Греция, часть 5-я: монастыри Метеора

Jun 07, 2007 05:08

Вот обещанный рассказ о монастырях Метеора в Греции. Вначале хочу привести текст моей статьи из газеты "Путник" (1997 г.):

Вначале было море, но прошли целые эпохи, и все изменилось. Вода ушла, оставив удивительно прекрасный плод трудов своих - огромные каменные столбы 400-600 метров высотой, прозванные в народе «метеорами», так как такие камни могли быть только небесного происхождения, ведь слово это означало «вознесенные в небо».

Сегодня это уникальный, не имеющий аналогов в мире, монастырский комплекс, где из 24 монастырей сохранились только 6. Первые отшельники и монахи пришли в Метеору около 12-14 вв., желая найти на вершинах скал спасение от суеты и соблазнов мирской жизни. Неприступность монастырей уберегла их от превратностей войн, которые на протяжении 13-16 вв. вели за Фессалию Сербия, Византия, Венеция и Турция.




Монашеская республика в Святых Метеорах существует уже 600 лет.

Ранее попасть наверх, в монастыри, можно было лишь по веревочным лестницам, или же в подъемной сетке, похожей на авоську, причем веревки не заменяли до тех пор, пока они не обрывались над пропастью, так что поднимающемуся посетителю оставалось только уповать на Волю Божью, что это не случится именно с ним. На старинных фотографиях начала 20 века видны составная деревянная лестница и та самая сетка-авоська. Во многих буклетах, посвященных Метеоре встречается похожая фотография с сидящим внутри этой авоськи бородатым монахом:




Старые фотографии, демонстрирующие подъемный механизм в монастырях. На фото слева туристы развлекаются этим "аттракционом" - одни крутят механизм, другие наблюдают за подъемом товарища в "авоське":




Монастыри сложены из камня, крыши покрыты красной черепицей; как правило, в них имеются деревянные галереи, нависающие над пропастью. Внутри монастыря размещаются множество тесных монашеских келий, монастырская церковь и общая трапезная. В скалах вырубались ниши для цистерн, куда собирали питьевую воду.

В 1958 г. к монастырям проложили автомобильную дорогу для туристов, положившую конец изоляции Метеоры от внешнего мира.

Расцвет монастырей Метеоры пришелся на период правления турецкого султана Сулеймана Кануни-Великолепного (1520-66 гг.), чьей любимой женой была русская пленница Роксолана. Неповторимые фрески и иконы мастеров критской школы 15-16 вв. украсили монастыри, каждый из которых по-своему уникален. Монастырь Руссану основали на месте скита русского отшельника, пришедшего со славной горы Афон в 12 в. Монастырь Св. Троицы (Агиа Триада), по существу, это выточенные в скале монашеские кельи. Изображение монастыря Агиа Триада на гравюре 19 века:



Монастыри Св. Николая и Ипапанди радуют глаз фресками критской школы. Вид монастыря Ипапанди:



В женском монастыре Св. Стефана хранится голова мученика Св. Хараламбоса, а в музее здесь же можно видеть собрание рукописей, икон и даже вышивки 16 в. До сих пор в монастырях чтут традиции, поэтому женщин-туристок в мини-юбках, шортах, брюках или с оголенными руками сюда не допускают.

К сожалению, нигде нет более-менее приличной карты расположения монастырей, поэтому привожу лишь то, что удалось обнаружить:




И вот прохладным ранним утром мы выехали экскурсионным автобусом в сторону знаменитых скал Метеоры. Первая остановка у скалы, стоящей ближе всего к Каламбаке, несколько особняком от остальных. Если я не ошибаюсь, она именуется Столп Стаги (Столп Капель):



Поверхность ее испещрена пещерами - это обители первых монахов-отшельников Метеоры:



Получше рассмотреть пещеры можно на этих открытках:





Недалеко отсюда на скалах виднеются монастыри:



Снято на пределе зума, поэтому качество неважное...



