Рецензия на игру "God of War: Ragnarok" (2022)

Feb 09, 2023 07:00



Разработчик: SIE Santa Monica Studio
Платформа: PS5
Дата выхода: Ноябрь 2022
Время прохождения: 60 часов
"GoW:Ragnarok" была второй игрой, которую я действительно ждал в 2022 году. Я, конечно, хотел себе красивый стилбук, но после всех санкций я был рад и простому диску. Спустя три недели после релиза в свободной продаже всё же стали появляться коробки с игрой без русской локализации, от которых отказались оформившие предзаказы. Мне русская озвучка и даром не нужна была, так что для меня это был лучший вариант из возможных. Теперь, спустя два месяца комфортной игры на высоком уровне сложности и 60 часов чистого прохождения я завершил сюжетную линию и могу поделиться впечатлениями.


Прошло несколько лет после событий первой части. Кратос и Атреус (а не Артей) живут в Мидгарде и мёрзнут из-за наступившего Фимбулвинтера - суровой зимы, предвещающей конец света Рагнарок. Кратос всё столь же суров, а Атреус повзрослел и возмужал. Его всё чаще мучают вопросы самоопределения - кто он и зачем? Почему на фреске в Йотунхейме его зовут Локи и какого его предназначение в грядущем Рагнароке? Богиня Фрея продолжает отчаянные попытки отомстить за смерть сына, но Кратос обстоятельно избегает прямого столкновения.
Внезапно сбывается сон Атреуса трёхлетней давности - к ним в дом заявляются Тор и Один, и предлагают перемирие. Взамен Атреус должен прекратить попытки отыскать скандинавского бога войны - Тюра. Сын делал это втайне от отца. Кратос отказывается от "щедрого" предложения и оказывается ввязан в стычку с Тором. После её окончания Кратос, Атреус и Мимир оказываются в тайном доме братьев Хулдра (Синдри и Брока), располагающемся в мире между мирами - на ветвях мирового дерева Иггдрасил. Здесь, Атреус признаётся в своих поисках Тюра и рассказывает о своих находках. Кратос нехотя соглашается и вместе они отправляются в мир гномов Свартальхейм, не предполагая, насколько масштабное приключение их ждёт.


Сюжет игры целиком и полностью развивает события прошлой части 2018 года, поэтому если вы не в курсе, кто такие Фрея, Мимир и братья Хулдра - сюда лучше вообще не соваться. Кроме того, для давних поклонников похождений спартанца здесь приготовлена масса пасхалок, которые скрашивают и без того яркое приключение. Регулярные упоминания о былых подвигах бледного Бога Войны всплывают в разговорах и доставляют приятные мгновения ностальгии. При беглом взгляде со стороны можно даже не разглядеть ту гору нововведений, которые предлагают разработчики - здесь надо с головой погружаться в процесс и атмосферу, чтобы ощутить всю прелесть прогресса.
Во-первых, история, хоть и осталась линейной, подаётся на редкость эффектно. Игрок локомотивом движется по проложенной пророчествами дорожке, меняя главных героев и их спутников как перчатки, чтобы углубить и расширить историю, демонстрируя её с разных точек зрения. При этом следует отметить что художественный приём "съёмки одним кадром" никуда не делся, а моменты переходов смотрятся крайне кинематографично.
Во-вторых, сюжетные ветки и лор имеющихся персонажей расширили до космических масштабов, а сверху добавили ещё ворох новых героев, которые получились на редкость колоритными. Персонажи озвучат и ответят на все вопросы, которые могли возникнуть, и даже на те, которые вы не думали задавать. Сюжетная линия братьев Хулдра - одна из наиболее мрачных, а центральная концепция единения отца и сына так и вовсе вышибает слезу в паре эмоциональных сцен.
В-третьих, как и прежде, повествование сопровождается под непрекращающийся аккомпанемент бесед трех спутников, который вносит ещё больше динамики в происходящее. Комментарии героев сыплются по поводу и без, а если вслушиваться внимательно, можно отыскать много интересного. Истории и факты о прошлом героев сыплются как из рога изобилия, наполняя персонажей объёмом и фактурой. После такого вспоминать о них без теплоты в сердце уже сложно.
В-четвёртых, сценарий игры очень ловко балансирует между мрачной историей грядущего конца света, туманными путями личных путешествий, и обилием юмора, тонко разбавляющего неуютные ситуации. Масштабная разборка в финале обеспечивает мощный катарсис, от которого буквально захватывает дух. Персонажи познают самое себя и встают на путь лучших своих версий (правда, не все). Юмор же разбросан мелкими обрывками то тут, то там, грамотно дополняя происходящее, но при этом никогда не проваливаясь в клоунаду.


