Дубровицкая церковь и немножко окрестностей

Jul 27, 2020 01:41

9 июня сего года, когда наконец-то были отменены долбанные пропуска, мы с матушкой сразу же решили рвануть куда-нибудь за пределы города. Выбор пал на усадьбу Дубровицы, что находится в Подольском округе у стрелки рек Пахры и Десны и славится своей церковью, которая является подлинным шедевром зодчества. Давно уже хотелось съездить и посмотреть на неё живьём, но всё никак не доходило до дела, а тут наконец звёзды сошлись правильно.

Дубровицы являются бывшей родовой усадьбой князей Голицыных. Впервые она упоминается в 1627 году, как вотчина боярина Ивана Васильевича Морозова. Позднее имение перешло к роду Голицыных, так как дочь Морозова - Аксинья Ивановна - была замужем за Иваном Андреевичем Голицыным. Самым известным из владельцев поместья был Борис Алексеевич Голицын - воспитатель и сподвижник Петра Первого. Именно при нем была воздвигнута Знаменская церковь.

При Голицыных был также построен большой каменный барский дом-дворец с бельведером, балконами, террасами и крытыми галереями. Позже имение перешло в руки представителей таких дворянских фамилий, как Потемкины и Дмитриевы-Мамоновы. В Дубровицах не раз бывали члены Дома Романовых и послы иностранных государств. С 1919 году здесь размещался музей дворянского быта, а затем попеременно - детский дом, техникум и институт животноводства. До нашего времени от усадьбы, помимо церкви, сохранились: дворец, конный двор, три флигеля, хозяйственные постройки.

1. Дворец был построен в середине XVIII века и изначально был двухэтажным. Перестройки последующих хозяев, в том числе и пришедших после революции, существенно исказили его облик и теперь дворец имеет уже 3 этажа. Здание принадлежит Всероссийскому НИИ животноводства. Сам ВИЖ занимает часть здания (зал заседаний Ученого совета на 2-м этаже, библиотека, аспирантура). Остальные помещения сдаются, в частности Подольскому ЗАГСу. В зале заседаний Ученого совета отреставрирована роспись стен, сохранились люстры. В подвале расположена трапезная. Попасть внутрь не представлялось возможным, всё было закрыто.



2. Главным шедевром усадьбы, безусловно, является Знаменская церковь или Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. Церковь построена из белого камня на высоком берегу мыса, образованного слиянием рек Десны и Пахры. Она знаменита уникальной архитектурой, необычной для русского зодчества, а также своей загадочной историей. На её месте в 1662-1690 годах действовала деревянная Ильинская церковь. Каменный храм был заложен 22 июля 1690 года. Время постройки - с 1690 по 1703 год.

Предположительно, в строительстве участвовали иностранные (польские, шведские, немецкие, голландские, итальянские) мастера, выписанные князем Голицыным специально для этой цели. Так, Алексей Греч приводит замечание секретаря австрийского посольства Иоганн Корба (1698) о Голицыне, построившем в Москве «палаты достойные величия его рода», что «он держит у себя на службе итальянских зодчих», которые возвели в его поместьях - Дубровицах и Вязёмах - «два весьма красивых храма». Греч, однако, подвергает сомнению это сообщение, так как храм в Вязёмах был построен ещё Борисом Годуновым, а в создании дубровицкого храма, близкого, по его мнению, к произведениям южно-германского барокко с его «тяжёлой пышностью декоративных форм», «участие итальянских строителей сомнительно». Участие принимал также Трезини, Доменико. Имя главного архитектора неизвестно, существует версия, что проект разрабатывал ученик Бернини и Фонтана, Карло, придворный архитектор Швеции Никодемус Тессин Младший.

В конце XVII века, при князе Борисе Голицыне, который был воспитателем Петра I, в имении развернулось большое строительство. В 1689 году Голицын подвергся опале и был вынужден удалиться в своё имение. Согласно одной версии, именно в годы опалы в Дубровицах началось строительство Знаменской церкви; согласно другой, храм был заложен в память о возведении Бориса Голицына в боярское достоинство в начале 1690 года. Строительство храма велось 14 лет, в летний период. В зимний период в бараках работали резчики по камню. Камень доставлялся по реке Пахре из Сьянских каменоломен.


