Летопись ускользающего: Москва-Товарная-Курская. Часть 1-я.

Jul 27, 2020 17:53

Как мы с вами знаем, Москва сейчас меняется стремительно и далеко не всегда в лучшую сторону. Иногда этот процесс совершенно неоправдан, как в случае с уничтожением троллейбуса или тотальной застройкой промзон и старых зелёных кварталов безликими человейниками. Иногда оправдан, как в случае развития железнодорожной инфраструктуры и метрополитена, но это развитие имеют и свою обратную сторону.

Тихие душевные уголки московских железок, которые мы так любим, уходят безвозвратно под натиском прагматизма. Местами "одеваются" в современные отделочные материалы исторические вокзалы, вырубаются деревья, повсюду ставятся заборы и железка становится всё более утилитарной и меньше цепляет за душу, начинаешь её воспринимать исключительно как транспортный объект без внутреннего содержания. Московские железки всё больше напоминают аналогичные на Западе, с повсеместными заборами, скоростными поездами и безо всякой пасторали. Наверное, это естественный процесс, но...

В общем, как вы знаете, я с некоторых пор в меру своих сил и наличия времени, веду летопись ускользающей в небытие той Москвы, с которой мы скоро неизбежно попрощаемся. Многие мои записи, актуальные ещё пять и даже менее лет назад - уже история. Так, вероятнее всего, будет и со всем остальным. Но я хочу при этом, чтобы мои читатели вместе со мной смогли уловить ускользающую нить прошлого и увидеть те немногие уютные уголки старой Москвы, которые ещё остались, в том числе и Москвы железнодорожной, ведь, эту непарадную сторону города освещают только энтузиасты вроде меня, а, ведь, это тоже история. И, надо сказать, история увлекательная для тех, кто понимает.

Как вы, наверное, помните, я уже рассказывал о современном состоянии товарных станций и грузовых дворов Москвы-Смоленской, Москвы-Рижской, Москвы-Павелецкой и недавно Москвы-Бутырской. А сегодня я хочу поведать вам о Москве-Товарной-Курской, куда мы внезапно решили в грозовой день 7 июля после работы наведаться со Стасом sd3. Забегая вперёд, скажу, что надежда на "дуракам везёт" оправдала себя и в то время как север Москвы заливало как из ведра, а где-то по улицам и вовсе текли реки, на нас упало капли три и мы отлично погуляли. Прогулка выдалась большая, добротная, поэтому рассказ я разбиваю на две части. Сегодня часть 1-я.

1. Начнём нашу прогулку с Курского направления рядом с бывшим механическим заводом «Красный путь», который обслуживала станция. Перегон Москва-Товарная-Курская - Люблино-Сортировочное. Вид в сторону платформы Калитники. Впереди над Курским ходом путепровод Горьковского направления, развязка Курского с которым находится перед северной горловиной Москвы-Товарной-Курской (покажу в следующей части), а также эстакада ТТК. В будущем здесь будет уложены ещё два главных пути.

А слева на насыпи находятся тупики Москвы-Товарной Курской. Туда-то мы и направимся.



2. Вид с насыпи в сторону Курского вокзала. Слева корпуса завода «Красный путь»


3. В сторону тупиков. Слева - заброшенная тяговая подстанция железной дороги № 1 «Рогожская» Московско-Курской дистанции электроснабжения Московской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД». Здание построено в 1932 году в стиле конструктивизм. Башня здания предназначена для ремонта трансформаторов. На подстанции были установлены первые отечественные выпрямители РВ-20/30, изготовленные на ленинградском заводе «Электросила» в 1930 году.


4. Здесь же рядом расположен Рогожский посёлок и одноимённая старообрядческая слобода, о которых я расскажу после второй части этой прогулки. Материал для этого я отснял ещё в июне.


5. А что у нас за забором? А за забором возводится рамповый участок ветви в будущее электродепо «Нижегородское», которое будет обслуживать Большую Кольцевую линию московского метро. Депо в настоящее время возводится на территории бывшего Московского завода по модернизации и строительству вагонов им. Войтовича ОАО «РЖД».


