Давно Греции в моем журнале не было, а тем не менее, надо завершать рассказ об этом путешествии 10-летней давности. В предыдущей части, написанной еще в августе, был рассказ 4-го дня путешествия о
Коринфском канале, покинув который, мы направились в Эпидавр, одно из наиболее примечательных и славных мест античной Эллады.
Очень подробно писать нет возможности, поэтому будет рассказ в картинках, которые, по-моему, способны и без слов передать незабываемые впечатления от этого места.
Здесь видны объекты, которые мы посещали в этот четвертый день путешествия - Эпидавр, Микены и Навплион. Эпидавр расположен в 32 км (20 милях) к востоку от Навплиона и в 63 км (39 милях) на юг от Коринфа.
По дороге из Коринфа в Эпидавр вдоль дороги расположились апельсиновые плантации и вообще пейзажи за окном были хороши. Отчего-то на ходу из автобуса засняла только это:
Остановка в этом месте запланирована не была, но души, находившиеся в нашем автобусе, не выдержали этого зрелища и уговорили притормозить. Апельсины скупались буквально мешками, но это того стоило. Никогда в жизни до и после мне не доводилось отведывать столь вкусных апельсинов, прямо с дерева... Жаль на маленьком фото не видно бесчисленных оранжевых точек, усыпавших древесные кроны:
Провинция на северо-востоке Пелопоннеса - Арголида славится своими цитрусовыми и оливковыми рощами. Поросшие сосновыми лесами горы по берегам Эгейского моря за Коринфским перешейком - обитель духа полубога-получеловека Эскулапа, или Асклепия. Впереди нас ждал Эпидавр (Epídauros), древний город в Греции на берегу залива Сароникос (сохранился в руинах).
Фактически Эпидавр это название двух городов в Древней Греции. Один из них, Эпидавр Лимера - маленький город в Лаконии, на юго-восточной оконечности Пелопоннеса. Другой, гораздо более крупный, находился на восточном берегу Арголидского полуострова на северо-востоке Пелопоннеса. Ныне здесь маленькая рыбацкая деревушка, но в античности это был центр небольшой области Эпидаврии (причем очень древний: в ходе раскопок в Эпидавре были обнаружены остатки крепостных стен и захоронения микенской эпохи). На протяжении 8 и 7 вв. до н.э. этот Эпидавр был весьма активен и пользовался значительным влиянием: сообщается, что он основал колонии на островах Эгина, Кос, Нисир и Калидна (другое название - Тенедос).
В 6 в. до н.э. в торговле, которую вел Эпидавр, наметился упадок. К власти здесь пришла олигархия, выступавшая в Пелопоннесских войнах 5 в. до н.э. в союзе со Спартой, вследствие чего Эпидаврия многократно подвергалась набегам афинян и их союзников. Впоследствии город впал в безвестность, сохранив значение лишь в качестве порта при великом святилище Асклепия (Эскулапа). Вид на святилище из космоса:
Надо сказать, что не в самом Эпидавре, но в его окрестностях и расположены святилище Асклепия с дорическим храмом (380 до н.э.), богато украшенным скульптурами (ныне в местном музее и Национальном археологическом музее в Афинах), с фимелой (толос, архитектор Поликлет Младший, с дорической колоннадой снаружи и коринфской внутри). Там же - абатон (большой, частично 2-этажный портик), храм Артемиды - все 360-330 до н.э. Вне священного участка - стадион, палестра, катаготий (дом для приезжих), театр (350-330 до н. э. архитектор Поликлет Младший). Некоторые из них запечатлены на почтовых марках:
Я уже писала о
театре в Дельфах, который мы посетили на 2-й день путешествия, но театр в Эпидавре сохранился гораздо лучше. Справедливости ради надо заметить, что в Эпидавре имеются два античных театра, но туристам обычно показывают только один. Второй гораздо меньших размеров, мне удалось найти только такие его фотографии:
Цитата из Интернета (цитаты и дальше выделены курсивом): Нам рассказывали, что неподалеку от Эпидавра археологи отыскали еще один прекрасно сохранившийся амфитеатр (правда, поменьше - всего на 4 тысячи мест). От разрушений его спас толстый слой земли. Супружеская чета, на земле которой обнаружили амфитеатр, ничего не имела против раскопок на их территории и лишь просила не начинать работ, пока они спокойно не закончат свой век. И оба прожили до ста лет!
http://vne.kz/modules.php?op=modload&name=News&file=...POSTNUKESID=59637d225816d2a613e9c89e8c8acfca А основная достопримечательность, большой театр, выглядит вот так:
Общий вид святилища Асклепия и театра:
Побудил местных жителей построить этот театр огромный поток паломников и больных, посещавших в Эпидавре святилище врачевателя Асклепия, сына бога Аполлона и смертной девушки Коронис. В театр приходили на целый день, принося с собой еду и питье.
http://www.odessapassage.com/arhiv/2002/jul2002/arxitek70/index.php3Но о святилище Асклепия и способах лечения больных, которые, кроме прочего, подразумевали лечение молитвой, прогулками и переживаниями мистерий, посвященных культу Асклепия в театре я расскажу в следующий раз. Сегодня места хватит только для рассказа о самом театре.
