Разработчик: Creative Assembly
Платформа: PC
Дата выхода: октябрь 2014
Время прохождения: 19 часов
Второй и последней игрой в 19-часовой категории у меня оказался космический ужастик про прятки от Чужого. Ужастики я не очень люблю, но уж больно заинтересовала меня концепция продвинутого ИИ, которую хвалили все подряд. Посмотрим, как играется игра спустя 8 лет после релиза.
Прошло 15 лет после того, как корабль "Ностромо" пропал с экранов радаров корпорации "Вейланд-Ютани". Аманда Рипли - дочь той самой Эллен Рипли - работает техником на космических буксирах. Однажды к ней является андроид Сэмюэльс и сообщает что космический корабль "Анесидора" обнаружил в космосе чёрный ящик "Ностромо" и доставил его на торговую станцию "Севастополь". Поколебавшись, Аманда соглашается отправиться на "Севастополь" чтобы понять, что же случилось с её матерью.
По прибытии на станцию, экипаж транспортного судна "Торренс" обнаруживает "Севастополь" в плачевном состоянии. Пристыковаться к станции невозможно, так что Аманда Рипли, Кристофер Сэмюэльс и юрист Нина Тэйлор надевают скафандры и решают перебраться на станцию по тросу, однако переправу нарушает отломившийся кусок станции. Сэмюэльса и Тэйлор уносит в неизвестном направлении, а Аманда кое-как добирается до станции и начинает её исследовать.
Внутри станции дела обстоят ещё хуже, чем снаружи. Фирма "Сигсон", владевшая станцией, обанкротилась, поэтому большая часть населения уже давно сбежала. Оставшиеся обитатели вовсю мародёрствуют и открыто проявляют агрессию ко всему окружающему. Примитивные и жутковатые андроиды управляются центральным ИИ "Апполо", который недавно ввёл полный карантин станции, запечатав все помещения, значительно ограничив перемещение между разными отсеками. Но не это самое страшное - самое страшное, что по станции шляется взрослая особь Чужого, охотясь на всё живое, решившее неосторожно пошуметь. Именно в такой недружелюбной атмосфере Аманде Рипли предстоит попытаться отыскать информацию о своей матери и сбежать со станции.
Игра полностью линейна и игроку предлагается выполнить чёткую последовательность задач, в рамках которых нужно пробираться по разным помещениям станции "Севастополь", стараясь разбираться с наваливающимися опасностями и избегать встреч с Чужим. Игра даёт несколько вводных кат-сцен в начале, а остальное время мы наблюдаем за событиями от лица Аманды Рипли. Большая часть сюжета кроется в диалогах между героями, когда они переговариваются - чаще по рации, реже лично. Полная картина произошедшего раскрывается через многочисленные записки, заметки, дневники и журналы в компьютерах, с которыми не так-то просто ознакомиться. Мало того что надо отыскать среди лабиринтов коридоров и кабинетов какой-нибудь компьютер, так надо ещё умудриться ознакомиться с его содержимым, пока Чужой не видит.
Сам сюжет предлагает лихие скачки по предсказуемым рельсам, а практически все сюжетные повороты оказываются достаточно очевидными и ожидаемыми. В этом плане игра строго следует канону оригинального фильма Ридли Скотта и предлагает игроку ощутить весь ужас пребывания в изоляции в компании неубиваемого монстра. Аманда Рипли, всё-таки не Риддик, поэтому не получится сказать, что это Чужого заперли с Рипли - здесь всё-таки всех обитателей станции заперли с Чужим. Он тут главный и он продвигает весь сюжет вперёд - прямо и косвенно. Сначала жалкие людишки пытаются от него избавится, а затем выясняется, что это не так-то просто в текущей ситуации. В программе передач скрытые мотивы персонажей, примитивные диалоги с продвинутым ИИ, вездесущая "Вейланд-Ютани" и печально известный приказ № 939. Более того, авторы отдали дань уважения оригинальному фильму и включили в сюжет интерактивный эпизод обнаружения того самого корабля Космических Жокеев.
Сами персонажи, при этом получились на редкость незапоминающимися. Большую часть времени игрок предоставлен сам себе, поэтому чувства искреннего желания спасти хоть кого-то, помимо себя, за время прохождения не возникает.
