Меланхоличные пейзажи Павелецкого грузового двора

Dec 24, 2019 22:25

Коли уж в последнее время здесь была поднята тема закрытых московских грузовых дворов (сначала Рижского, а затем Смоленского), то сегодня продолжим и посмотрим ещё один отснятый этой осенью бывший грузовой двор на станции Москва-Товарная-Павелецкая и немного пройдёмся до бывшей платформы ЗИЛ (ныне - Тульская).

Станция Москва-Товарная-Павелецкая является одной из старейших станций Павелецкого направления, построенных одновременно с Павелецким вокзалом в 1900-м году. 5 сентября 2017 года она была закрыта для выполнения грузовых операций по параграфам 1, 3, 4, 5 Тарифного руководства № 4. 1 февраля 2018 года станция закрыта также по параграфам 8, 10, 11, 12 с изменением кода Единой сетевой разметки ЕСР/АСУЖТ с 193504 на 193523. В сентябре 2018 года открыта по параграфу 1, и код АСУЖТ сменён обратно на 193504. Станция является узловой - от главного трёхпутного хода Павелецкого направления на юго-запад ответвляется однопутная неэлектрифицированная ветвь на станцию Канатчиково Малого кольца МЖД. В границах станции находятся также пассажирские платформы Москва-Товарная и Тульская (только по I, III путям), носившая до 01.04.2019 название ЗИЛ.

Станция является ядром теперь уже практически бывшей московской промышленной зоны № 1 «Павелецкая». Как и в большинстве московских промзон, особенно расположенных в центре, промышленности как таковой здесь уже не осталось. В огромных заводских корпусах, нередко находящихся в весьма плачевном состоянии, располагаются многочисленные компании, не имеющие отношения к промышленному производству.

1. Гуляли мы со Стасом в тех краях в пасмурную и туманную субботу 9 ноября. Свернув с Жукова проезда, пересекающего пути Павелецкого хода, мы оказались на сортировочно-складской площадке для 20-футовых и 40-футовых контейнеров, обслуживавшейся в прошлом козловым краном. Погода в тот день была весьма подходящей для похода по закрытой, доживающей свои последние дни станции - серой, туманной и меланхоличной.



2. Под стать погоде было и всё окружающее. Например, вот это явно дореволюционное строение, на котором лежала печать забытья и запустения. Оно, словно бы, смотрит на нас с укором глазницами своих местами повыбитых окон, грустя о лучших временах, ушедших безвозвратно. Хочется верить, что хотя бы это здание будет признано объектом культурного наследия и, когда сюда придут крушить всё застройщики, оно ещё послужит пусть и каким-нибудь офисом или лофтом.


3. Добавляя туманному дню на закрытой станции меланхочности, среди мёртвой тишины то и дело раздавалось громкое карканье ворон, которые в тот день будто бы собрались на шабаш и кружили над городом целыми стаями. Ходит слух, что на месте пустующих складов на снимке, как и в городском парке станции Бойня в будущем появится мусорно-погрузочный пункт для вывоза московского мусора по железной дороге куда-нибудь в Шиес. Но при нас никаких работ не велось, на станции царило серое безмолвие.


4. На фоне всеобщей серости и заброшенности неким ярким пятном в тот день выглядел ярко-синий козловой кран для контейнеров 20 и 40 футов. Это мощное устройство позволяет перемещать и вращать 20 и 40 футовые контейнеры, разгружать/погружать их на ЖД платформы и автомобильные полуприцепы. Красавец! Слева торчит весьма внушительное здание бизнес-центра «Квартал Сити». В прошлом это был лабораторно-производственный комплекс № 20 (ЛПК-20), принадлежавший экспериментальному заводу АНТК им. Туполева.


5. Из действующей промышленности здесь к настоящему моменту ещё осталась расположенная на территории практически умершего «Московского завода им. Владимира Ильича» (ЗВИ) малая котельная «Дубининская» ОАО «МОЭК», труба которой, словно бы, извергала из себя туман подобно вулкану, извергающему пепел. Туда поближе мы ещё сходим. Сначала мы со Стасом хотели найти столовую для железнодорожников, где по отзывам можно было дешёво и недурно отобедать. Забегая вперёд, скажу, что столовая, как и станция оказалась закрыта.


6. Остатки стрелок и путей, которые вели на склады. Часть путевого развития на станции уже разобрано.


