Воспоминания раскаявшегося отступника от православия в мусульманство (7)

Jan 24, 2015 21:43

С. Казанцев. Воспоминания раскаявшегося отступника от православия в мусульманство. - Екатеринбург, 1911.

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Часть 7. Часть 8. Часть 9. Часть 10.

Бедняк. Окрестности г. Троицка.
Источник: http://troitsk74.com/


XXVII. Чудовищность мусульманского святого

И я постоянно молился Аллаху, стараясь выполнять требования, оглядываясь по сторонам и отплевываясь, поднимаясь на пальцы ног и покачиваясь, вполне выпрямившись и лишь слегка опустив голову на грудь. Это у них наивысший прием, не каждому скоро дающийся: требуется особый навык в соблюдении равновесия, - иначе упадешь. Во время этих «упражнений» голова остается совершенно пустою, все проделывается машинально. Я начал было мысленно искать образа Аллаха, и он представился в образе Зайнуллы, сидящим на дорогом ковре и на мягких подушках… только громадных размеров, и настолько тучным, что трудно описать его фигуру: вид его злой, глаза сверкают, он постоянно отплевывается на все стороны на головы «правоверных». Зайнулла и другие муллы после говорили мне, что действительно видели самого Аллаха, и за таковое мое боговидение меня начали почитать более. Но старый хазрет заверял меня, что я видел не Аллаха, а Галиэль-Муртазу, имя которого ношу: «По описанию вида пророка Муртазы, виденный мною колосс, особенно в вечерние намазы, очень похож с тем, кого ты видел».

И я согласился с тем, что пророк Муртаза полюбил меня и сам теперь хранит меня. Но мне, особенно теперь, совершенно не верится, чтобы мусульманин, занятый только физическими упражнениями во время «намаза», мог заслужить у Аллаха благословение… Нет и нет! Потому этого быть не может, что каждый мусульманин во время молитвы все мысли свои устремляет только и всецело на себя самого, на свои движения… При этом еще молитвы сами по себе самые бессодержательные… Каким же образом тут приблизится к человеку Бог?! К этому еще великие муллы учат твердо и точно выполнять приемы и правила «тагарята», а когда придешь в мечеть, велят припоминать, точно ли ты выполнял эти формы в течение предыдущей недели, т. е. омывался ли, в том ли порядке омывался, как предписано, не нарушил ли этого порядка, омыв прежде не то, что положено; не стряхнул ли воду с рук на пол, не желая мочить полотенце; и по три ли раза омывал каждый член тела… протирал ли между пальцами ног сырость после омовения, правильно ли завернул онучи - портянки. Если вспомнишь что-либо неисполненное, то немедленно удались из мечети, снова омойся столько же раз, сколько пропустил приемов или сколько раз ошибся. А если ты во время омовения омывал не то, что следовало, то снова сделай омовение - повтори, - иначе ты останешься нечистым, как кафир. И вот всю казуистику, пустую обрядность в отношении собственного тела мусульмане называют «служением Богу»… Несчастные фарисеи и слепцы! Об «омовении» души-то своей они и не помышляют! И вот, пока они заняты своими воспоминаниями о том, не было ли ощущений и неправильностей в омовении, «намаз» в мечети уже оканчивается… Но я лично сегодня молился почему-то совсем иначе: душа моя устремилась только к Аллаху, и даже как будто забылся, что стою в мечети. Моя «гимнастика» и чтение исполнялись с точностию, почему я и думал, что молитва моя верна и Аллаху приятна. И я исполнился духа гордости и самолюбия: я теперь «святой», я «дивана»: душа моя ликовала от самомнения. Таковому моему настроению немало содействовал хазрет Биис-хазий, читавший арабские молитвы нараспев бесподобно. Я стоял впереди всех. Намаз кончился, но я, находясь в каком-то экстазе, даже не заметил, что народ уже выходит из мечети. Вот каково было полное ослепление моей души!.. И вот теперь я жестоко скорблю, что такие сильные порывы моей души и горячей молитвы я расходовал и возносил не к Истинному Богу, но к самолюбивому сатане под именем «Аллаха».


