Летопись ускользающего. Часть 2-я: Москва-Товарная-Курская - Москва-Пасс-Курская

Jul 29, 2020 03:37

Продолжаем прогулку по Москве-Товарной-Курской. В прошлом посте я показал вам её тупики, а также недействующую контейнерную площадку, а сегодня мы прогуляемся мимо платформ Москва-Товарная, Серп и Молот и дойдём до Москвы-Пассажирской-Курской (или по-иному - Курского вокзала).

1. Как я уже упоминал в предыдущей части, на некоторых путях Москвы-Товарной-Курской отстаиваются поезда дальнего следования.



2. Взгляд назад. Там мы гуляли в предыдущей части.


3. Большая часть станционных путей пустует. За забором - та самая недействующая контейнерная площадка Москвы-Товарной.


4. Подходим к платформе Москва-Товарная.


5.


6.


7. Ещё один взгляд назад, уж больно там живописно.


8.


9. За платформой виднеется оригинальное здание поста электрической централизации станции Москва-Товарная-Курская XIX века.


10. Пассажирский поезд Белгород - Мурманск.


11. А на вроде бы недействующей контейнерной площадке вдруг зажглись фонари.


12. Вход и выход на платформу осуществляются вот по этому пешеходному мостику. С одной стороны он ведёт к Международной улице, с другой - можно выйти на шоссе Энтузиастов.


13. Раритетный пикетный столбик. Давно уже с такой окантовкой в виде звезды не встречал.


14. Пешеходный мостик покрупнее.


15. Здание поста ЭЦ крупным планом. Построено в 1884 году. 2 августа 2018 года здание получило статус выявленного объекта культурного наследия с наименованием: «Контора движения на станции „Москва-Товарная-Курская“ Московско-Курской железной дороги, 1884 г.». Ранее пешеходный мостик проходил через второй этаж здания, но впоследствии был перенесён на нынешнее место.


16. Взгляд назад. Зачем горят фонари на контейнерной площадке - загадка. Однако же горят! Значит, какая-то жизнь там всё-таки ещё теплится.


17. Подходим к месту слияния Курского и Горьковского направлений.


18. Вид в сторону Курского вокзала. Три крайних пути слева - Горьковское направление, перегон Карачарово - Москва-Пассажирская-Курская, всё, что правее - горловина Москвы-Товарной-Курской Курского же направления, далее перегон Москва-Товарная-Курская - Москва-Пассажирская-Курская.


19. Вот здесь лучше видно три пути Горьковского направления слева.


20. Вид обратно. Всё, что левее здания поста ЭЦ - Курское направление, правее - Горьковское.


21. Покрупнее.


22. Иволга в Подольск.


23. Встреча двух составов за северным торцом платформы Москва-Товарная.


24. Красивое путевое развитие.


25. Правый путь ведёт на контейнерную площадку, левый - в здание, где расположены вагонные весы. Здание построено в конце XIX века, внутри него находятся сами весы с, по слухам, действующим (до сих пор) механизмом, которые, однако, очень давно не используются по своему прямому назначению. Пишут также, что одно время здание использовалось как гараж для путевой машины (дрезины) электромеханической службы.


26. Наката на путях нет, но светофоры работают.


27. Путь к контейнерной площадке покрупнее.


28. Светофорчики.


29. Единение с природой.


30. Подходим к путепроводу над шоссе Энтузиастов.


31.


32. Взгляд назад.


33. Двухсистемный "Сапсан" Санкт-Петербург - Нижний Новгород.


34.


35. Шоссе Энтузиастов. Раньше слева были цеха металлургического завода «Серп и Молот»... Теперь его территорию, к сожалению, активно застраивают жилыми комплексами. Правда, эти хотя бы относительно ничего с виду и не в 50 этажей, как сейчас в моде.


36. Ещё один красивый вечерний железнодорожный вид в сторону Москвы-Товарной.


37. Слева начинается платформа Серп и Молот Горьковского направления. В будущем планируется ликвидировать Москву-Товарную, а Серп и Молот перестроить уже для обоих диаметров: нынешнего D2 (Рижско-Курского), поезда которого пока останавливаются на Москве-Товарной и будущего D4 (Киевско-Горьковского). Там, где вдали за забором стоит осветительная вышка, раньше примыкали два подъездных пути с завода «Серп и Молот», где имелось обширное путевое развитие. По этой ветви также можно было попасть на упоминавшиеся в предыдущей части Северный пост и блок-пост 5 км с северной стороны, через заводскую территорию. Таким же образом, сменив направление уже на территории, можно было попасть и на ликёро-водочный завод «Кристалл».


38. Всё, что осталось от металлургического гиганта. В 1890-х гг. на этом месте был построен 1-й мартеновский цех с тремя мартеновскими печами ёмкостью 75 тонн. В 1976 г. цех снесли и в рамках реконструкции завода в 1985 г. возвели трёхэтажный стан 560 с нагревательными печами. Теперь настал его черёд уйти в небытие.