Финал истории выглядит завораживающее, спорно, но эффектно, и вместе с тем, оставляет простор для продолжения. Осенью прошлого года Sega всё-таки заявила о том, что дала зелёный свет сиквелу, хотя, как по мне, можно было бы оставить всё как есть. История получилась самодостаточной и убедительной. Любое дополнительное усложнение рискует нарваться на нарушение киношного канона.
Игровой процесс построен довольно просто, но при этом не без интересных находок. Продвигаясь по помещениям станции с видом от первого лица, игроку предстоит вскрывать шлюзы и разблокировать всё новые и новые помещения. Где-то двери и так открыты, поэтому достаточно просто подойти поближе - сработает автоматическое открытие. Где-то висят различные ограничительные средства, с которыми придётся взаимодействовать - рычаг дёрнуть, код ввести, консоль взломать, блокиратор снять и прочее в том же духе. По мере прохождения героиня обзаводится новыми устройствами и апгрейдами для их усиления. Использование устройств становится небольшой мини-игрой на последовательное нажатие кнопок. В атмосфере постоянной опасности выполнение даже банальных действий заставляет нервничать и судорожно оглядываться по сторонам. Ближе к финалу игрокам позволят вернуться в ранние места, в которых осталось много запертых дверей, которые можно вскрыть с помощью улучшенного оборудования, но пользы от этого не так много, как хотелось бы.
Кроме того, Аманда у мамы инженер и способна на месте из подручных материалов создать несколько полезных устройств - шумогенератор, дымовая, светошумовая или разрывная граната становятся доступными по мере прохождения и обнаружения соответствующих чертежей. Чтобы хоть что-то из этого собрать, надо активно шариться по ящикам и трупам, выискивая плохо лежащие компоненты для последующей реквизиции. Активно сражаться ими не получится, зато отвлечь или привлечь внимание можно без проблем. Путь преграждает толпа озлобленных мародёров? Кидаем им под ноги дымовую гранату, на шум прибегает Чужой и громко уничтожает всех одного за другим, пока мы прокрадываемся в тени по широкой дуге. Сам чужой перегородил дорогу? Кидаем в противоположную сторону шумогенератор - пока Чужой ринулся изучать девайс, мы точно успеем прокрасться до лифта. Конечно, всегда есть шанс напортачить и раскрыть своё присутствие, так что действовать надо максимально осторожно.
Реальное оружие Аманде тоже попадается, но амуниция для него выдаётся лишь по большим праздникам, поэтому злоупотреблять им не стоит. К тому же, каждый из стволов намеренно дискомфортен в использовании, так что ещё десять раз подумаешь прежде чем доставать его из арсенала. Например, нажимая кнопку перезарядки, Аманда вставляет всего один патрон в револьвер или дробовик - увлёкшись стрельбой, очень легко обнаружить себя с пустой обоймой перед надвигающейся угрозой без возможности перезарядиться.
С врагами людьми в игре разбираться проще всего - хоть они глазастые, и без проблем замечают героиню, засевшую под больничной койкой, с меткостью у них проблемы, да и здоровья у них не очень много.
Андроиды представляют более серьёзную угрозу. Они и выглядят жутковато со своими безэмоциональными масками, светящимися глазами и механическими голосами, так ещё и разделаться с ними просто так не получится, потребуется пара метких выстрелов, прежде чем андроид перестанет неумолимо к тебе приближаться. Отдельной графой идут андроиды, валяющиеся на полу - эти неожиданно могут ожить и схватить за ногу. В такие моменты кирпичный завод рапортует о перевыполнении своего плана на ближайший год.
Но главной угрозой всю дорогу остаётся Чужой. Он является главным украшением игры - недаром разработчики хвастались его продвинутым интеллектом. По сути - это неубиваемая угроза, от которой можно только спрятаться, но и это не всегда помогает. Чужой ходит, где хочет, а предсказать его поведение попросту невозможно. Его осведомлённость об архитектуре уровня многократно умножается на дикий генератор чисел, делая его поведение абсолютно непредсказуемым. После перезагрузки вероятность появления Чужого в том же месте близка к нулю (за исключением сюжетных моментов), но градус опасности от этого не снижается. Любое неосторожное действие может закончится game over'ом, поэтому датчик движения становится основой выживания и лучшим другом для игрока.
Его выдают через пару-другую часов после начала игры и это будет самый часто-используемый предмет в инвентаре главной героини - очертания его ярко-зелёного интерфейса выжгутся на сетчатке глаза, а характерные попискивания перейдут в разряд звуковых галлюцинаций.