7. Но большинство ещё пока лежит на месте, правда, всё с той же печатью забытия и запустения, потихоньку порастая бурьяном, как давно брошенная могила на старом кладбище. Слева расположена контейнерная площадка, которая производила впечатление ещё живой, благодаря тому, что там стояло несколько фур. Впрочем, и там в тот день всё казалось вымершим.


8.


9. Часть станции ближе к Павелецкой набережной используется для отстоя пассажирских составов.


10. Но в остальном там царит дух забвения, присущий уходящему в небытие богатому промышленному прошлому столицы. Единственными лучами света в этом царстве безысходности, были старенькие ламповые карликовые светофоры, несмотря ни на что подававшие сквозь сизую пелену тумана запрещающий сигнал.


11. Справедливости ради, именно в этот чарующий своей печалью момент, откуда ни возьмись материализовался, как призрак из прошлого работник железной дороги с синдромом вахтёра, который очень хотел нас прогнать. Но мы решительно воспротивились такому раскладу и продолжили наш неспешный обход мест былой славы.


12.


13. Ангар с трубой чем-то напомнил нынешний вид 4-го энергоблока ЧАЭС, не так давно накрытый новым саркофагом.


14. Вдали за парком отстоя и экипировки пассажирских поездов выглядывают сохранившиеся строения бывшего Дербеневского завода, на территории которого ныне располагается т.н. технопарк «Кожевники». В 1896 году в Москве на этом месте немецкой фирмой из Франкфурта-на Майне «Фарбениндустрие» (послевоенное название - концерн «Хехст») был основан завод по производству красителей. В 1910-х годах он назывался химическим заводом Акционерного общества «Фарбверке» (бывш. Мейстер, Луциус и Брюнинг).

В 1918 году в соответствии с Декретом о национализации промышленности АО «Фарбверке» было преобразовано в Дербеневский химический завод Анилтреста. Впоследствии - Дербеневский химический завод им. И.В.Сталина. Завод недаром называют альма-матер отечественной анилинокрасочной промышленности. Здесь в 1919 году была создана Центральная лаборатория "Главанил" во главе с Н.Н.Ворожцовым (старшим), в которой разрабатывались способы получения промежуточных продуктов и красителей. На заводе было организовано производство важнейших промежуточных продуктов. В 1931 году на базе Центральной заводской лаборатории (ЦЗЛ) был создан Научно-исследовательский институт органических полупродуктов и красителей (НИОПиК), и она стала базовой лабораторией НИОПиК по разработке и внедрению в производство красителей, изучению их химии и технологии. В результате к 1932 году страна смогла отказаться от импорта красителей.

Завод обеспечивал 60% всей потребности в красителях. С вводом в строй новых заводов анилинокрасочной промышленности в Березниках, Чебоксарах, Тамбове, Ивано-Франковске, Армянске (Сивашский анилинокрасочный завод) часть производства Дербеневского завода передана на вновь создаваемые мощности. Помимо красителей, Дербеневский завод производил боевые отравляющие вещества, преимущественно на основе соединений мышьяка. Еще в 1915 г. завод освоил производство фенола (до 6000 пудов в месяц), используемого в производстве ВВ. А начиная с 1930-х на заводе "индекс 9" выпускались мышьяковистые боевые ОВ - дифенилхлорарсин и дифенилцианарсин. Мощность завода по выпуску дифенилхлорарсина на 1 января 1936 г. составляла 1220 тонн в год. В 1935 г. выпущено 135 тонн дифенилхлорарсина. Захоронение отходов промышленного производства ОВ производилось на территории полигона в Кузьминках. Очистные сооружения для очистки сточных вод от мышьяка построены не были.

Впоследствии Дербеневский химический завод оказался в центральной части города в непосредственной близости к жилым массивам. Поэтому в 1965 году Мосгорисполком принял решение о выводе ряда производств завода из Москвы. Это решение выполнялось поэтапно. Вначале был закрыт опытно-экспериментальный цех №4. В 1988 году одновременно с прекращением производства бензидина на Дербеневском химическом заводе было демонтировано оборудование цеха № 2. В 1992 году закрыт цех №1 синтеза красителей. С 1993 г. - преобразован в АО "Колорос". В 2003 г. завод был окончательно закрыт.