39.


40.


41. Взгляд назад.


42.


43.


44. Сумерки на железной дороге, пожалуй, самое любимое время, несмотря на то, что фотографировать становится сложнее.


45. Вдали едут параллельно две электрички - одна Горьковского направления, другая - Курского.


46.


47. Северный торец платформы Серп и Молот.


48.


49.


50. Путепровод через Волочаевскую улицу.


51. Про неё в частности, а также остатки окружающих железнодорожностей я рассказывал вот в этом посте.


52. Приближаемся к Яузе и Андроникову виадуку. Здесь начинаются работы по расширению насыпи и увеличению количества путей. Вместе с этим будет построен ещё один двухпутный мост через Яузу для III и IV главных путей Курского направления на участке Москва-Пассажирская-Курская - Люблино-Сортировочное. Также слева в будущем должен быть построен ещё один мост и соответственно IV главный путь Горьковского направления. Таким образом, количество путей в этом месте должно вырасти с пяти существующих до восьми. По четыре для каждого направления.


53.


54. Исторический Андроников виадук, вид на который с Золоторожской и Сыромятнической набережных будет окончательно перекрыт новым мостом, как уже перекрыт со стороны Костомаровской и Андроньевской мостом, по которому проходит III путь Горьковского хода.


55.


56.


57. Входные светофоры Москвы-Пассажирской-Курской.


58. Одно из самых душевных, на мой взгляд, железнодорожных мест Москвы именно здесь. Всегда приятно там находиться. Но грядёт большая перестройка, эх...


59.


60.


61. Южная горловина Москвы-Пассажирской-Курской.


62. Курский и Горьковский ход в сторону области на фоне Спасо-Андроникова монастыря и (в центре кадра) его белокаменного Спасского собора (Собор Спаса Нерукотворного Образа) - древнейшей церкви города Москвы. По свидетельству письменных источников, собор был возведен при игумене Александре между 1410 и 1427 годом. Он является не только старейшим храмом, но и вообще старейшим отдельно стоящим зданием Москвы. Памятник архитектуры федерального значения.


63. А с другой стороны от насыпи - цитадель хипстеров - Центр дизайна Artplay. Специализированный деловой и торговый центр искусства, архитектуры и дизайна расположен на площадях бывшего завода «Манометр». Сегодня здесь располагаются архитектурные мастерские, художественные галереи, выставочные залы (здесь открыто более 300 шоурумов, 40 студий и 60 бюро), магазины и Британская высшая школа дизайна, на территории кластера учатся студенты объединенного Universal University - будущие киношники, урбанисты и музыканты. Дизайн-центр, основанный в 2003 году, занял территории бывшего завода «Манометр» на Яузе только в 2008 г. (до этого на протяжении пяти лет он размещался сначала на Миусской пл., а после в здании на ул. Тимура Фрунзе).

Завод «Манометр» являлся старейшим предприятием России. Основателем его был Фёдор Фёдорович Гакенталь. История завода началась с 1886 г., когда Фёдор Гакенталь, записанный в мещанское сословие подмосковного города Подольска, получил разрешение на открытие в Денисовском пер. около Немецкой ул. литейного заведения. Потом он перевёл его в Сыромятники и значительно расширил, устроив «бронзомеднолитейный, чугунолитейный и арматурный завод и фабрику манометров», получивший в 1896 г. на Нижегородской ярмарке большую золотую медаль. Усиленное развитие промышленности, и особенно железнодорожного строительства, обеспечивали заводу много заказов - завод выпускал клапаны предохранительные, редукционные и паровые, манометры и вакуумметры, контрольные аппараты для гидравлических процессов, термометры, гидравлические весы, водомеры, другие приборы, применявшиеся во многих отраслях промышленности.

Стачечная борьба конца XIX - начала XX века не обошла завод Гакенталя, его рабочие неоднократно устраивали забастовки, участвовали в демонстрациях; особенно частыми они были в 1905 г. Завод национализировали летом 1918 г. - он тогда стал называться 1-м арматурным, а через четыре года получил название «Манометр». Сам же Фёдор Гакенталь ещё долго работал на собственном заводе, ибо новая власть на первое время не отказывалась от использования деловых талантов старого владельца, но только в 1926 г. он смог покинуть СССР. С 1922 года здесь расширили номенклатуру продукции и завод стал единственным предприятием в стране, выпускавшим оборудование для Московского метрополитена.

Осенью 1941 года, в связи с приближением фронта к Москве, завод был эвакуирован в Томск. После проведённой в 1948 году реконструкции предприятия объём производимой продукции увеличился в 5,5 раз по сравнению с 1945 годом. За более чем столетнюю историю своего существования завод «Манометр» многократно получал награды на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства. За это время численность сотрудников предприятия увеличилась от пятисот до двух с половиной тысяч человек. В настоящее время производство в Москве прекращено. Часть оборудования и производство переведены в г. Энгельс Саратовской области.


64. Поезд Москва - Адлер.


