АДМИРАЛЪ: История одной неудачи. Часть 11: Колчаковский фронт, взгляд РККА

Feb 12, 2016 23:37




Скажем, забегая вперед, что у белых есть основания (ссылаются на некую телеграмму Ленина) полагать, что Колчака большевикам надо было ликвидировать без суда и быстро. Из книги Хандорина:

«...секретная телеграмма В.И. Ленина члену Реввоенсовета 5-й армии, председателю Сибревкома И. Смирнову, переданная через заместителя Троцкого Э. Склянского (на Западе ее текст был опубликован еще 20 лет назад в Париже составителем издания 'Бумаги Троцкого' Ю. Фельштинским):
«Шифром. Склянскому. Пошлите Смирнову (РВС-5) шифровку: Не распространяйте никаких вестей о Колчаке, не печатайте ровно ничего, а после занятия нами Иркутска пришлите строго официальную телеграмму с разъяснением, что местные власти до нашего прихода поступили так под влиянием угрозы Каппеля и опасности белогвардейских заговоров в Иркутске. Ленин. Подпись тоже шифром. Беретесь ли сделать архинадежно?».



Недавно обнаружен и оригинал этой записки Ленина.{282} Тексты оригинала и копии совпадают, отсутствует лишь дата».

Официальная позиция советских историков такова: Иркутск оказался под угрозой захвата колчаковскими недобитками, Колчака пришлось ликвидировать, не доведя до логического завершения серию допросов. Реввоенсовет 5-й армии направил Иркутскому ревкому телеграмму:

«Ввиду движения каппелевских отрядов на Иркутск и неустойчивого положения советской власти в Иркутске настоящим приказываю вам: находящихся в заключении у вас адмирала Колчака и председателя Совета министров Пепеляева с получением сего немедленно расстрелять. Об исполнении доложить».

Но вернемся на полтора года назад.
Из 250 тысяч офицеров старой русской армии (включая некадровых офицеров военного времени) 100 тысяч служили у белых, 75 тысяч - у красных и 75 тысяч уклонились от участия в Гражданской войне.

Вскоре после взятия чехословаками Казани (6 августа 1918 года) была создана 5 Армия РККА. Советская власть повисла на волоске, Л. Млечин в своем фильме о Гражданской войне подробно описывает, как лично Троцкий приехал руководить РККА, не давая Армии Комуча отрезать красным Волгу).
5 Армия РККА (всего против Колчака будут воевать от двух до шести армий в разное время) полтора года будет бить колчаковскую армию, гнать её, как тогда говорилось, "От Волги до Енисея". Она быстро наступала, к 1 января 1919 года уже освободила Уфу, но очень скоро пришлось спешно эвакуироваться - с Востока пошла колчаковская волна наступления.

Несколько месяцев шли тяжелые бои с большими потерями с обоих сторон. Красная Армия понемногу стала переламывать ситуацию в свою пользу, ее дух и военная сила медленно росла, а колчаковская - падала.
Военная сила Колчака истощалась: в его руках мало заводов (в Сибири их практически нет, как нет и пролетариата, в лучшем случае обслуживающие ТрансСиба), намного меньше населения, меньше урожайной земли, очень скудная дорожная сеть.

Попытаемся максимально сдержанно передать содержание мемуаров комиссара 27 дивизии 5 Армии РККА А. П. Кучкина, (книги «В боях и походах от Волги до Енисея», вышедшей в 1969 году в соответствующем идеологическом оформлении):

«Пленные говорили, что Колчаку преданы офицеры, среди рядовых верой и правдой служат казачьи части, но недовольные есть и там... Мобилизованные  крестьяне настроены враждебно... У противника развилось массовое дезертирство, переходят на нашу сторону целыми частями».

Были у Колчака, по мемуарам комиссара, и «заградотряды»:

«Юноши 17 лет... Их наскоро обучили и бросили на фронт. В бою позади этих неопытных юнцов шли цепи, которые должны были заставлять колеблющихся идти в бой или просто уничтожить их...».