К середине. 4 в. до н.э. относится ансамбль святилища Асклепия в Эпидавре, центром которого был храм бога-врачевателя Асклепия, но самым замечательным зданием ансамбля был построенный Поликлетом Младшим театр (350-330 до н.э.), один из красивейших театров древности.
В нем, как и в большинстве театров того времени, места для зрителей (театрон) располагались по склону холма. Здесь есть примечания к плану на греческом и немецком языках:
http://www.gottwein.de/Hell2000/epid003.php Всего было 55 рядов каменных скамей, которые вмещали не менее 10 тыс. человек. Изначально существовало 34 ряда, позже римляне достроили еще 21.
Эти ряды обрамляли орхестру - площадку, на которой выступал хор. Концентрическими рядами театрон охватывал более полуокружности орхестры, возвышаясь над ней на 23 метра. Со стороны, противоположной местам для зрителей, орхестра замыкалась скеной, или в переводе с греческого - палаткой.
Первоначально, в 6 и начале 5 в. до н.э., скена и была палаткой, в которой готовились к выходу актеры, но уже к концу 5 в. до н.э. скена превратилась в сложное двухъярусное сооружение, украшенное колоннами и образующее архитектурный фон, перед которым выступали актеры. Перед скеной вперед выдавался одноэтажный проскений с фасадом, украшенным ионическими полуколоннами. Актеры попадали на крышу проскения как из кулис по обе стороны, так и из самой скены.
Несколько реконструкций того, как это могло выглядеть в античные времена:
Из внутренних помещений скены на орхестру вело несколько выходов. Скена в Эпидавре имела украшенный ионическим ордером проскений или просцениум - каменную площадку, поднимавшуюся над уровнем орхестры и предназначенную для проведения отдельных игровых эпизодов главными актерами. Театр в Эпидавре был с исключительным художественным чутьем вписан в силуэт пологого склона холма. Скена, торжественная и изящная по своей архитектуре, освещенная солнцем, красиво вырисовывалась на фоне синего неба и далеких контуров гор и в то же время выделяла из окружающей природной среды актеров и хор драмы.
В наши дни хорошо сохранились орхестра и два яруса сидений, на которых, по оценке, могли разместиться 14-17 тыс. зрителей. Прекрасная сохранность зрительных мест и каменной круглой орхестры, окруженной углублением для сбора воды, с «алтарем» в центре, позволяет оценить в полной мере изящество архитектурного решения.
В античные времена на сцене эпидаврского театра ставили не великие трагедии - "Царь Эдип" или "Троянки", а нечто среднее между священнодействием и театральным представлением с терапевтическим эффектом. Здесь ставились самые разные спектакли, например, "Ифигения". К сожалению, одного сайта больше нет, а Гугль сохранил из него лишь эту маленькую превьюшку картинки с этим событием в трактовке современного нам художника:
Входной билет в театр, не на спектакль, конечно, а для осмотра туристами в наши дни (в натуральную величину):
Театр в Эпидавре и поныне славится прекрасной акустикой. «С последнего ряда обычно слышно, как актер шелестит листами бумаги на сцене», - замечает В.М. Меньшиков в книге путевых впечатлений о Греции. Проверено теми, кто бывал здесь: сидя на верхней скамье в одном конце амфитеатра можно, не повышая голоса, вести беседу с человеком на противоположном конце. А декламация в центральном круге ставит под сомнение необходимость таких технических достижений, как усилители и микрофоны.
Выступающим на сцене не нужно было повышать голос, их слова и так были отлично слышны во всех уголках амфитеатра. Сейчас гиды демонстрируют акустические свойства с помощью монетки, бросаемой на камень в центре сцены. Ее звон слышен даже на самых дальних рядах.
Говорят, если даже разорвать бумажку в акустическом центре театра, то это будет слышно в последнем ряду второго яруса...