15. Рядом ранее также располагался московский дрожжевой завод «Дербеневка», являвшийся крупнейшим в России предприятием выпускающим хлебопекарные дрожжи. Московский дрожжевой завод был основан в 1870 году Гивартовским Бенедиктом Антоновичем (кстати, Гивартовский Генрих Антонович - заслуженный профессор Московского университета, видимо брат Б.А.) и назывался тогда "винокуренно-дрожжевой завод акционерного общества Б. А. Гивартовского". На полукустарном предприятии выпускали в основном спирт из зерна, а вот из вторичного сырья делали пекарские дрожжи. Их выращивали в дубовых чанах, а затем сепарировали и фильтровали на немецком оборудовании. Многие работы производились вручную, а выполняли их обычно сезонные рабочие из соседних губерний, причем - только мужчины.

В 1881 году было образовано "Акционерное общество Московского дрожжевого завода Гивартовского". Завод стал одним из первых в мире специализированных дрожжевых предприятий. На Нижегородской выставке 1896 года Московский завод был единственным, которому была присуждена высшая награда - золотая медаль. Кстати, Б.А. Гивартовский и пивовар А. А. Кемпе в 1875 году основали Московский «Трёхгорный пивоваренный завод», более известный ныне, как «Бадаевский», также закрытый.

С 1919 года предприятие получило название Государственный Дрожжевой завод №1. Во время Гражданской войны завод практически стоял, производство было возобновлено в 1922 году под руководством доктора наук Гивартовского Романа Бенедиктовича, который с 1894 по 1930 год бессменно был техническим директором. Поддерживая связь с берлинским институтом бродильных производств, он использовал на московском предприятии ценный германский опыт. И в 1923-м на сельскохозяйственной выставке заводу был присужден диплом первого разряда "за высокое качество прессованных дрожжей и за образцовое ведение дел."

До 1927 года завод вырабатывал хлебопекарные дрожжи из зернового сырья. В 1927 году Московский дрожжевой завод первым в России перешёл на использование мелассы, как основного сырья. Прогрессивный воздушно-приточный способ дрожжевого производства был введён впервые в СССР у нас в 1925 году. В 30-е годы была проведена большая реконструкция. К 1940 году годовая мощность завода была доведена до 16,5 тыс. тонн прессованных дрожжей и он стал самым большим дрожжевым заводом в Европе. К началу войны предприятие неузнаваемо изменилось. Здесь был разработан приточный метод производства пекарских дрожжей из мелассы, проводились первые в стране опыты по производству гидролизного спирта, деревянные чаны были заменены на дрожжерастительные аппараты из нержавеющей стали.

В 1962-м, не останавливая производство, начинает строиться новый завод. Сразу трём ведущим проектным институтам страны было поручено разработать проект завода, который должен был стать самым крупным дрожжевым предприятием в Европе (с проектной производительностью 30 тыс. тонн в год). В 1964 году был официально зарегистрирован товарный знак. К 1976 году фактически на старом месте был построен новый завод без остановки производства. Плановая мощность выросла до 26 тыс. тонн в год. В октябре 1992 года, согласно распоряжению правительства Москвы за №183 от 07.10.1992 г., Московский дрожжевой завод был преобразован в акционерное общество открытого типа "Дербеневка". Был закрыт около десяти лет назад и в настоящее время полностью снесён, а территория будет застроена.

На этой замечательной карте 1952-го года хороши видны подъездные пути, которые обслуживали эти предприятия.


16.


17. Рядом с парком отстоя и экипировки также стоит вот такая прекрасная старая водонапорная башня на станции Москва-Товарная Рязано-Уральской железной дороги. Она была построена по типовому проекту, разработанному по заказу Общества Рязано-Уральской железной дороги для новых линий в 1898 г. инженером Н. А. Виноградовым. Такой тип водонапорных башен был построен при станциях Домодедово, Барыбино, Михнево, Жилево, Кашира, Ожерелье, Богатищево, Узуново, Серебрянные Пруды, Венев и др. Известно, что на железных дорогах было построено более 80 подобных зданий.

Башня представляет собой полый кирпичный цилиндр, в котором один над другим установлены два клёпаных металлических бака для воды. Верхний бак считался «основным», вода из него использовалась в первую очередь, нижний был «запасным». Такая схема, предложенная инженером Роткевичем (руководившим механическим оснащением новых железнодорожных линий), позволяла при необходимости выводить из эксплуатации один из баков для ремонта или очистки, не прекращая при этом работу башни и не прерывая водоснабжение станции и депо. Одновременно она удешевляла строительство самой башни по сравнению с принятой к тому времени схемой установки двух баков рядом друг с другом на одном уровне (по такой схеме построена, например, башня на станции Подмосковная Московско-Виндавской железной дороги - ныне Рижское направление МЖД). В настоящее время в отличие от башни на Подмосковной она не действует, но является выявленным объектом культурного наследия.