В определённый момент игра превращается в натуральный симулятор пряток, где игроку требуется пройти из точки А в точку Б, однако путь этот усложняется постоянной необходимостью прятаться в очередном шкафчике или под очередным столом. В результате игрок идёт по помещению, не разглядывая завораживающий ретро-футуристический дизайн станции, а сканируя окружение в поисках следующего места для прятки! Учитывая, что в игре есть несколько моментов бэктрекинга, знание местности помогает неоднократно.
Консольная версия игры явно была основной, поэтому управление агрессивно заточено под геймпад. Тут и элементы кривого выглядывания из-за угла, и радиальное меню выбора предмета в руке, и напряжённая возня с каждым механизмом, где требуется нажать определённую последовательность клавиш. Тем не менее, мне оказалось удобнее играть на клавиатуре с мышью. К кривому управлению я постепенно привык, а самые раздражающие сочетания переназначил. Тяжелее всего пришлось с интерфейсом компьютеров и числовыми панелями - WASD для перемещения по меню и Q-E для вперёд-назад всю игру раздражали своим неудобством.
Кроме того, с удивлением обнаружил, что при подключённом к компьютеру геймпадом, переставала работать клавиша Esc - я даже сначала подумал, что в игре нет паузы и главного меню. Пришлось отключить геймпад, чтобы игра даже не пыталась его использовать.
Визуально игра 2014 года до сих пор смотрится хорошо, а всё благодаря качественному освещению. Моргания света, разные уровни освещенности, полутона и бескрайний космос за окнами станции настраивают на нужный лад. В игру погружаешься мгновенно и бесповоротно. Я может быть просто фанат первого фильма Ридли Скотта с его эффектным ретро-футуризмом в дизайне, но авторы создали десятки помещений, в которых действительно сложно запутаться.
Звук в такой игре играет важную роль. Особенно это ощущаешь в наушниках с 3D-звуков, когда спрятался в шкафчике и, поглядывая на датчик движения, слышишь как чужой проползает по вентиляции мимо твоего местоположения. В особо напряженные моменты авторы включают дополнительное фоновое музыкальное сопровождение, нагнетающее атмосферу.
Жена пыталась попробовать в эту игру несколько лет назад. Тогда она успешно добралась до первого появления на экране Чужого, после чего спряталась в первый попавшийся шкафчик и отказалась дальше играть. Я, в свою очередь, хоть и добрался до финальных титров, вынужден был констатировать что для эмоционального спокойствия надо было оставаться в шкафчике и не высовываться! А вот если хочется интересного опыта - игра подходит как нельзя кстати.
Это была вторая и последняя игра в моей 19-часовой категории. Удивительным образом я на неё потратил ровно 19 часов! При этом у меня не было цели исследовать все локации, найти все записки или разблокировать все достижения. Ужастики - в принципе не мой жанр, поэтому я обращаюсь к нему в крайне редких случаях. Alien: Isolation как раз тот случай, когда я нисколько не пожалел о своём выборе.
"Alien: Isolation" действительно уникальная игра про прятки со злым и неутомимым антагонистом, которого попросту невозможно уничтожить. Сценарий держит в напряжении до самого финала, не оставляя игроку даже малейшей возможности почувствовать превосходство. Корявое управление слегка портит впечатление, но шикарный дизайн локаций и приятная графика, которая до сих пор выглядит отлично, нивелируют недостатки.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий Первая книга трилогии о путешествии хоббитов с кольцом по Средиземью Шестая часть серии стэлс-экшенов про шпиона с зеленоглазым прибором ночного видения Хоррор-квест про исследование особняка, наполненного зомби Мини-сериал про писателя, обвинённого в убийстве 33-летней давности Нуарный детектив про тёмного рыцаря в плаще и маске с ушами Четвёртый сезон про параллельный мир 80-х в окрестностях маленького городка Детская криминальная комедия про портниху с чёрно-белыми волосами и амбициями Игра про блуждание терминаторов по узким коридорам заброшенных кораблей Третий сезон про борцов с супергероями Сериал про служение шизофреника египетскому богу Тактическая головоломка про отряд SWAT Драма о подростке, ожидающего конец света Байопик про заключённого тюрьмы в Гуантанамо Здесь можно
подписаться и
добавиться в друзья.