Но вот мы прибыли к скале "Платис Литое" (Широкий Камень), где расположен монастырь Мегало Метеоро (Великий Метеор):



Белые точки на фото - это СНЕГ. Именно так, в апреле(!) в этих местах выпал неожиданный снег:



Вот по этому лабиринту лестниц надо подниматься наверх, в монастырь (справа - изображение с открытки начала 20 века):




Вид на полпути сверху:



А вот что можно увидеть наверху в щели, продуваемой всеми ветрами:



Далее приведу информацию из книги History of the Monasteries and Monasticism by Theocharis M. Probatakis с небольшими сокращениями и добавлениями:



Священный монастырь Преображения Христа Великий Метеор (по-гречески Мегало Метеоро)



Скала, на которой был выстроен монастырь, находится на западном краю каменного массива и является крупнейшей среди них. Этот утес имеет высоту 619 м над уровнем моря и 416 м от русла реки Пинеос. Площадь скалы составляет около 50 га. Со стороны подъема скала имеет высоту 250 м, и 115 крутых и не одинаковых по высоте ступенек ведут ко входу в монастырь.



До 1923 г. подъем в монастырь осуществлялся при помощи веревочных лестниц и сетей. Веревочные лестницы сегодня отменены и висячая сетка на специально построенной вышке служит лишь для транспортировки вещей и изредка - для уважаемых пожилых паломников. На фото видна одна из подъемных конструкций.

Поднимаясь по лестнице в монастырь, оставляешь слева жилище отшельника - основателя монастыря Св. Афанасия, считающегося одним из величайших подвижников в истории православного монашества. Жилище представляет собой очень просторную постройку, полностью встроенную в скалу. Первые строения, которые встретятся на территории монастыря - старая вышка с мотовило (в данном случае имеется в виду подъемный механизм), монастырская пекарня, а затем различные кельи.



Длина монастырского комплекса 42 м, ширина 24. Центральный собор монастыря называется Всеобщим и основан в честь Преображения Христа. Представляет собой крестовидный сводчатый храм с двенадцатигранным куполом (высота в центре 24м) и боковыми нишами. Разделен на внешний неф, неф основного храма и алтарь, представляя собой образец 2-го и 3-го периодов византийской архитектуры.

Алтарная часть представляла собой небольшой крестовидный сводчатый храм, который утратил свой неф, когда был построен основной собор. Длина его 10 м и построен он было до 1382 г. Св. Афанасием. Позднее, в 1388 г. инок Св. Иоасаф расширил его. Стены были расписаны фресками, надпись на восточной стене алтаря гласит: «Возведен с фундамента и выстроен этот божественный и внушающий уважение храм Господа Бога - Иисуса Христа, усилиями и на средства его преосвященства отца Св. Афанасия и Св. Иоасафа в 1388 г., являющимися и его основателями, и оформление храма было осуществлено усилиями и на взносы меньшего брата в 1484 г. Индиктионос месяц «В» ноябрь «К».

Главный храм был построен в 1552 г. при игумене Симеоне. Иконостас собора вырезан из дерева и покрыт золотом в 1791 г. Ниже креста иконостаса имеется следующая надпись: «Во времена игумена Парфения и руками Константина Анатопития Костас Метцовитис 6 августа 1791 г.»



Под этой надписью и вокруг т.н. Живописной Порты, средней из трех дверей в храме, другая надпись указывает, что в 1635 г. монахи монастыря заплатили за сооружение этой Порты, и мастер, который ее сделал, звался Иоаннидис.

Другие надписи на иконостасе говорят об архиерее Паисиосе и об игумене Парфении, в эпоху которых был сделан иконостас. Иконы здесь написаны яичными красками, и оформлены с помощью ковки. Трон Владыки, изготовленный в 1617 г. сделан из дерева с инкрустированными на нем растениями, изготовленными из перламутра и слоновой кости. Тем же способом изготовлены два аналоя, на одном из которых указано, что сделаны они при игумене Парфении и Правителе Протопсалтии Каллинике. Кстати, такое количество надписей в храме даже удивляет...