В начале 2007 года ученые доказали, что уникальные акустические свойства - чистая случайность. Дело в том, что известняковые ряды поглощают все низкочастотные звуки, как например гул толпы, и отражают высокочастотные, доносящиеся со сцены. Что-то слабо верится...
http://andreev-org.livejournal.com/3400.html Остатки скамей:
Если я правильно понимаю, по этой ссылке можно оценить акустику:
Audio Examples
http://www.wcl.ee.upatras.gr/audiogroup/AncientAcoustics/Epidauros.html Это не акустические волны, а рельеф местности, в которой располагается каменная чаша театра:
Возможно, Эпидавр вообще был самым красивым местом в Греции. Главные его храмы построены в золотой век греческой архитектуры. Но землетрясение V века превратило шедевры Эпидавра в груду мрамора. Уцелел только встроенный в склоны холма театр.
http://www.victor.com.ua/greece/index/index_epidauros.htm Старинные фото 1-й половины ХХ века:
Моя панорама театра - использован впервые режим панорамной съемки. Кстати, отчего-то на многочисленных ресурсах, посвященных Эпидавру я не нашла фотографий, сделанных именно в таком ракурсе, похожих на этот мой снимок - может быть, за 10 лет этот вид чем-то застроили?
Еще одна "панорама" театра - не забывайте, что это был 1997 год и фотоаппарат в моих руках был почти что впервые, о многих возможностях я еще не знала (кадр составлен из нескольких и при нажатии можно посмотреть на него в большом разрешении - 447.03 КБ):
Здесь можно увидеть и меня, сидящей в первом ряду. :-)
С начала 50-х гг. XX в. в античном театре Эпидавра ежегодно проводят фестивали, привлекающие самых знаменитых исполнителей со всего мира.
Фото 1950-х годов, которые удалось найти:
С 1954 года в театре Эпидавра проходит фестиваль, в котором принимают участие известные греческие и зарубежные театры. Представления начинаются на закате и заканчиваются к полуночи. Естественный задник сцены составляют горы Арголиды, платаны и сосны святилища Асклепия.
http://www.greek.ru/tur/guide/pelop/argolida/epid.php Вот, например, программа одного из прошедших здесь фестивалей:
FESTIVAL 2000 30. Juni bis 26. August ANTIKES THEATER VON EPIDAUROS
http://www.epidaurus-festival.de/2000.html Этот крупнейший из сохранившихся античных театров используется в летние месяцы по своему назначению и сегодня.
Лучшие театры мира считают за честь дать представление на этой сцене и ожидают своей очереди.
Марка, посвященная знаменитой певице Марии Каллас - фоном ей служит театр в Эпидавре!
Как замечают на одном из туристических сайтов, здесь проводятся уже не религиозные таинства, которые лицезрели одни лишь мужчины, накачивавшиеся вином - для большей глубины восприятия, - а ставятся классические пьесы, на которые съезжаются все желающие. Иногда зрителей, правда, оказывается слишком много, и как-то недавно в Эпидавре разразился скандал, когда амфитеатр на 14 тысяч мест не смог вместить всех тех, кто приобрел билеты (а их было продано 18 тысяч!). Вот схема секторов, если кого-то интересует:
Некоторые фотографии сценических декораций:
Несколько обзорных ссылок самого общего характера для интересующихся искусством античного театра:
http://www.krugosvet.ru/articles/112/1011279/1011279a1.htmhttp://www.5ka.ru/31/5334/1.htmlhttp://www.mystic-chel.ru/~ancient-greece/theatre-of-greece.htmhttp://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=551942http://www.ve-group.ru/news_a38.html?n_page=10 Античные театральные маски:
И одну цитату об античном театре приведу и здесь:
Театр родился в древних Афинах почти одновременно с демократией. Начало его восходит ко времени 61-ой Олимпиады (536-532 гг до н.э.), когда поэт Теспис из Икарии, что в Аттике (государстве со столицей Афины), на празднествах Великих Дионисий впервые ввёл в действо мужчину с накрашенным лицом, который вступал в диалог с ведущим хора. Это и был первый актёр.
Немного позже Эсхил добавил ещё одного актёра. Однако хор ("хорос " - в древнегреческой драме группа из 12 чел., сопровождавшая представление или принимавшая в нём участие пением или пляской), исполнявший круговой танец, сопровождаемый песней, продолжал составлять основную часть представления, тогда как диалог заполнял паузы в лирическом тексте. На этом начальном этапе нужна была лишь круглая площадка для хора и актёров, тогда как зрители стояли вокруг них. Впоследствии для зрителей на Афинской агоре воздвигли деревянные подмостки. Однако окончательным решением был выбор естественного спуска на южном склоне Акрополя, где зрители уже располагались только с одной стороны от актёров. Прямо напротив зрительских трибун в V в. до н.э. была воздвигнута сцена, то есть место, где переодевались актёры и участники хора. Между тем в драматических произведениях стала значительно сокращаться лирическая часть и господствующее значение стала приобретать речь актёров.