3. Основание храма представляет равноконечный крест с закруглёнными концами, разделёнными на три грани. Рёбра этих граней оформлены колонками с коринфскими капителями - не классической формы, а свободно стилизованными. Высокий фундамент обведён открытой папертью, обильно декорированной резьбой, и орнаментом, расположенным вдоль парапета. У церкви четыре лестницы, ведущие к дверям в центральных гранях выступов. Обрамление дверей выполнено из крупно рустованного камня, порталы фланкированы также коринфскими колонками, поддерживающими орнаментальный фриз. Первый этаж обведён скульптурным фризом с поясом иоников и карнизом с кронштейнами. Окна украшены колонками, обвитыми виноградными лозами, волютами и раковинами. Вся эта декорация завершается изображениями ангелочков. Над центральной частью храма поставлен восьмерик с арочными окнами в его основании. Его первый этаж, по сравнению с остальной декорацией, отделан скромно.

Храм украшен скульптурой. У главного входа, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные статуи. С левой стороны Григорий Богослов с книгой и поднятой рукой, а с правой - Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой. Непосредственно над входом, на крыше западного притвора - изваяние Василия Великого. Двенадцать фигур апостолов разделяют грани восьмерика: восемь скульптур по его углам и четыре - перед окнами. Венчают храм купол с люкарнами в виде четырёхлистников и резная позолоченная корона. В постройке сочетается устремлённость вверх и ряд акцентирующих горизонтальных линий.

Патриарх Адриан отказался освящать храм, сославшись на нехарактерный нетрадиционный архитектурный стиль. После его смерти, на открытии и освящении храма, которое 11 февраля (22 февраля) 1704 года совершил экзарх, митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), присутствовал Пётр I, приглашённый Голицыным.


4. Храм богато украшен горельефными композициями, резным барочными иконостасом и хорами. Отличительной чертой убранства храма были помещённые в картуши надписи на латинском языке: четверо- и трёхстишия, в том числе строфы гимна «Patris sapientia, veritas Divina» авторства ученика Фомы Аквинского - Эгидо да Колонны. Надписи в 1870-х годах были переписаны и зафиксированы в рукописи отца Сергия Романовского. Похожие надписи имелись и на Меншиковой башне в Москве, но там они были утрачены при поновлении церкви в 1850-х годах.


5. К середине XVIII века к юго-западу от храма была построена трёхъярусная колокольня. Она также была выполнена в стиле барокко, но характер её архитектуры был более спокойным и традиционным. Колокольня имела девять колоколов, самый большой из которых весил 2 тонны. Под колокольней в 1780-х годах была освящена тёплая церковь во имя мучеников Адриана и Наталии.


6. В конце 1840-х годов под руководством Фёдора Рихтера была осуществлена реставрация храма, после чего 27 августа 1850 года он был вновь освящён - митрополитом Московским Филаретом. Последний в своём слове «по обновлении храма» сказал, в частности: «После обновления вещественного и художественного, ныне обновлён храм сей обновлением духовным и священным. <…> При воззрении же на образ его устроения и украшения, нельзя не заметить, что храмоздатель старался произвесть нечто необыкновенное, возбудить особенное внимание зрителя, и следственно сообщить зданию качество памятника. В самом деле, сей храм полтора уже века хранит память Князя, который восприял благочестивую мысль создать его, - и с тем вместе провозглашает славную память великого Царя, который, по благоволению к вельможе, принял на себя руководствовать исполнением благочестивой мысли его, и который свою господствующую мысль - дать России новый образ по образцам других народов Европы, напечатлел почти на каждом камне сего здания».

По требованию митрополита Филарета латинские стихи были заменены на церковнославянские надписи, поясняющие содержание горельефов. Сохранился деревянный резной иконостас, у входа висит ложа, в которой молился на службе сам князь Борис.


7. В начале XX века при храме действовала трёхлетняя церковно-приходская школа, а также богадельня для малоимущих на девять человек.

В 1917 году усадьба Дубровицы была обращена в историко-бытовой музей, первоначально существовавший на средства конторы князей Голицыных и находившийся в ведении наркомата просвещения РСФСР, а с 1925 года - в ведении Московского отдела народного образования; в феврале 1927 года Моссовет вынес решение о закрытии музея, которое было исполнено в августе 1927 года, все экспонаты были вывезены в музеи бывшего Донского монастыря и «Царицыно». В 1929 году храм был закрыт для богослужения; в сентябре 1931 года была взорвана колокольня и находившаяся в ней церковь Адриана и Наталии.