XXVIII. Вдохновения и св. Биис-хазий

Я подумал, что теперь мне недостает только жертвенного мяса, и вот мне представилось, что предо мною куча только что сваренного мяса жирнейшего конского и бараньего… нужно только есть больше теперь же, во славу единого Аллаха. Я стоял в полном и немом самозабвении. Но вот вмиг у меня появилась страшная жадность, сердце мое сильно забилось от созерцания уже готового обеда, назначенного у «аксакала»… Но я опомнился и сознал, что я стою с закрытыми глазами, как столб, а открыв глаза, я с удивлением заметил, что я стою еще в мечети, из которой уже вышел весь народ, кроме старика - хозяина моей квартиры, с недоумением смотревшего на меня. Я невольно вздохнул, заметив мечеть опустевшею. Прочитав последний стих молитвы, положенной в конце «намаза», я пошел домой. Ни я, ни старик не решались заговорить первым: таково было наше настроение. Таковое мое настроение киргизы сочли за чудо и заключили, что «душа Муртазы куда-то гуляла… но она возвращалась в него, когда он сильно вздыхал…» Когда мы пошли в дом, то увидели, что нас ждали два старика для приглашения нас на ужин. Это были соседи, с недоумением смотревшие на нас и как бы спрашивавшие, почему мы так запоздали. На это аксакал мотнул головою в мою сторону, но промолчал; но гости залепетали: «Алла, Алла». Но один добавил к этому: «Ходай бирса, он будет великий мулла, дивана, мин белямен», т. е. «Бог велит, он будет великим, я уже знаю»… Во всех углах послышались вздохи не то от страха, не то за свои грехи, а может быть, от удовольствия, что нашелся еще один праведник… Поздоровавшись со всеми, я сел за ужин, предварительно омыв руки. Как и представлялось мне еще в мечети, мне действительно подали очень много, и самого жирного; и меня это порадовало, ибо я мог обильно есть во славу Аллаха, радующегося от обжорства мусульман. Когда голод наш был несколько удовлетворен, у нас начался разговор.

Первым начал я.

- Ну, бабай, - сказал я старику-хозяину, - не знаю как ты, а я с пользою сходил сегодня на намаз, ибо на душе стало тихо, хотя и нет особенной радости.

- О Муртаза, Муртаза! Наш хазрет Биис-хазий - святой, да и ты хорошо молился, вот и любит вас Аллах, дающий мир душе.

Мое же мнение о хазрете было таково: хотя он и святой, но живет праведно по шаригату, точно исполняя «гимнастику» и чтения, и притом и такой скромной, не самохвал, как другие, хоть, говорят, у него немало жен… но ведь и этим он служит Аллаху…

На завтрашний день я решился познакомиться с Биис-хазием как можно ближе. А главное - мне хотелось от него узнать, что означают те слова Корана, о которых Зайнулла сказал, что они относятся ко мне и моей жизни в будущем. Я заметил это место в Коране, и вот как только познакомился с хазретом, попросил его найти то место Корана и объяснить. Другие муллы не берутся объяснять его, а хазрет отыскал тот стих и стал читать. Когда он перевел его, то я усмотрел, что тут нет ничего ко мне относящегося: тут была выхвачена часть истории, в которой говорилось о взятии города Феллаха умором, и только.

Тут я обругал старого плута Зайнуллу как лжеца; он, вероятно, думал, что я слова его или забуду, или же не сумею перевести, подобно муллам, едва-едва читающим Коран и нисколько не понимающим его, хотя переводчиков у мусульман много. Но как они переводят? Они переводят арабские слова Корана так, как выйдет лучше на своем языке, почти не понимая, что к чему относится; вернее - они с толку сбивают всех, но не уясняют. Они оправдывают тем, что в Коране каждое слово - божественно, уму человеческому недоступно, что оно имеет глубокий смысл и даже более 12-ти значений: вот тут и разбирайся переводчик, и толкуй такой хаос мыслей Корана, в котором проповедуется язычество и иудейство, да разве еще апокрифические сказания о христианстве, заимствованные Мухамедом из жидовского Талмуда. А кроме того, чтобы Коран не разобрали и от его бессмыслицы не уклонялись, мухамедане даже запрещают читать его и прикасаться к нему… Мухамед боялся, как бы читающие Коран его с пониманием не лишили его пророческого звания и не возвратили его снова в пастухи. Хитростию и насилием Мухамед утвердил свою веру: внушил страх к Аллаху и почтение к Его пророку. Однако же настает время смелого отношения мусульман к чтению его и толкованию: теперь уже многие книжные мусульмане и муллы начинают критически относиться к Корану и разочаровываются в его мудрости и всезнании. Очень многие благоразумные муллы сознают пустоту и безнравственность мусульманства, давая предпочтение христианству и русской жизни, что отражается уже во внешней их жизни. Теперь уже многие сознают устарелость шариата, и только закоснелые невежды удовлетворяются им: «Наши глаза ведь открыты, и мы, хотя муллы, поддерживаем ислам только из-за своего положения». Стоит только войти в дружбу с муллою или с каким-либо интеллигентом из них, чтобы он сознался вам, как Хакимзян Адутов или помощник учителя из крымских татар в Елпачихе, во всех своих заблуждениях. Они нередко признают мусульманство язычеством самого низкого пошиба. Подобные личности стараются держать себя подальше от «намазов» и в дела веры не вмешиваются.