6. В правом нижнем углу видно тоннель, сооружённый тоннелепроходческим щитом. Здесь пути будут подниматься и выходить на поверхность в депо. Зачатки будущего веера депо я ещё покажу дальше.


7. Бывшая тяговая подстанция. Она прекрасна.


8. Тупики Москвы-Товарной-Курской, они упираются прямо в Горьковское направление.


9. Но так было не всегда. До 2008-го года, когда на Горьковском ходу от станции Кусково до Курского вокзала был сооружён третий главный путь, пути Москвы-Товарной продолжались дальше ещё примерно километра на полтора до блок-поста 5 километр.


10. Это хорошо видно на карте 1952-го года. На блок-посту 5 км пути Москвы-Товарной-Курской имели связку со станцией Северный пост, а через неё с заводами «Серп и Молот» и «Кристалл», которые соответственно и обслуживала Москва-Товарная. Также имелась связка с собственно Горьковским ходом, а через него со станциями Андроновка и Угрешская МОЖД. Позже соединительные ветви на МОЖД в этом месте были разобраны. Для удобства синей точкой на карте я обозначил тупики, а зелёной - бывший блок-пост 5 км.


11. Далее приведу схемку и два фото, опубликованных vladislav. Они показывают, как там всё выглядело до начала строительства третьего главного пути на Горьковском направлении в конце нулевых.


12. Блок-пост 5 км, вид в сторону Курского вокзала. Слева I и II главные пути Горьковского хода. Правее путь к Москве-Товарной, а от неё вправо уходит ветвь на Северный пост. Про эту станцию я из большой к ней любви написал аж три рассказа: летом 2017-го, осенью 2018-го и ранней весной нынешнего 2020-го, когда она, к сожалению, окончательно загнулась.


13. В сторону станции Кусково.


14. Также несколько фотографий этого места любезно предоставил Стас sd3, настоящая история! Блок-пост 5 км доживает последние деньки. 2007 год. Вид в сторону Курского вокзала и Северного поста.


15. И в сторону Кусково. Ещё существует переезд через железнодорожные пути Горьковского хода, ещё старый путепровод у МОЖД (перегон Андроновка - Угрешская), никаких тебе новомодных ТПУ.


16. Вид со стороны Северного поста.


17. Кстати, не отходя от кассы, добавлю ещё четыре любезно предоставленных Стасом потрясающих фото ещё живого Северного поста. Посмотрите какая красота! Тоже настоящая, всамделишная история, также 2007-й год.


18.


19.


20. Фантастика просто! Как же жаль, что это уже в прошлом. И огромный респект Стасу, что он сделал эти уникальные снимки!


21. Теперь это место выглядит так. Здесь построена новая станция Карачарово с платформой Нижегородская, которая образует огромный ТПУ с одноимёнными станциями Большой Кольцевой и Некрасовской линий метро и Нижегородской МЦК. В будущем здесь будет уложен и IV главный путь, а платформа станет частью 4-го Киевско-Горьковского диаметра МЦД (Апрелевка - Железнодорожный).


22. В сторону Курского вокзала. Умирающий Северный пост сейчас имеет связку только с Андроновкой (правый неэлектрифицированный путь). Горловина новой станции Карачарово.


23. Исторический экскурс завершили, возвращаемся в день сегодняшний к тупикам Москвы-Товарной-Курской.


24. Она, как вы уже поняли, весьма и весьма пасторальна. Старые ржавые рельсы, с цветущими растениями и горящими, несмотря ни на что в траве старенькими светофорами. Мы даже сделали здесь привал на тупичке. Не от усталости, а для того, чтобы немного посозрецать эту уходящую натуру.


25. Посмотрите какая красота! Слияние воедино творения человеческих рук и матушки-природы. Полная гармония. А когда-то здесь стояли и регулярно проезжали грузовые составы, бывшие пусть малой, но частью работающей экономики столичного региона и страны в целом. Сейчас в пределах МОЖД встретить грузовой состав чуть ли не сложнее, чем лося в Лосином Острове или Сокольниках.


26. Теперь здесь царствие древнеримской богини Флоры.