Если первая часть была о том, что Кратос свыкался с мыслью, что он Отец и постепенно тренировался открывать своё сердце взрослеющему парнишке, то вторая часть шагает дальше, и теперь Кратосу необходимо понять и отпустить подросшего сына, осознав, что он теперь - самостоятельный человек со своими желаниями и стремлениями. На этом фоне следить за развитием их отношений крайне интересно. Атреус требует свободы, Кратос отказывает, Атреус ищет себя самостоятельно и втайне, что, конечно, перерастает в конфликт, в котором каждый открывает для себя что-то новое в самом себе. Крайне показателен оказывается их "разговор по душам", в котором они дают друг другу обещание "слушать твой голос в своей голове". Этот момент настолько чётко соответствует моей картине мира, что не считать сценарий игры крутым, я уже в принципе не могу.


Но не одним сценарием и сюжетом, силён сиквел. Разработчики бережно взяли геймплейную формулу из игры 2018 года, и нашпиговали её дополнительными возможностями по полной программе. Кратос всё так же машет топором Левиафан, Клинками Хаоса и кулаками в перерыве, но к этому набору добавили копьё Драупнир (квест его создания - отдельное удовольствие) и расширили функциональность щита. У каждого оружия своё дерево прокачки, зависящее от уровня самого оружия. Улучшаешь оружие, открываешь новые навыки - они тоже поддаются прокачке, кстати. В каждое оружие, как и раньше можно вставить две рунические атаки - сильную и слабую, но на их поиски придётся потратить много времени. Ещё у каждого оружия есть рукоять, добавляющая какой-то особый эффект, и её тоже, внезапно, надо прокачивать.
Сам щит теперь можно менять (у них разные модели поведения), так у него еще выделился компонент каркас, дающий дополнительные возможности. При грамотном использовании оказывается крайне полезной вещью. Атреус из дополнительной кнопки выстрела по врагу трансформировался в полноценную боевую единицу - у него тоже появилось своё дерево прокачки с новыми навыками. Правда обширной кастомизации всего и вся ему не завезли, но даже от того что есть поначалу кружится голова.
Топор качай, Клинки качай, Щит качай, Напарника качай, навыки и рукояти у топора и клинков тоже качай, руны для топора и клинков тоже прокачиваются, как и ярость Кратоса, которая трансформировалась в три её варианта - просто лечение, мощная рукопашная и сверхсильный удар выбранным оружием - и, да каждый из вариантов тоже прокачивается.


Боевая система переехала почти без изменений - у Кратоса есть слабые и сильные атаки, и несколько комбо приёмов, которые при отсутствии желания и на низких уровнях сложности можно и не выучивать. Знай себе молоти по кнопкам, да уворачивайся от атак. Атаки врагов есть простые, блокируемые и неблокируемые - все они основаны на таймингах и блокировка в правильный момент позволяет успешно побеждать в большинстве схваток. Среди нововведений - удар щитом, который разбивает защиту и особые удары хорошо защищённых врагов. А вот что серьёзно поменялось - так это враги. Основной претензией к прошлой части у меня был скромный бестиарий, который начинал повторяться слишком уж быстро, а из адекватных боссов можно было выделить одного дракона и банду Валькирий. Здесь же вариантов врагов значительно больше, а боссов завезли целую кучу - один другого больше и злее. Вместо Валькирий тут теперь души погибших Берсерков, но концепция та же.