Итак, я отгостил у Биис-хазия, который понравился мне как простодушный мулла. Он дал мне удостоверение, что я добрый мусульманин, и велел всем принимать меня радушно; он удостоверил, что душу мою он сам прозрел и нашел ее настоящею мусульманскою. Он советовал мне пожить до весны в Черноборском ауле, а затем хотел проводить меня в Самарканд. Я переехал в этот аул и попал к богачу Макалу, от которого, после сытой закуски, проводили меня к другому богачу, Дусчану. У Дусчана было много гостей. Просмотрев мои бумаги, они дали мне денег 3 р., а затем предложили мне пожить у них, переходя из дома в дом.



Киргиз в кибитке. Окрестности г. Троицка


XXIX. Лечение болезней

Первым позвал меня благочестивый старик Жанбул, поклонник Зайнуллы-хазрета и Биис-хазия.

- Был ли ты, Муртаза, у хазрета Зайнуллы?

- Как же, был… ведь он славится между мусульманами…

- Ой-гой-вой, Муртаза! он шибко святой, чудеса творит и предсказывает будущее, и нас учит жить по шариату; а кто слушает его, того он делает «дивана» (блаженным). Вот Кара-дивана тут у нас ездил, так это Зайнулла таким сделал его.

Я заинтересовался этим дивана. Жанбул пригласил меня к своему брату, который лечит от порчи злого человека, по указанию св. Зайнуллы и по его способу. Меня особенно влекло уличить Зайнуллу и его приемы, чтобы научиться направлять мусульман на истинный путь. Мы вошли к Умурзаку часа в три, а в пять часов началось лечение. В общей комнате сидели - сам Умурзак, помоложе его Ирзан, брат его, и младший брат Иргалий. Мы обменялись салямом. Мы сели. Тут был уже приготовлен обед. Когда я вошел в комнату, то заметил, что Умурзак ежеминутно что-то перекладывает от одного уха к другому, какую-то светлую вещицу. Сам он в это время постоянно читал «ля иляха илля ллахи» и т. д. После обеда я спросил Умурзака, что это за вещь у него в руках. Он ответил мне, что «это святая вещь, ухо великого пророка»… а затем из своих рук показал мне вещь, несколько издалека похожую на ухо. Я попросил подержать это ухо, но он как будто боялся.

- Это я взял у святого Зайнуллы, только на время, и хазрет не велел никому показывать, а тем более давать не сделавшего чинного тагарята, ибо эта вещь высокой святости. И давать он разрешил только людям высокой веры, вполне мусульманам.

После этого Умурзак с благоговением передал это «ухо» мне. Я сразу усмотрел, что это есть не что иное, как морская раковина розового цвета, с темноватыми пятнышками.

- Для чего же тебе хазрет дал эту раковину? - спросил я.

- Как раковину?! Хазрет сам сказал, что это ухо великого пророка, взятое еще при Мухамеде из могилы его. А хазрету Зайнулле сам пророк во сне дал, да еще одну вещь, которую мы не можем даже и в руки взять. И это самое ухо хазрет дал мне только тогда, когда я подарил ему два жирных барана, да после этого и захворал, а за лечение тому же Зайнулле дал самого хорошего жеребца да быка. Вот он и дал мне это ухо. Он велел мне прикладывать это ухо к моим ушам попеременно: видишь ли, оно шумит; вот хазрет и говорит, что св. ухо вытягивает из головы шайтанову силу.

Братья Умурзака даже присели от страха и благоговения. Мне же было страшно смешно, и я старался освободить их от обмана. Я уверял, что это обыкновенная раковина, которые десятками продаются на базаре. А шум будет и тогда, когда ты приложишь к уху и чайную чашку. Но разубедить киргиз было трудно - они всею душою верили слову хазрета.