27. Москва-Товарная-Курская - железнодорожная станция Курского направления Московской железной дороги в Москве. Входит в Московско-Курский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-1 Московской дирекции управления движением. По основному характеру работы является грузовой, по объёму работы отнесена к 2 классу. Станция входит в состав линии МЦД-2 Московских центральных диаметров, после запуска которого на станции останавливаются все электропоезда, кроме экспрессов.

Основными направлениями работы станции по официальной информации является обработка крупнотоннажных (20-футовых) и среднетоннажных контейнеров, погрузка-выгрузка из крытых вагонов и работа с изотермическими контейнерами. К станции примыкает подъездной пути завода им. Войтовича (прекратил работу примерно в 2011 году) и московского механического завода «Красный путь» (грузовая работа отсутствует). Пути станции также используются для дневного отстоя составов дальних пассажирских поездов. Станцию обслуживают передаточные поезда со станции Люблино, приходящие преимущественно ночью из-за большого количества пригородных поездов в дневное время. Дальше станции Москва-Товарная в сторону Курского вокзала грузовые поезда по состоянию на 2013 год не ходят. Как уже говорилось выше, до укладки III главного пути на Горьковском направлении в 2008 году станция имела соединение со станцией Перово-3 и подъездными путями завода «Серп и Молот» (Северный пост) (через перегон Москва-Тов.-Курская - Пост 5 км и далее через Пост 5 км - Северный пост и Пост 5 км - Андроновка).

На станции имеется высокая островная платформа, необычная своей длиной: она в полтора раза длиннее обычных платформ и, соответственно, электричек. Это сделано из-за малого расстояния между главными путями и в связи с необходимостью размещения кассы. Поэтому поезда, следующие в сторону Курского вокзала (на Москву), останавливаются, не доезжая кассы, а поезда, следующие по направлению из Москвы, останавливаются напротив кассы. Пассажирская платформа называется просто Москва-Товарная. Время движения с Курского вокзала - 4 минуты. Над путями располагается пешеходный мост, соединяющий Международную улицу, Шоссе Энтузиастов и пассажирскую платформу. Платформа не оборудована турникетами. Проходные завода Серп и Молот располагаются в пешеходной доступности от станции.

1 сентября 2017 года станция закрыта для выполнения грузовых операций по параграфам 2, 3, 4, 8, 10 Тарифного руководства № 4. Код Единой сетевой разметки ЕСР/АСУЖТ сменён с 191509 на 191547.


28. Взгляд назад, по Горьковке проносится электричка.


29. Эстакада ТТК. Слева за главными путями Курского хода видно примыкание подъездного пути завода «Красный путь».


30. Взгляд назад.


31. Здесь начинается самое интересное.


32. За забором территория бывшего завода им. Войтовича, на месте которого ныне сооружается метродепо. Имел полное название Московский завод по модернизации и строительству вагонов имени В. Е. Войтовича (сокращённо МВРЗ имени В. Е. Войтовича). Был основан в 1868 году как Главные вагонные мастерские Московско-Курской железной дороги. В 1929 году получает название Московский вагоноремонтный завод.

В 30-е годы XX века на заводе было разработано автосцепное устройство, позднее ставшее стандартным для всего подвижного состава железных дорог СССР. Во время Великой Отечественной войны оборудование завода было частично эвакуировано в город Красноуфимск. На площадях завода в Москве в это время производили: снаряды, детали к реактивным миномётам «Катюша», бронепоезда, санитарные поезда, банно-прачечные поезда.

Завод в разное время занимался следующими видами деятельности: ремонтировал пассажирские вагоны разных типов, ремонтировал и формировал колёсные пары, выпускал запасные части. В 2003 году получил своё последнее наименование. Ориентировочно в 2012 году завод закрыт, всё его недвижимое имущество было выставлено на продажу (стартовая цена 2,046 млрд рублей), на аукцион. 15 января 2013 года имущество завода приобрёл Московский метрополитен для размещения электродепо «Нижегородское» Большой кольцевой линии. Продажа была осуществлена в соответствии с поручением президента ОАО «РЖД» от 20 марта 2013 года. Для нужд электродепо часть зданий будет снесено, часть - отреконструировано.