8. В октябре 1989 года была образована местная религиозная община, которая стала добиваться возвращения храма Церкви. 1 февраля 1990 года Подольский райисполком вынес решение о регистрации общины и передаче храма общине; однако формальные препятствия к открытию храма оставались. Первое богослужение состоялось 22 июля 1990 года вне стен храма, на улице. Первая литургия в церкви была совершена викарием Московской епархии епископом Можайским Григорием (Чирковым) 14 октября 1990 года. В 2000 году приход возвратил в храм сохранившиеся иконы иконостаса, находившиеся во Всероссийском институте животноводства.

В 2004 году, к 300-летию освящения храма, завершился первый этап его реставрации. В частности, был восстановлен интерьер, возвращены стихи на латыни.


9. Рядом с церковью расположен небольшой парк.


10. И певческое поле. Здесь проводятся хоровые фестивали. Также это место популярно у местных и городских жителей, как летнее место отдыха. К счастью, в тот день никаких фестивалей не было и люди просто отдыхали.


11. Река Десна.


12.


13. Очень красивое место.


14. Островок на стрелке. Справа уже Пахра, в которую собственно впадает Десна. Тут я смачно навернулся в глину.


15.


16. Лепота!


17. После карантина уехать в область было по ощущениям подобно освобождению из какого-то заточения. Ароматы весны ощущались особенно сильно, воздух пьянил, цветущая природа согревала душу.


18. Приусадебный Липовый парк, сохранившийся со времён князя Голицына. Ему бы не помешала некоторая реконструкция, он несколько обветшавший. Но не по-собянински, конечно.


19. Затем мы решили попытать счастья в усадьбе Ивановское, которая расположена неподалёку на окраине Подольска на берегу реки Пахры.

Усадьба, принадлежавшая в XVIII веке Головиным, была отстроена в камне в самом начале XIX века сенатором и библиофилом, графом Фёдором Толстым (1758-1849). Разбогатев за счёт брака с внучкой горнозаводчика Мясникова, он собрал одну из самых полных в России того времени коллекций редких книг и рукописей. Его родной брат Илья - дед Льва Толстого. В в 1818 году он передаёт усадьбу в качестве приданого дочери её мужу, генералу А. А. Закревскому, который в первой половине XIX века занимал значительные государственные должности: посты генерал-губернатора Финляндии (1823-1828), Министра внутренних дел России (1828-1831), военного генерал-губернатора Москвы (1848-1859). Его близкими друзьями были поэт Денис Давыдов, генерал А. П. Ермолов.

При Закревском усадебный дом, построенный при Ф. А. Толстом, становится трехэтажным, к нему пристраиваются двухэтажные боковые крылья, флигели получают второй этаж и соединяются переходами с главным домом. Основным элементом фасада дома является шестиколонный портик коринфского ордера с фронтоном, лоджией и аркадами входа, имеющийся в двух экземплярах - на парковой стороне и на речном фасаде. В интерьерах дома также были использованы мотивы «палладианской» архитектуры.

Но и эта усадьба оказалась закрытой, вероятнее всего из-за карантинных мер.


20. Рядом расположен служебный флигель времён постройки усадьбы, в нём располагается Подольский краеведческий музей - филиал «Усадьба "Ивановское"».


21.


22.


23. А охраняет эту цитадель краеведения вот такая вот милая кошечка.


24. Главный усадебный дом с боку.


25. Поскольку внутрь попасть не удалось, решили пройтись через парк по набережной Пахры.


26. Парк очень приятный, хотя и довольно дикий.


27. Пахра.


28. Набережная вот такая. Впрочем, ходить вполне себе удобно.


29. Вдали виднеются микрорайоны Подольска.


30.


31. День был чудесный, зелень ещё совсем свежая из-за холодного мая.


32.


33. Красота! Хотелось это воспевать.


34.


35. По дороге к машине прошлись через небольшой жилой квартал Подольска. Как по мне - довольно уютный.


36. Люблю такие домики.


37. Местная котельная.


38. Вот такой квартальчик.


На этом на сегодня всё. Спасибо за внимание! Будьте здоровы и живите богато!

архитектура, история, фото, Дубровицы, прогулки, Московская область, Ивановское, Подольск, Россия

Previous post Next post
Up