В пять часов было назначено повторение лечения, и окончательное, ибо был уже 7-й день прикладывания раковины, или уха пророка; нужно было окончательно избавиться, по слову Зайнуллы, от злого шайтана, а для этого нужно было расплавить олово с салом черного барана, поставить на голову больного деревянную чашку с холодною водою, в которую и вылить расплавленное олово, наблюдая, какая фигура образуется из застывшего олова - человеческая ли или образ животного, что будет указывать на виновного порчи Умурзака. Если выйдет фигура человеческая, то на кого она похожа, тот и виновник порчи. Разбирать черты сходства должен старший по возрасту или же мулла. Полученную фигуру больной должен носить на груди 30 дней. Олово было растоплено; Умурзак, читая молитву, взял «ухо пророка», положил его в ящик, поставил его на пол и сел на него. Все это проделывается с великим благоговением. Ирзан, брат Умурзака, поставил на голову чашку с водой, а жена стала лить олово в воду. Все шептали молитвы. Но вот раздался треск, когда 3 фунта расплавленного олова влили в воду. Нас обдало горячими брызгами воды, все вздрогнули, особенно жена Умурзака. У самого Умурзака вырвалось крупное, непечатное словцо по адресу шайтана, за что молодая киргизка ткнула его в бок. Из олова вышла как будто фигура орла, как признали все, хотя орлиного тут ничего не было. Такая комедия продолжается от 7 до 14 дней ежедневно, и Умурзак с женою терпеливо выполняют ее, нанизывая себе на грудь все фигуры, какие бы ни вышли, и нося их 30 дней.

Я спросил:

- Отчего же шайтан оставит тебя после переливки олова?

- О Муртаза! Когда на голове стоит чашка с водой на самом темени, да в нее будут лить олово, то в голове слышится страшный треск и шум, а во всем теле трясение. Шайтан ведь страшный трус и боится этого шума; а затем, ведь я сижу на ухе пророка, а оно слушает и узнает, какой во мне шайтан; а после этого Зайнулла сам станет слушать и по слиткам узнавать шайтана; он узнает, какой человек и с какого времени меня портит.

И много подобных пустяков насказал мне Умурзак.

Чрез несколько времени я отправился в Варенский поселок. Во всех аулах, чрез которые я проходил, меня хорошо кормили и давали денег. Мне не хотелось идти чрез русские селения, и я далеко обходил их. В киргизских селениях я пользовался почетом и уважением, как святой. Повсюду среди инородцев я наблюдал какое-то волнение и готовность восстать против правительства. К этому их возбуждают разных видов «дивана» своими песнями и рассказами. Из самой деревни Варенской навстречу мне бросилась стая собак, и вышедший ко мне человек едва разогнал их. В одну из избушек я попросился ночевать, и меня встретил молодой татарин, который, узнавши от меня, кто я таков, был очень рад и говорил: «Вот будет рад вам наш Сунагат-мулла, которого любит Зайнулла-шейх; здесь живут братья Акочуровы, и мы с тобою сходим к ним, как велит шариат». Скоро многие узнали о моем здесь пребывании и стали собираться ко мне, наперерыв приглашая к себе. Я сначала зашел к ишану Сунагату, который принял меня хорошо и даже сказал: «Передай муллам, чтобы они велели народу о тебе позаботиться и помогать. У нас очень ценится принятие мусульманства христианином; пять лет тому назад перешла в нашу веру одна рус. женщина с двумя дочерями 16 и 18 л., очень красивыми, и вот, по совету Акочуровых, набрали мы в пользу их много денег. Теперь же поэтому в нашу веру русские идут охотнее; так, недавно перешли четыре русских к нам. Один купец бросил жену и двоих детей, перешел к нам и живет в Кустанае; звал было он жену свою в мусульманство, да та не согласилась, а потому он взял себе татарку. Еще один парень 25 л. перешел к нам; ему дали лошадь и денег, вот он и живет хорошо. А вот еще две женщины из благородных, красивые, перешли к нам; одна из них живет у муллы, а другая за торговцем; не бросим ведь… Вот видишь, как дело у нас идет, не жалей только денег… и многие примут нашу веру… Она ведь лучше… помогает».

ПРОДОЛЖЕНИЕ

1901-1917, история российской федерации, Варна [Россия], казахи, русские, медицина/санитария/здоровье, история казахстана, татары, .Тургайская область, дервиши/ишаны/суфизм, Черноборский, Троицк, ислам, .Оренбургская губерния

Previous post Next post
Up