65. Очередная электричка по Горьковке.


66. И новая кругломордая Иволга МЦД-2 выезжает с Курского вокзала.


67. Не знаю как кому, а мне в таком дизайне они вполне нравятся.


68. Во всяком случае куда симпатичнее первых Иволг.


69. А прямо под нами внизу расположен Сыромятнический трамвайный тоннель. Про него я расскажу в конце повествования.


70. Курский вокзал каким его не видят рядовые пассажиры.


71. Ласточка. А вот этот путь, который отходит левее от пути, по которому она следует - это связка Курского и Горьковского направлений. Тот же "Сапсан" из СПб в НН перескакивает с направления на направление именно здесь.


72. "Москва - Балаших".


73. Выезд из трамвайного тоннеля с другой стороны. К слову, в тот вечер тут и там постоянно сверкали молнии, но, как я уже упоминал в предыдущем посте, гроза прошла рядом с нами, не намочив нас. А вот молнии в кадр попадали. В частности здесь.


74.


75. Ещё одна зарница сверкнула. На самом деле их можно было поймать много, но и без меня весь инстаграм и другие социальные сети в тот день были ими забиты. Ну и потом, мы не были уверены, что гроза-таки пройдёт стороной.


76. Поэтому мы пошли обратно к Яузе.


77. И сняли для истории вид на Андроников виадук с Таможенного моста. Скоро этот вид на виадук будет закрыт новым мостом, который вырастет рядом. За деревьями на берегу уже разворачивают стройплощадку. Сам Андроников виадук был построен вместе с железной дорогой в 1865 году по проекту инженеров Н. М. Колоколова, С. Я. Терёхина и архитектора Б. М. Надежина. В 1950-1951 годах мост был подвергнут реконструкции.


78. А затем мы пошли в сторону трамвайного тоннеля по Нижней Сыромятнической улице. По небу как раз проносился фронт, мы были уверены, что сейчас намокнем, но он чудом прошёл стороной, оставив нас сухими.


79. Сыромятнический проезд, две половинки которого как раз связывает уникальный трамвайный тоннель. И котик.


80. А вот и сам тоннель. Мы пришли сюда вот оттуда, сверху. Уникален тоннель вот этим Сыромятническим трамвайным сплетением, это единственный сохранившийся в Москве трамвайный тоннель под железной дорогой с вложенной колеёй для трамвая (габарит тоннеля вмещает только один трамвайный путь). Построен он был в том же 1865 году, как Московско-Курская железная дорога, только тогда он ещё не был трамвайным.


81. Соответственно в этом году уникальному тоннелю исполнилось 165 лет. В последнее время ходили слухи, что в связи со строительными работами по расширению Курского и Горьковского направлений ещё на три пути, уникальный тоннель также будет перестроен. Потом эти слухи вроде как опровергли, но кто знает? Поэтому я решил и его на всякий случай отснять.


82. Тем более, что я уже лет 7 не был в этом чудесном месте, а оно того стоит!


83. Для пропуска вагонов встречных направлений одна колея заходит внутрь другой - это позволяет пропускать вагоны в обе стороны при крайне небольшой ширине тоннеля. Чтобы вагоны не встретились внутри тоннеля, он снабжен светофорами, которые закрыты, если внутри тоннеля есть вагон. Таким образом, здесь осуществляется реверсивное движение трамваев. Таких мест довольно много в европейских городах, но в Москве оно одно. Раньше такое же сплетение существовало в Ваганьково.


84. Здесь ходят трамваи маршрутов Б (Курский вокзал - Сокольническая застава) и 24 (Дом культуры "Компрессор" - Курский вокзал) .


85. Красота!


86. Уникальное место. Надеюсь, что он всё-таки уцелеет.


87.


88. Влево за углом - Костомаровский переулок, вправо - 3-й Сыромятнический.


89.


90. Ну и напоследок вид издали.


На этом ещё одну страницу летописи уходящей Москвы объявляю перевёрнутой. Надеюсь, что вам было интересно.
Спасибо за внимание. Будьте здоровы и живите богато!

P.S.
В тот день подумалось, что именно после таких прогулок, ощущая приятную усталость, также чувствуешь ещё и чувство глубочайшего удовлетворения. Именно в такие моменты понимаешь, что вот она подлинная, настоящая свобода ходить там, где хочешь, где не ходит почти никто, любоваться недоступными другим красотами, слушать эти гудки, перестукивание колёс, любоваться огнями светофоров. Стоять на высокой насыпи и глядеть, как медленно выползают внизу из тоннеля трамваи, а над ними одна за другой сверкают молнии. Разгул стихии, ветер и дух свободы. И ничто не заменит это ощущение.

жд, Москва-Пассажирская-Курская, история, фото, прогулки, Горьковское направление, МЦД, Серп и Молот, Курское направление, архитектура, МЦД2, подъездные пути, МЦД4, трамвай, краеведение, Сыромятники, Россия, Москва-Товарная-Курская, Москва

Previous post Next post
Up