В перерывах между сражениями игрокам дают погулять по разветвлённому лабиринтообразному миру с элементами метроидвании. По ходу прохождения у Кратоса появляются новые предметы, позволяющие попасть в ранее недоступные области, что значит, в локации придётся неоднократно возвращаться, особенно, если захочется завершить игру на 100%. Кроме того, некоторые задания в принципе появляются только после завершения сюжетной линии, так что конец сюжета не означает конец игры и в нём можно ещё несколько часов бродить и исследовать. В этот раз исследованию поддаются все девять миров, правда не все из них детально проработаны. Мидгард значительно изменился из-за наступившего Фимбулвинтера, в Альхейме нас ждут пустыни с воздушными медузами, Хелхейм и Нильфхейм холодны и пустынны, в Муспельхейме опять обосновались разного рода испытания, в Йотунхейме и Асгарде особо не разгуляешься и посетить его можно разве что в сюжетном отрезке, зато мир гномов Свартальфхейм и ванов Ванахейм получились до неприличия громадными. Ванахейм так вообще поражает несколькими биомами, да ещё и сменой дня и ночи (по требованию). Так что хоть кардинальных отличий от предыдущей части не предусмотрено, доступная территория радует размерами, проработкой и обилием побочных заданий.


Начав играть в Ragnarok, я осознал, что за прошедшие 4 года почти отвык от здешнего управления. Кратос сначала кажется медленным и неповоротливым, но тут важно войти в ритм - при увеличении количества доступных приёмов и обилия врагов на экране динамика и эффектность сражений начинает зашкаливать, так что спустя несколько часов я окончательно освоился. Сражения с боссами и, особенно, с берсерками упорно проверяют игрока на усвоенную информацию и техники владения доступным арсеналом, поэтому именно в них приходится сильнее всего попотеть.

Реализация функций DualSense мне в этот раз не особо понравилась - геймпад исправно вибрирует при активных действиях, но ярого восторга это не вызывает. Эффектного использования адаптивных курков тут нет - разве что в паре сюжетных моментов курки оказывают сопротивление при разрубании определённого предмета. В остальном же, впечатления оказываются крайне смазанными.


Визуально игра оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, она базируется на технологиях прошлой части, поэтому значительных отличий не заметно. GoW2018 и так прекрасно выглядел. Здесь же всё выглядит так же, но как-то богаче. Объектов на экране больше, деталей в окружении больше, везде снуют мелкие и не очень животные, а спецэффекты снопами искр разлетаются во все стороны.
Музыкальное сопровождение выгодно подчёркивает драматичные и пафосные моменты, регулярно давя на эмоции игрока. Как я упомянул в начале, мне досталась версия, в которой русской озвучки в принципе нет, так что я в полной мере наслаждался актёрской работой задействованных актёров - каждый из персонажей получился ярким и запоминающимся. Кристофер Джадж в роли Кратоса зычно басит и вставляет грозные комментарии, Санни Салджик в роли Атреуса звучит более уверенно и броско, под стать подросшему персонажу, Алистер Дункан в роли говорящей головы Мимира всё ещё развлекает историями по поводу и без, а Ричарда Шиффа, сыгравшего Одина, лучше один раз услышать - персонаж получился наредкость харизматичным.


По результатам прошедшей The Game Awards, игра победила в номинациях за лучшее игровое повествование, лучший саундтрек и звуковое оформление и лучшая приключенческая экшен-игра, а Кристофер Джадж получил приз за лучшую актёрскую игру. Была б моя воля, я бы и "Игру года" отдал бы ей.


Хотя сюжетная линия пройдена, я ещё какое-то время потрачу, чтобы добить оставшихся берсерков, собрать все коллекционные предметы и завершить оставшиеся задания. Общей картины они, скорее всего не изменят, но если будет что добавить, добавлю позже.

"God of War: Ragnarok" получилась достойной и роскошной. Сюжет расползается ввысь и вширь, наполняя повествование уймой деталей и личными историями знакомых по прошлой части персонажей. Игровой процесс практически не изменился, а исследовать новые локации по прежнему интересно, так что это даже к лучшему. Визуально игра не совершила значительного рывка вперёд, но и без этого она отлично выглядит.

Что ещё почитать:
"God of War" 2018
К списку всех рецензий
Кинокомикс про семейные разборки азиатских супергероев
Аниме про историю любви японского авиаконструктора
Аниме про поиски летающего острова
Аниме про благородного грабителя и народное достояние
Аниме про собаку-детектива
Итоги Челленджа 2022
Мои итоги 2022 года
Симулятор школьного хулигана
Вторая книга трилогии о путешествии хоббитов с кольцом по Средиземью
Тактическая пошаговая стратегия про хакеров-шпионов

Здесь можно подписаться и добавиться в друзья.

god of war, review, santa monica studio, игры, god of war ragnarok, рецензия, games

Previous post Next post
Up