Просторный неф собора с 9 небольшими куполами опирается на 4 колонны. Справа расположены могилы Св. Иоасафа и Св. Афанасия. Слева от входа на небольшой высоте снова имеется надпись: «Выстроен этот внушающий уважение храм Преображения Нашего Господа Бога Иисуса Христа, на взносы и усилия находящихся там братьев в 1544-5 гг.»



Храм расписан иконографическими композициями как из исторического, так и догматического и литургического цикла православной Церкви. Знаменитые «Муки Святых» свидетельствуют о том, что их создавал большой мастер, чье имя, к сожалению, неизвестно. По мнению специалистов, это могли быть последние произведения известного иконописца Феофана Критского или его учеников.



Обратите внимание на отличное состояние росписей. Они выглядят так, будто только написаны. На сводах совсем не заметно копоти. А все дело в том, что, здесь не принято ставить свечи перед каждой иконой. Свечи ставятся в одном или нескольких специально отведенных местах, оборудованных вытяжной системой.

За исключением Всеобщего собора монастырь имеет и три других небольших храма, построенных в разные времена. Первый из них - храм Иоанна Крестителя 16 в., также украшенный настенными фресками и деревянным иконостасом. Второй храм - Св. Константина и Елены, построенный в 1789 г. В нем есть иконостас, но нет фресок. Третий храм - Св. Афанасия, расположенный недалеко от входа в монастырь.



Когда в монастыре было много монахов, использовался большой алтарь, ныне ставший музеем. Он имел длину 35 м и ширину 12 м. 5 колонн поддерживают крышу, которая разбита на 4 одинарных и 2 двойных свода, украшенные меандрами и другими геометрическими фигурами. В нише алтаря изображена Богоматерь среди архангелов Михаила и Гавриила. Надпись при входе гласит: «Возведен с фундамента настоящий алтарь усилиями и на взносы находящихся там братьев и на расходы игумена отца Симеона-иеромонаха - месяц август (7065 г. после сотворения мира и 1557 г. после Р.Х.)



Алтарь площадью 190 кв.м. ныне превращен в музей, и в нем хранятся ценные реликвии, кресты и футляры для них, Священные чаши и Евангелия, архиерейские жезлы и ризы, свинцовые печати и пр. Один крест был создан монахом Даниилом, которому на его изготовление понадобилось 10 лет. На нем имеются 10 многоликих изображений и 24 одноликих. Здесь можно полюбоваться собранием рукописных книг и важных исторических документов, коллекцией икон поствизантийского стиля, резьбой по дереву и лицевым шитьем.

Позади алтаря в этом, самом обширном из наскальных монастырей, действует больница-богадельня, разумеется, закрытая для посещений.



Во дворе монастыря имеется деревянная галерея, в которой висит специальная дощечка, стуками в которую созывают монашескую братию на молитву:



К сожалению, в монастырях фотографировать запрещено и большую часть интерьеров могу показать только на открытках.

После осмотра Мегало Метеоро мы поехали к монастырю Св. Стефана. Когда приближаешься к Каламбаке со стороны Трикалы, на первой же скале справа виден монастырь Св. Стефана. Собственно, его можно заметить на том фото, что я показывала в предыдущей части.

Монастырь Святого Стефана

Монастырь выстроен на вершине скалы и имеет площадь в 7500 м. Здесь в старину монахам подниматься было легче, благодаря подъемному мосту, соединявшему монастырскую скалу с соседним холмиком Кукула. Ныне выстроен постоянный мостик длиной 8 м. Надпись над входом сообщает, что монастырь был построен в 1192 г. и это подтверждают историки.

