АДМИРАЛЪ: История одной неудачи. Часть 13: "Полет" к Волге. И от Волги...

Feb 26, 2016 22:58




Не больше, а даже еще меньше порядка, чем в далеком тылу, у Колчака было на фронте. И тут вольница, воровство, беззаконие. Будберг это называл очень емко «атаманщиной». В современном российском обществе бытует мнение, что Белая Армия профессиональна, дисциплинированна, опытна и по этим параметрам является полной противоположностью рождаемой в муках РККА. Читая мемуары Жанена, Гинса и, особенно, Будберга, мы сложили другое мнение. В двух словах оно таково: Красная Армия мучительно рождалась, а Белая Армия мучительно умирала. Потому что негативные процессы в одной армии от бесконечно большой величины стали стремиться к нулю, а в другой с неудовлетворительной - в бесконечность.
Рассмотрим проблемы Белой Армии, о которых сами белые с ужасом пишут.Будберг:

«Невозможности наступления при печальном... состоянии снабжения, при расстройстве транспорта, неблагополучии в тылах, необходимости ввести наши войска в изнывающие от голода губернии, где не только ничего нельзя достать, но надо всех подкармливать...».

Генерал А. П. Будберг, штаб армии Колчака



То есть, у белых и объективных проблем больше, чем можно решить, не переходя к предельной мобилизации сил. Но вместо мобилизации иностранцы и соотечественники наблюдают другое. Французский генерал Жанен (командующий объединенными войсками союзников в Сибири):

«29 июля... генерал Нокс сообщает мне грустные факты о русских. 200.000 комплектов обмундирования, которыми он их снабдил, были проданы за бесценок и частью попали к красным. Он считает совершенно бесполезным снабжать их...»

Будберг, борясь с атаманщиной, получил от Колчака сокрушительный ответ:

«На мой доклад о необходимости коренных реформ в организации армий, уничтожения сепаратизма и эгоистических автономий адмирал просил изложить это его начальнику штаба, т.к. это вопрос очень щекотливый и связанный с самолюбием старших фронтовых начальников, уже привыкших к большой самостоятельности».

Управделами Гинс (на фото) говорит о генезисе столь катастрофического положения:



«Бывшие руководители антибольшевистских офицерских организаций в главных городах Сибири как будто поделили ее между собой. Они ввели территориальную систему, при которой каждый округ автономен... формирует у себя корпус войск из местных людей и на местные средства... округ считает своей собственностью все войсковое имущество, находящееся на складах в округе, и не делится им с другими».

На первом этапе всегда и у всех так. Но потом должна формироваться единая армия, дележ ресурсов и «сепаратизм» на этой почве должен быть преодолен. Полевые командиры должны дорасти до командиров большой армии. Колчаковцам этого сделать не удалось. Будберг:

«Гайда захватил единственную на всю Сибирь суконную фабрику, обозные мастерские - все то, чего нет в Западной армии, и не дает последней ни одной шинели, повозки или походной кухни; в ответ Западная армия прижимает Сибирскую, не давая ей фуража и гречневой крупы... не хочет ни с кем делиться; {ген. Пепеляев} заставил местные заводы работать только на свой корпус; Гривин, Вержбицкий, Казагранди делают то же самое... благодаря этому в одних частях архиизбыток, а в других - голод и нищенство.
...Все попытки учесть военную добычу и обратить ее на общее снабжение безрезультатны и вызывают... даже вооруженное сопротивление; чинов полевого контроля гонят вон, грозят поркой и даже расстрелом... распоряжения главного и полевого интендантов армиями игнорируются».

С. Безруков в роли генерала Каппеля, фильм "Адмирал"



Армии, в строгом смысле этого слова, у Колчака не сложилось, о взаимодействии групп войск речи не было (если между собой не воюют - уже хорошо). Была вооруженная сила, причем в Омске до конца не понимали, сколько ее и какого она качества. Будберг:

«Надо... остановить рост... всякие самочинные формирования... у нас не во что их одеть... По сводкам ставки [за июнь 1919 года] у нас на довольствии состоит около 800 тыс чел; наладить снабжение в таких размерах мы совершенно бессильны... фронт переполнился массами совершенно небоевого элемента... 860 тыс... «ложек» (в противопоставление штыкам)».

Командующие этими «армиями» банально наживаются на поставках, которые с немалым трудом собираются в тылу. То, что по дороге пропадают целые вагоны (иногда и поезда), а то, чем они были гружены, попадает к спекулянтам на рынок - и так понятно, нечего и цитировать десятки таких фрагментов. А тут речь идет о высших чинах армий:



«В Сибирской армии были части, имевшие всегда при себе не менее 2,5-месячного запаса продовольствия всех видов. Пепеляев слал с фронта угрожающие телеграммы о недостатке... на его базе оказалось свыше 300 вагонов, груженных всеми видами довольствия...
...Снабжение передается Голицыну, у которого нет и одной двадцатой людей, на которых он получает все снабжение...

...В Сибирской осталось около 6 тыс штыков, а еще в июне эта армия требовала денег и снабжения на 350 тыс...
...Ханжин подтвердил: число ртов, показываемое в войсковой отчетности, превосходит приблизительно вдвое действительное их наличие;...»

Нужно понимать, что «Верховный Главнокомандующий» у Сталина значит одно, у Ленина с Троцким несколько другое, у Николая II третье. А у Колчака, если верить Будбергу это значит следующее:

«Воздействие адмирала на направление всех дел невелико, в отношении военных операций сводится к выслушиванию срочных докладов о положении фронта и к утверждению всего, в готовом виде ему подносимого... при этом докладчики умеют так зарядить адмирала, что он думает затем, что многое - это его личные проекты и идеи...».