18. Грустящий вместе с нами по уходящей эпохе пёсель.


19. Подходим к комплексу помещений технических служб рядом с хоздвором Павелецкого направления.


20. Какие-то старые баки. Честно признаться, не знаю для чего они предназначались. Возмозножно, там хранились (или хранятся) какие-то смазочные материалы.


21. Тем более, что они расположены рядом с цехом подъёмочного ремонта, который судя по отсутствию на пути наката, тоже не используется. Правда, с виду он содержится в порядке. Печати запустения тут не было.


22.


23. Контейнерная площадка. Вроде бы стоят гружёные контейнерами фуры, но ни души вокруг не наблюдалось.


24. А теперь прогуляемся по наиболее заброшенной части грузового двора. Как тут не вспомнить: "Чёрный ворон, чёрный ворон, Что ж ты вьёшься надо мной?.." (с)


25. Часть грузового двора используется, как место для хранения снятых рельсошпальных решёток. Точно так, как и на Рижском, и на Смоленском грузовых дворах.


26. В этом углу грузового двора ещё лежат подъездные пути теперь уже по сути бывшего «Московского завода им. Владимира Ильича». Прямо путь уходит на сортировочно-складскую площадку, которую я показывал в начале повествования.


27. Правда, от подъездных путей завода практически ничего не осталось, хотя раньше их был целый куст (вспоминаем карту 1952-го года) и они даже пересекали Дубининскую улицу, которая делит надвое огромную заводскую территорию.


28. А за воротами всё грустно. Сам завод имеет весьма богатую историю. Он был основан в 1847 году англичанином Гоппером "для приготовления и починки машин, ввозимых из-за границы". В 1916 году завод переходит в собственность московского предпринимателя Михельсона, меняет профиль производства на снарядный и машиностроительный. В марте 1917 года на заводе был избран заводской комитет, в который вошли большевики и сочувствующие большевикам рабочие.

В апреле 1917 года на заводе был создан отряд Красной гвардии. В боях за победу Октябрьской революции погибли красногвардейцы-большевики Петр Добрынин (в честь которого названа, расположенная неподалёку станция метро Добрынинская), Люсик Лисинова, юный Павлик Андреев и многие другие заводчане. 30 августа 1918 года после митинга у гранатного цеха произошло покушение эсерки Фанни Каплан на Ленина. После этого покушения набирает силу красный террор. Только по официальным данным, по всей стране расстреляны 14 тысяч человек. С 9 сентября 1922 года заводу было присвоено название «Московский завод им. Владимира Ильича».

В годы первых пятилеток завод выпускал продукцию, необходимую для подъема народного хозяйства страны: лесопильные рамы, запчасти для тракторов, мощные лебёдки для Магнитостроя и Кузнецкстроя, тяжёлые токарные станки. Был изготовлен первый проходческий щит и тюбинги для строительства тоннелей московского метро. В 1942 году завод награждён орденом Ленина. Заводу было оставлено на вечное хранение знамя Центрального Комитета партии и Государственного комитета обороны. Вскоре после разгрома немецких войск под Сталинградом коллектив был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Входил в структуры Народного комиссариата боеприпасов СССР. На заводе были впервые изготовлены ракетные снаряды «Катюша». С 1947 года производит электротехнические изделия и электродвигатели. В советское время был известен стиральными машинами «ЗВИ». В 1947 году завод переключился на производство электродвигателей и другой электротехнической продукции. В 1971 году за успехи, достигнутые в седьмой пятилетке, завод был награждён Орденом Октябрьской Революции. По официальной информации с 1992 года и по настоящее время завод выпускает двигатели пятой серии в чугунном корпусе, отличающиеся от предыдущих серий повышенной надежностью, а также закрытые двигатели шестой серии. Но по факту большая часть заводской территории давно уже не используется по прямому назначению.


29. Путь на сортировочно-складскую площадку.


30.


31. Оглядев остатки былого в северной части станции, мы двинулись на юг.


32. Один из заводских корпусов с окнами из крутых олскульных стеклоблоков.