33. А вот справа живописные пути, ведущие на грузовой двор, он же контейнерная площадка Москвы-Товарной.


34. Общий вид.


35. А вот как выглядит территория бывшего завода им. Войтовича.


36. Со стороны рампового участка уже начали потихоньку укладывать пути будущего веера электродепо. Если ничего не поменялось, то электродепо будет иметь гейт с Москвой-Товарной-Курской для передачи вагонов в метрополитен. Таким образом, в Москве будет четыре гейта между железной дорогой и метрополитеном. Три других находятся в ТЧ-2 "Сокол" (со станцией Подмосковная), ТЧ-15 "Печатники" (со станцией Москва-Южный Порт) и ТЧ-18 "Солнцево" (со станцией Солнечная).


37. Вид сверху на Москву-Товарную.


38. А теперь пойдёмте в сторону контейнерной площадки.


39. Раритет.


40. Очень живописное место. Хоть картины пиши! Жаль, что я не умею. Здесь мы залипали долго.


41. Ручные стрелочки, берёзки... Красота!


42.


43. Заросший правый путь также ведёт на контейнерную площадку. Я вам его ещё покажу.


44. Вид обратно.


45. В былые времена нас, с высокой долей вероятности, попытались бы прогнать отсюда, а теперь можно свободно ходить. Во всяком случае, немногочисленные встреченные люди не выказывали ни малейшего негатива. Вот такая вот ещё одна оборотная сторона закрытия грузовых дворов у столичных вокзалов.


46. На всём печать запустения.


47.


48. Бывший пакгауз тоже зарастает травой. Хотя какая-то жизнь тут ещё теплится.


49. За забором корпус завода им. Войтовича. Он, по-видимому, будет сохранён и переоборудован под нужды метрополитена.


50. Обошли серое здание и пошли на контейнерную площадку с другой стороны. Где-то рядом кружила гроза, но нас она в тот день пощадила, за что ей огромное спасибо.


51. А вот и площадка. Вся жизнь представлена вот этими немногочисленными фурами, на которых было написано, что они принадлежат Большому театру. Такие дела.


52.


53.


54. На контейнерной площадкой повисла тишина. А когда-то было так (ссылка на фото с Викимапии).


55. Ржавеют вагоны-транспортеры для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.


56. Это как раз тот ржавый путь с фото № 43.


57.


58. Хотя склады, судя по всему, как-то используются. Горят лампы, имеются камеры видеонаблюдения.


59.


60. А слева, как уже говорилось, сооружается метродепо.


61. Растут конструкции будущих корпусов. Здесь будут канавы.


62. Пойдём обратно.


63.


64. "Променял друзей на бабу". Холст. Масло. Забор. Аэрозольная краска.


65. Ну очень живописное место.


66.


67. Взгляд назад.


68. Под сенью берёзок была лавочка, там мы зависли ненадолго, чтобы насладиться этой атмосферой.


69. Всё меньше таких уютных мест, где душа отдыхает от бесконечного круговорота мирской суеты.


70. Вдали виднеется платформа Москва-Товарная.


71. На некоторых путях отстаиваются поезда дальнего следования.


72. Старушка ЭР2-К-1133 1977-го года производства (приписана к ТЧ-22 Новомосковск-I) приезжала в гости из Тулы на своё прежнее место работы в Москву.


73.


74. Здесь же, среди берёзок ещё и яблонька имеется. Всё для людей. В былые времена дежурный из будки с предыдущего фото, отдыхая в тени на лавочке, наверное, тоже наслаждался.


75. Путь на контейнерную площадку.


76. Вечерняя МЦДшная "Иволга".


77. Взгляд назад.


78. А затем мы пошли дальше в сторону Курского вокзала.


79. Но об этом я расскажу уже во второй части повествования.


А пока всё. Спасибо за внимание. Надеюсь, что было интересно.
Будьте здоровы и живите богато!
Продолжение читайте здесь.

Курское направление, жд, история, 5 км, подъездные пути, фото, прогулки, промышленность, краеведение, Горьковское направление, промзона, метрострой, Россия, Москва-Товарная-Курская, Москва

Previous post Next post
Up