Рецензия на фильм "Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия" 2022

Mar 13, 2023 07:00

Рецензия на фильм "Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия" (Doctor Strange in the Multiverse of Madness) 2022


Продолжая навёрстывать пропущенные марвеловские фильмы, я добрался до сиквела кинокомикса про главного волшебника четвёртой фазы. Интересен он был как минимум по двум причинам - во-первых, фильм в полной мере должен был рассказать о мультивселенных, так как это главная тема четвёртой фазы MCU, во-вторых, в режиссёрском кресле оказался Сэм Рэйми, пообещавший чуть ли не первый ужастик в киновселенной Марвел. Посмотрим, что получилось в итоге.


Доктор Стивен Стрэндж отправляется на свадьбу своей бывшей любви - Кристины Палмер - и искренне пытается убедить её, что он счастлив. Однако в разгар приёма где-то на улице слышны звуки какого-то безумия и Стрэндж отправляется разобраться с беспорядками. Причиной оказывается громадный осьминог-циклоп, преследующий девушку со странным именем Америка Чавез. Стрэндж и присоединившийся к нему Вонг спасают девушку и узнают, что Америка владеет редкими силами - создавать порталы в другие вселенные, однако сама она контролировать свои силы не может. Стрэндж предлагает обратиться за помощью к знакомой ведьме, которой оказывается Ванда Максимофф. Однако со времён их предыдущей встречи, Ванда успела слегка поехать крышей, обозваться Алой Ведьмой, добыть запретную ведьмовскую книгу Даркхолд (Марвеловский аналог Некрономикона) и зациклиться на идее отыскать вселенную, где она - счастливая мать двух мальчиков. Естественно, девушка с силами перемещаться между вселенными для её целей - удачное стечение обстоятельств, которое почти само пришло к ней в руки. Поняв свою ошибку, Доктор Стрэндж вместе с Вонгом теперь попытаются спасти Америку (зацените каламбур) от больной на голову ведьмы.


У фильма внезапно оказывается крайне высокий порог вхождения. Вдуматься только, сколько всего требуется "знать", чтобы просто начать смотреть этот фильм. Во-первых, это сиквел оригинального "Доктора Стрэнджа", со времён которого уже столько всего произошло, что он просто теряется на фоне остальной массы информации. Во-вторых, это сиквел "Мстителей: Финал", в котором весёлая ватага супергероев превозмогла себя и победила Таноса. В-третьих, это сиквел недавнего "Человека-Паука: Нет пути домой", где в полный рост начала раскрываться концепция мультивселенных, да и сам Стивен Стрэндж приложил руку к нарушению баланса. В-четвёртых, это сиквел сериала "ВандаВижн", которых неплохо расширил Киновселенную Марвел и даже внёс несколько любопытных переменных в уравнение кинокомикса. Наконец, и в-пятых, фильм можно с натяжкой назвать сиквелом фильмов Сэма Рэйми с тех времён, когда Рэйми был в пике популярности и пугал зрителей эффектными ракурсами и жутковатыми чудовищами. Картина в полной мере представляет из себя чудовище Франкенштейна, которое объединяет в себе гору отсылок и переплетений оригинальных сюжетных арок из фильмов и альтернативных арок из комиксов и телесериалов, заряженное электрическим разрядом масштабов Диснеевского бюджета. Фильм долго запрягает и тянет резину основной сюжетной ветки, чтобы к финалу выдать несколько любопытных визуальных отсылок к творчеству Сэма Рэйми, которые, впрочем, быстро иссякают, оставляя зрителя у разбитого корыта.


При этом, несмотря на этот высокий порог вхождения, остальные составляющие оказывается на редкость банальными, а главный злодей - так и вовсе "испортившаяся версия" хорошего героя. Фактически, весь сюжет сводится к кривому и местами откровенно скучному танцу персонажей со своими двойниками. Персонажам удаётся побывать в нескольких вселенных и столкнуться с разными версиями Доктора Стрэнджа и его окружения. Естественно, другие версии отличаются от "нашего" в худшую сторону по тем или иным причинам, и от этой "хорошести" "нашего" Стрэнджа скулы начинает сводить задолго до финальных титров. Сценаристы не смогли придумать ничего лучше парада доппельгангеров, в котором одна версия Стрэнджа оказывается хуже предыдущей.


Вместо того, чтобы пустить сценарный поезд под откос и устроить наполненное креативом крушение, история раз за разом возвращается к невероятно пустым персонажам со скучными мотивациями - скорбящая Ванда, всё ещё сохнущий по любви к Кристине Стрэндж, страдающая от отсутствия контроля над собственными силами Америка. Ни один из этих персонажей не импонирует по-настоящему.