33. Взгляд назад. Здесь в зарослях притаились остатки ещё одного заводского подъездного пути, который, впрочем, также прерывается сразу за въездными воротами.


34. Одинокая стрелка, которую уже никто и никогда не переведёт. Во всяком случае по назначению.


35. Несмотря на всеобщую разруху, цех завода справа, вероятнее всего, сносить не будут.


36. Наоборот шли какие-то скорее восстановительные работы. Судя по всему, большое здание будет перепрофилировано под нужды современного мегаполиса с его атрибутами в виде офисов для бездарных менеджеров с шаражными дипломами и прочих кофеен для "креативного класса".


37. Идём дальше в сторону южной горловины станции. Справа - бывшие цеха бетонного завода, ныне сдающиеся в аренду.


38. Живописный тупик с "деревенским" забором. Если бы ещё здание справа не обнесли дешёвым отвратительным вырвиглазным сайдингом, то был бы почти пасторальный пейзаж.


39. РЖД очень не любит деревья и по возможности старается их извести. Но здесь, в этом заброшенном уголке нам предстаёт совсем другая, почти идиллическая и согревающая душу картина - утопающие в пожухлой осенней траве старенькие светофоры на фоне русских берёзок.


40. Из-за зданий бывшего бетонного заводика выглядывают купола Данилова монастыря, добавляющего этой картине ещё больше русскости. Сам ставропигиальный мужской Данилов монастырь был основан в 1282 году на правом берегу Москва-реки к югу от Москвы князем Даниилом Александровичем (Даниилом Московским), младшим сыном князя Александра Невского. В те далёкие времена монастырь помимо своих прямых функций, был призван играть оборонительную роль в защите Москвы от набегов крымских татар.


41. И вновь печальная картина поздней осени на заброшенных путях закрытой станции. Если убрать из кадра пассажирские вагоны РЖД и современную осветительную мачту, то пейзаж приобрёл бы совсем постапокалиптические черты.


42. Светофоры, однако, пока ещё несут свою службу. Они будто светят куда-то в прошлое, запрещая манёвры стоящим на этих путях поездам-призракам былых времён, которые недоступны для восприятия человеческого глаза.


43.


44. Даже вороны не кружили над этим безмолвным местом, которое пока ещё представляет собой памятник исполинским размахам московской промышленности канувших в небытие времён.


45.


46. Дорога в никуда.


47.


48. Вдали виднется южная горловина станции.


49. И для контраста - жизнь в парке экипировки и отстоя.


50. Вдалеке за рекой торчит то, что осталось от ещё одного промышленного гиганта индустриального XX столетия - здание заводоуправления АМО ЗИЛ.


51. Южная горловина станции.


52. Взгляд назад с уютным маленьким зданием стрелочного поста.


53.


54. Выходные светофоры станции с электричкой на Москву. Двигаемся в сторону платформы Тульская.


55.


56. Взгляд назад с красавцем-аэроэкспрессом из аэропорта Домодедово.


57. За забором справа - территория бывшего Московского мебельного комбината № 5 (До войны - фабрика гнутой мебели). В начале 2001 года еще работала по своему профилю - делала стулья, табуретки, кухонные диванные уголки. Для производства мебели вначале использовали дерево, а потом уже в начале 2000-х гг. стали делать уголки кухонные и табуретки из самого дешевого материала ДСтП. С 2006 года на площадях фабрики в зданиях бывших цехов сделали бизнес-центр.


58. Ещё один взгляд назад.


59. Впереди - Автозаводский мост (1961 г.), слева излучина Москва-реки, над которым он и построен. Железная дорога плавно огибает реку.


60. Прощальный взгляд назад с красивым дореволюционным зданием бывшего поста централизации на территории бывшей мебельной фабрики. На стенах достаточно неплохо видно следы входящих и исходящих телеграфных линий.


61. И, наконец, бывшая платформа ЗИЛ, а ныне Тульская, с которой мы со Стасом уехали путешествовать в славный район Бирюлёво.


Но это уже совсем другая история, которую я расскажу вам в следующий раз.
А на сегодня всё. Традиционно надеюсь, что вам понравилось. До новых встреч и краеведческих прогулок!

жд, история, фото, промзона, заводы, архитектура, подъездные пути, Павелецкое направление, инфраструктура, краеведение, промышленность, Москва-Товарная-Павелецкая, заброшенное, Тульская, ЗИЛ, Россия, Москва

Previous post Next post
Up