. Пробираясь по сюжету, мы разблокируем районы города, в которых при желании всегда можно найти чем заняться. Другое дело, захочется ли этим заниматься? На манер GTA тут есть рейтинг разыскиваемости и содержит всего 3 уровня. Разница между ними лишь в количестве одновременно гоняющихся за Джимми блюстителей порядка. Следует отметить, что огнестрельного оружия в игре нет по определению, а значит никто не ведёт огонь на поражение. Вместо этого всегда есть возможность удрать и спрятаться в подворотне.


Так как игра изначально консольная, я сразу взялся за геймпад. Управлять персонажем достаточно комфортно, однако атавизмы эпохи PS2 всё ещё встречаются. Например, инвентарь циклически переключается бамперами, а более "прицельные режимы" у фотоаппарата и рогатки контролируются крестовиной. Игровая карта корявая и неудобная, да и навигация по ней не достаточно интуитивная. Про функции GPS и прокладки маршрута и говорить не приходится.
Интерфейс мне показался излишне громоздким, особенно циферблат часов со временем, на который периодически приходится ориентироваться. Уж не знаю, баг это или фича, но игра отказывалась показывать учебные занятия - в результате, узнать в какой кабинет бежать можно было только после звонка. В финале игры, когда большинство "учебных курсов" завершено, значок занятия окрашивался серым цветом, а значит можно было смело "прогуливать".


Графически игра использует движок RanderWare с большинством наработок GTA San Andreas. Это видно, как минимум, по продвинутой (для своего времени) мимике персонажей и богатству активностей. Кроме того именно в GTA SA игрок часто получал бонус к "репутации" вместо или вместе с денежным вознаграждением за задания. Любопытно, что для игры авторы наполнили мир уникальными персонажами, которых можно регулярно встретить в разных частях города, чем формируется некое подобие симуляции.

А вот что совершенно не понравилось, так это звуковой дизайн. Если с музыкой ещё всё более менее нормально, то с голосами произошла какая-то неразбериха. Случайные реплики проходящих мимо персонажей воспроизводятся с одинаковой громкостью вне зависимости от расположения. Как результат одновременные разговоры нескольких прохожих превращаются в оглушающую какофонию. Кроме того, на некоторых миссиях звуковые файлы заедает, поэтому приходится играть под аккомпанемент заевшей пластинки, повторяющей одну и ту же фразу снова и снова. Вдобавок, в некоторых катсценах на дорожку диалога накладывается дополнительный фоновый шум, из-за чего разобрать слова становится проблематично. Бонусом идут заедающие звуки разных эффектов на экранах подзагрузки, но это на общем фоне уже мелочи.


"Bully: Scolarship Edition" для своих 16-лет выглядит вполне сносно. Техническая отсталость компенсируется атмосферой школьного балагурства и безудержной сатирой на школьный институт. В какой-то степени обидно, что Rockstar ушла из подобных экспериментов и Bully так и осталась единичным и уникальным симулятором школьного хулигана.

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Вторая книга трилогии о путешествии хоббитов с кольцом по Средиземью
Тактическая пошаговая стратегия про хакеров-шпионов
Ужастик про прятки с Чужим
Первая книга трилогии о путешествии хоббитов с кольцом по Средиземью
Шестая часть серии стэлс-экшенов про шпиона с зеленоглазым прибором ночного видения
Хоррор-квест про исследование особняка, наполненного зомби
Мини-сериал про писателя, обвинённого в убийстве 33-летней давности
Нуарный детектив про тёмного рыцаря в плаще и маске с ушами
Четвёртый сезон про параллельный мир 80-х в окрестностях маленького городка
Детская криминальная комедия про портниху с чёрно-белыми волосами и амбициями
Игра про блуждание терминаторов по узким коридорам заброшенных кораблей
Третий сезон про борцов с супергероями

Здесь можно подписаться и добавиться в друзья.

bully, review, игры, рецензия, games

Previous post Next post
Up