На месте режиссёра оказался Сэм Рэйми, у которого предыдущая работа по кинокомиксам была плачевно закончившаяся трилогия о Человеке-Пауке с Тоби Макгуером. И вот теперь ему дали возможность вновь поработать с комиксными героями. В какой-то момент всплывала информация, что он хочет сделать первый фильм ужасов в рамках MCU, однако, по итогу, дальше разговоров эта информация не пошла. Тем не менее, Рэйми хотя бы попытался привнести свой фирменный стиль в традиционную Марвеловскую киновселенную. В ход пошли и фирменные съёмки "от лица неотступно приближающегося зла", догоняющего героев, и жутковатый вид монстров, кажущийся слегка игрушечным и ненастоящим (осьминог с громадным глазом и Стрэндж с третьим глазом выглядят особенно отталкивающе), и классический кадр вырывающейся из-под земли руки мертвеца, которого пришлось оживить парой хитрых манипуляций. Во всех эти нюансах Рэйми попытался напомнить о себе и выдать достойный фильм, однако чувствуется что львиную долю его креатива задавили в зародыше.


В определённый момент Стрэндж и Америка пролетают сквозь альтернативные вселенные, среди которых одна выглядит, словно мультфильм, а в другой тела сделаны из красок. В этот самый момент возникает мысль, что Сэм Рэйми может сломать марвеловское лекало и создать нечто кардинально отличающееся от банального летнего блокбастера.
Однако оказалось, что создатели не заинтересованы в подобного рода потенциале. "Мультивселенная безумия" раз за разом обманывает лучшие ожидания и возвращается на проторённую дорожку скучной супергероики. В рамках большого полнометражного фильма Марвелу не нужен эксперимент. Им нужен проверенный уровень зрительской симпатии, которого будет достаточно, для покрытия бюджета картины. А эксперименты они оставляют сериалам. Те же "ВандаВижн" и "Локи" смотрелись более выигрышно именно благодаря попыткам сделать что-то новое.


Тем не менее, в фильме полно моментов, которые смотреть на удивление приятно. Тут и встречи с доппельгангерами, в которых Камбербэтч пытается раскрыться и действительно создать альтернативную версию своего персонажа, и встречи с неожиданными персонажами и их альтернативными версиями - впрочем, то, как их пускают в расход, заставляет задуматься об их незначительности, и роскошный "музыкальный" поединок двух Стрэнджей, кидающихся друг в друга заряженными партитурами.


Бенедикт Камбербэтч в роли нескольких версий доктора Стивена Стрэнджа, вполне хорош. Он старается, и его доппельгангеры выглядят отлично - даже те, что умерли, всё ещё способны на фирменную ухмылку Камберэтча. Однако, Камбербэтч стал заложником собственной роли - на него возложили непосильную задачу заменить своей харизмой Роберта Дауни Младшего, вот только эффектного спасительного плаща, и вращательных движений пальцев для этого маловато.

Элизабет Олсен, сыгравшая Ванду Максимофф, откровенно расстроила деградацией персонажа. После неплохого копания вглубь мотивационной составляющей в "ВандаВижн", она снова оказывается плоской фигурой на чей-то шахматной доске.


Сочил Гомес в роли Америки Чавез вызывает двойственное впечатление. Персонажу не хватает предыстории, а имеющиеся полтора флэшбека не справляются с задачей раскрыть героя и внушить зрителю достаточный уровень эмпатии.


Рэйчел Макадамс вернулась к роли доктора Кристины Палмер, чтобы создать дополнительный слой фактурности для Стрэнджа, и, хотя играет Макадамс отлично, разницы между версиями Кристины практически не ощущается.

На втором плане крайне удачно мелькают Патрик Стюарт, Джон Красински, Хейли Этвелл и Шарлиз Терон. Кроме того, Сэм Рэйми по традиции затащил на эпизодическую роль Брюса Кэмпбелла, так что фанатам вселенной есть где повеселиться.


Конечно, "Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия" никакой не ужастик, хотя пара режиссёрских приёмов пришла напрямую из ранних работ Сэма Рэйми. В остальном - это банальный кинокомикс с неприличным обилием доппельгангеров и недоделанных злодеев. Тем не менее - смотрится он весело и по-хорошему жутковато. Большего, в общем-то, и не требуется.

Что ещё почитать:
"Доктор Стрэндж" (Doctor Strange) 2016
"Мстители: Финал" (Avengers: Endgame) 2019
"Человек-паук: Нет пути домой" (Spider-Man: No Way Home) 2021
"Ванда/Вижн" (WandaVision) 2021
К списку всех рецензий
Первые два сезона сериала про ограбление испанского монетного двора
Третья книга про хоббитов, несущих кольцо в Мордор
Кинокомикс про десяток супергероев, веками охранявших человечество
Сиквел экшена про бородатого Бога Войны и его сына
Кинокомикс про семейные разборки азиатских супергероев
Аниме про историю любви японского авиаконструктора
Аниме про поиски летающего острова
Аниме про благородного грабителя и народное достояние
Аниме про собаку-детектива
Итоги Челленджа 2022

Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.

doctor strange in the multiverse of madn, обзор, cinema, кино, movies, review, рецензия, Доктор Стрэндж В мультивселенной безумия

Previous post Next post
Up