Часто в литературе по гражданской Колчака упрекают, что он совершил стратегическую ошибку, растянул фронт, сосредоточился на северном направлении, рвался к Котласу, а надо было к Царицыну, на соединение с Деникиным... Оно, может, и надо было, но в армии Колчака сложились такие порядки, что адмирала никто не спрашивал, куда наступать. И никто никого не спрашивал. Наступали до тех пор, пока красные отступали:

«Импульсом этого безудержного наступления было честолюбие фронтовых начальников и погоня за намеченными впереди призами. После взятия Перми и Уфы юные полководцы стремительно полетели вперед. Пепеляев на Вятку, Вержбицкий на Казань, Ханжин на Самару; красные почти не сопротивлялись. При этом полете, сопровождаемом мелкими, но раздуваемыми вовсю успехами, перестали думать и соображать; хотелось только первыми прийти к поставленной цели и прославиться».

Прославиться и побольше добыть материальных благ. На этом пути ни перед чем не останавливаются, ни о чем не думают, в том числе о завтрашнем дне собственной (не соседних) армии. Будберг:

«Посылая не готовые для боя резервы, оправдываются тем, что до сих пор побеждали с неготовыми войсками и что у красных такие же войска; это совершенно неверно, по сводкам контрразведки, красные резервы готовились с осени; у красных огромное преимущество в том, что они не боятся брать на пополнение старых солдат, не нуждающихся в обучении, а мы боимся этого, как черта, и вынуждены призывать зеленую 18-19-летнюю молодежь.
...Срок обучения в тыловых частях... 2-11 днями, причем занятия сводились, главным образом, к словесности, отданию чести, гимнастике и маршировке; многие не видели еще винтовки, а стреляли только одиночные люди из застрявших почему-либо в частях на более долгие сроки...».

Профессионализма у солдат острая нехватка, опыта мало. Но ситуация ведь еще хуже: падает дух солдат. И постоянная агитация красных, и череда тяжелых поражений - все это разлагающе действует на колчаковское воинство. Это самое страшное, то, с чем надо бороться до последнего
Будберг вспоминает, как смертельно уставшие войска в 1915 году валились с ног, хотели только спать и более ничего не видели и не слышали. Но боевые качества среднего солдата за 4 года резко снизились и...

«...тем опаснее было держать их так долго в гнойной и подлой по настроению атмосфере длительного отступления, неудач и постоянного страха обхода, окружения... это нравственная дизентерия, а этого не желают понять малограмотные верхи...
...Недалеко уже до того, что было в последнее время на немецком фронте, когда маршевые роты приходили к нам в составе кадровых унтер-офицеров и списков поголовно бежавших по пути солдат».

Оппоненты скажут, что солдаты не так сознательны, потому не так сражаются. Опыта мало, а учить их некогда... Мало ли, что еще оппоненты скажут. Но в колчаковской армии есть офицеры, многие с германской воюют. К их профессионализму и сознательности претензий меньше. Что они говорят? Будберг:

«Наши порядки вообще так неудовлетворительны, что переходящие к нам с красного фронта офицеры говорят, что у красных больше порядка и офицерам легче служить».

Потому и не стоит удивляться тому, что целые войсковые подразделения переходят на сторону красных, тут Будберг говорит то же, что и комиссар Кучкин из 5-й Армии РККА:

«21-й полк перебил офицеров и перешел к красным; представляю себе положение офицерства, ведущего в бой подчиненных при постоянном ожидании возможности повторения над собой такой же операции».



Помимо того, что красные имеют более опытных солдат, лучше готовят пополнение, имеют более качественное снабжение, координацию в действиях, они еще и перетягивают понемногу население на свою сторону, в их тылу меньше восстаний. Будберг с сожалением констатирует, что...

«Красноармейцам отдан приказ не трогать населения и за все взятое платить по установленной таксе. Адмирал несколько раз отдавал такие же приказы и распоряжения, но у нас все это остается писаной бумагой, а у красных подкрепляется немедленным расстрелом виновных..».

Фронт не подчиняется начальству в тылу, штабам, ставке... «Тут хоть Суворова поставь, ничего не поменяется!» - скажут оппоненты. Оно, может быть, и так, но Суворова в колчаковскую армию тоже никто не поставил. Армия имела командиров, которых была достойна. Большие генералы оказались поражены теми же недугами, что и более младшие командиры, в добавок к ним имели свои...

Продолжение следует.

АДМИРАЛЪ: История одной неудачи.
Часть 1: Памятники Колчаку http://rahmon17.livejournal.com/123827.html
Часть 2: Славные и забытые страницы биографии http://rahmon17.livejournal.com/124047.html
Часть 3: Революция обманула ожидания Колчака http://rahmon17.livejournal.com/124402.html
Часть 4: Политическая западня http://rahmon17.livejournal.com/124445.html
Часть 5: Переворот во благо Родины http://rahmon17.livejournal.com/124874.html
Часть 6: Расстрел в Омске членов Учредительного Собрания http://rahmon17.livejournal.com/125136.html
Часть 7: Фигурой в чьих руках оказался Колчак? http://rahmon17.livejournal.com/125197.html
Часть 8: Отношение Колчака к власти и демократическим процедурам http://rahmon17.livejournal.com/126169.html
Часть 9: "Реформы" "правительства" Колчака http://rahmon17.livejournal.com/131410.html
Часть 10: Крах агитпропа Колчака http://rahmon17.livejournal.com/136534.html
Часть 11: Армия Колчака: взгляд из РККА http://rahmon17.livejournal.com/141934.html
Часть 12: Каратели. "Атаманщина" против "партизанщины" http://rahmon17.livejournal.com/146769.html

большевики, СССР, Колчак, 1917, белые

Previous post Next post
Up