Классическая архитектурная форма театра окончательно сформировалась в IV в. до н.э. "Чаша ", где располагались места зрителей, планировалась весьма искусно с тем, чтобы гармонировать с местностью, иметь хорошую акустику и обеспечивать удобное прохождение зрителей. В передних рядах были установлены роскошные мраморные сидения для выдающихся лиц общества. Сцена приобрела торжественный вид, оформлялась картинами на сюжет действа. Актёры, число которых между тем возросло, стали выходить и играть на приподнятой передней части сцены.
Греческий театр очень рано узнали и полюбили на Западе. Здесь представления шли в сделанных на скорую руку деревянных театрах. Первая каменная театральная постройка была воздвигнута в Риме в 55-ом г. до н.э. императором Помпеем. Её прототипом явился эллинистический театр на о-ве Митилини. Позже, в эпоху Империй, выкристаллизовался новый тип театра: сцена, оркестр (в древности оркестром - "орхестра" - называлась круглая площадка перед сценой, предназначенная для хора и выделявшихся из него действующих лиц - актёров, примеч. переводчика) и ряды зрителей образовали единое архитектурное целое.
http://www.greek.ru/all/art/teatr/ Ссылки по теме:
INTRODUCTION TO GREEK TRAGEDY
http://depthome.brooklyn.cuny.edu/classics/dunkle/tragedy/index.htm Открытки старые
http://www.eca.usp.br/enciclopedia/antiguidade/Epidauros.htm H.G. Wells (1866-1946). A Short History of the World. 1922.
91. The Theatre at Epidauros, Greece
http://www.bartleby.com/86/2503.htmlhttp://www.bartleby.com/86/2503.gif The theatre of The Sanctuary of Asklepios at Epidaurus - хорошая ссылка на английском, где все изложено сжато, по делу и в хороших иллюстрациях. Чтобы увидеть их, нажимайте там по ссылкам в тексте
http://www.whitman.edu/theatre/theatretour/epidaurus/introduction/epidaurus.intro2.htm Реконструкции театра в Эпидавре
http://www.e-spaces.com/lbw/portfolio/projects/port_cult_her_epid.htmhttp://www.fabricat.com/ENG/sec3.htmlhttp://www.fhw.gr/choros/epidaurus/en/exhibit/model/index1.htmlНесколько реконструкций
http://www.lsg.musin.de/geschichte/geschichte/6-griechen/architektur.htmМакеты театров
http://www.architekturmuseum.de/ausstellungen/bilder.php?which=138&show= Architecture from Greece to Rome
http://www.sandrashaw.com/AH1L24.htm Вячеслав Шевченко. Театрон.
http://www.veer.info/52/shevchenko-2.htm Фото японского туриста в Эпидавре
http://lemonodaso.exblog.jp/i28/ В посте также использованы цитаты из следующих ресурсов:
http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st027.shtmlhttp://petrov.com.ua/Greece/epidavros.htmhttp://flat.ru/kalmyk/greece/epidaur.htmhttp://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/krugosvet/1/1000720.htm Ссылки на предыдущие части путешествия в Грецию:
Греция, часть 1-я: Афины
http://renatar.livejournal.com/67183.htmlГреция, часть 2-я: Афины
http://renatar.livejournal.com/67459.htmlГреция, часть 3-я: Дельфы
http://renatar.livejournal.com/69565.htmlГреция, часть 4-я: Арахова, Каламбака, Метеора
http://renatar.livejournal.com/69857.htmlГреция, часть 5-я: монастыри Метеора
http://renatar.livejournal.com/70279.htmlГреция, часть 6-я: пейзажи от Дельф до Метеоры
http://renatar.livejournal.com/70478.htmlГреция, часть 7-я: дорога из Метеоры, Фермопилы и Марафон
http://renatar.livejournal.com/73708.htmlГреция, часть 8-я: остров Эгина
http://renatar.livejournal.com/82044.htmlГреция, часть 9-я: остров Порос
http://renatar.livejournal.com/82965.htmlГреция, часть 10-я: остров Гидра
http://renatar.livejournal.com/84649.htmlГреция, часть 11-я: Коринфский канал
http://renatar.livejournal.com/87761.html