В обычную погоду он выглядит так:



Что удобно: ни по каким лестницам здесь карабкаться не нужно, автобус подъезжает почти к самому монастырю (это и на фото видно).
Во дворе монастыря Св. Стефана в тот день, когда мы прибыли сюда:



Основателями монастыря были священники Филотей из Сиатена и Антоний Кантакузин, сын сербского правителя. В 1333 г. его посетил Византийский император Андроник Палеолог. В 1350 г. на территории монастыря был возведен собор Св. Стефана. В 1398 г. правитель Унгровлахии (Валахии) Иоанн Владислав почтил монастырь фрагментом креста, на котором был распят Христос, мощами Иоанна Крестителя и владениями в Румынии. Его племянник Ворник Драгумарис преподнес в дар монастырю мощи Св. Харлампия. В 1545 г. патриарх константинопольский Иеремий сделал монастырь ставропигиальным - это означает, что данный монастырь напрямую подчиняется Святейшему Патриарху, главе поместной Церкви, а не местному епископу. Так священноначалие выделяет некоторые главнейшие монастыри Церкви с тем, чтобы подчеркнуть их значение.

Из единственного в Метеоре женского монастыря обычно открывается необъятный вид на равнину и Каламбаку. Как вы видите сами, белая мгла застила все, и оставалось только бродить по монастырю в поисках фоторакурсов:



Собор Св. Харлампия, построенный в 1789 г., представляет собой крестовидный четырехколонный сводчатый храм с нефом. В нем также имеются различные надписи о тех, кто оплатил создание тех или иных его частей, но пока приводить их не стану. Если кого-то они заинтересуют, пишите в комменты. Здесь в изящно-монументальном кафоликоне, освященном во имя Святого Харлампия, сестры сохранили его мощи. Поклониться мощам приезжают издалека, т.к. по преданию они наделены чудодейственной силой.

Кроме того, в монастыре имеется старый храм Св. Стефана, расположенный на юго-восточной стороне скалы. Это однонефное деревянное строение-базилика с деревянной крышей, площадью 12 х 5 м, украшенное фресками 1501 года. Также стенные росписи были осуществлены в 1545 г. священником Иоанном из Стаги.



Кроме храмов здесь имеется монастырская гостиница и кельи.
Сейчас в монастыре действуют мастерские иконописи, каллиграфии, оформления рукописей и лицевого шитья. В бывшей монастырской трапезной представлено богатое собрание раритетов. Если я не ошибаюсь, этот кадр вроде бы сделан здесь:



В 1888 г. монахов в монастыре было 31, а в 1960 монастырь почти опустел. В 1961 г. он был преобразован в женский монастырь. Причем здесь не обычные монахини - они занимаются сочинениями литературных духовных произведений, те же из них, что имеют высшее педагогическое или медицинское образование, трудятся на благо людям по своим специальностям.

Накупив различных сувениров, народ с облегчением садился в автобус. В киоске на стоянке торговали горячим кофе в одноразовых стаканчиках, и было несказанным удовольствием обогреваться живительной влагой.

Но дальше нам предстояла дорога по горному серпантину вниз:



Мы как-то вначале не поняли всей серьезности положения, что греческие водители не привыкли ездить по заснеженным дорогам, и шины у автобуса не зимнего образца. В правом нижнем углу в кадр попало озабоченное лицо нашего экскурсовода, попросившего всех сидеть в автобусе спокойно, не вставать, и по возможности не совершать лишних движений.



Потом я узнала, что многие в автобусе читали молитвы, но лично у меня никакого волнения отчего-то не было, а вокруг было столько интересных видов, которые грех было не сфотографировать...



Но вот мы вырвались из Метеоры и продолжили путь через очередные горы. Экскурсовод постоянно названивала по мобильному телефону в близлежащие поселки, интересуясь погодными условиями и состоянием трассы по маршруту. Машины впереди еле ползут:



Подробнее о других монастырях Метеоры можно посмотреть здесь:
http://meotis.livejournal.com/128688.html

И несколько нормальных фотографий других монастырей Метеоры:



















Движущаяся панорама: http://www.csatolna.hu/hu/panorama/meteorak.htm
Статичное фото той же панорамы: http://www.csatolna.hu/hu/panorama/meteorak.jpg

Архитектура, Греция

Previous post Next post
Up