Одновременно с этим Москва признает,, что Колчак еще очень силен, что иностранная интервенция щедро снабжает его оружием. Советская власть может погибнуть, потеряв железо Урала, хлеб Алтая, потеряв Волгу как транспортную артерию. Ленин писал 15 мая 1919 года РВС Восточного фронта:

«Если мы до зимы не завоюем Урала, то я считаю гибель революции неизбежной».
И его директива: «Мобилизуйте в прифронтовой полосе поголовно... от 18 до 45 лет... Мобилизуйте 75% членов партии и профсоюзов».



Барон Будберг и его белые коллеги не меньше грезили об Урале:

«Восстановление Урала имеет колоссальное значение... при помощи уральских заводов избавимся от иностранной помощи по части снабжения, дадим населению работу и возродим к жизни огромный промышленный район».

Бывший командарм 5 Г. X. Эйхе, в книге «Уфимская авантюра Колчака» писал, что если у Колчака в ноябре 1918 года было 160-180 тыс чел, то уже к июню 1919 года - 450 тыс чел, а в июле 1919 года был утвержден план развертывания «Российской армии» до 1200 тыс чел.
Числа большие, но умения не хватало. Потому и до 1200 тыс чел не удалось развернуться, и 450 тыс были бездарно растрачены.



Июнь-июль 1919 года Колчака выбивали из Башкирии. 24 июля взят Челябинск. Кровопролитные бои за город продолжались долго, но белые не смогли отбить город обратно. 18 августа форсировали Тобол, в сентябре шли тяжелые бои, в результате которых белые и красные встали в Кургане, по разным берегам. Иванов-Ринов вместо 18 тыс казаков собрал 7, 5 тыс (мобилизация в Сибири шла намного тяжелее, чем на Урале), наступал на Курган эффективно, но красных так и не выбил.

О боях в эти месяцы белая сторона пишет, что красное наступление почти захлебнулось, что белые были близки к перелому... Сложно сказать, как они были к нему близки. Но надо сказать, что именно в эти месяцы РККА с колчаковского фронта сняла 4 армии из 6, перебросив их на Деникинский фронт. У Колчака образовалась передышка, которую некоторые хотят представить успехом в борьбе с РККА.

Колчаковцы разлагаются, офицеров бьют свои же. Отступая по забитым дорогам, Белая Армия вынуждена освобождать себе путь от обывательских подвод силой, случались стычки - пишет комиссар Кучкин. Отступать мешали те, на чьей стороне воевал Колчак - "помещики-кулаки".
Да и поезд самого Колчака постоянно задерживали чехословаки, полностью контролировавшие ТрансСиб. Колчак днями и неделями пропускал их эшелоны, набитые российским добром (об этом подробнее ниже).



Следующей волны наступления колчаковцы не выдержали - фронт обрушился. Их армия отступала уже быстро, упорное сопротивление (описываемое белыми мемуаристами) частей за отдельные города и станции носили уже очаговый характер. Листовки Колчака о том, что тот или иной город отбит у красных, что на подмогу уже идут английская и французская армии - не действовали на бегущих.

Черчиль, отвечая на вопрос в своем Правительстве, говорил: «Красные за сотни миль, Омску ничего не угрожает». Почти одновременно с этими словами, 5 Армия РККА одним прыжком преодолела эту сотню миль. Омск взят за 14 ноября настолько неожиданно для многих, что были курьезы с белыми генералами, шедшими утром на службу, не подозревая о взятии города противником, считая, что неделя в запасе еще точно есть. Колчаковское Правительство покинуло город 10 ноября, годовщину «воцарения» Колчак встретил в пути, гонимый большевиками из своей столицы.

Следует, забегая вперед, сказать, что Правительство Колчака в Иркутске (как говорили белые) «склонилось в  розовую сторону» земства, предложило пост Верховного Правителя России передать Деникину. А 4 января 1920 года, после отречения Колчака, министры его Правительства бежали в Харбин и стали создавать Политическое Совещание - группу, претендующую на руководство в белоэмигрантском изгнании.
Но это будет через несколько месяцев.

Командарм 5 Эйхе: "Из соприкосновения с проивником не выходить". Одну за другой берут станции Татарск, Барабинск, Чулым. Новониколаевск взят 13 декабря вместе со складами Антанты и многочисленными специалистами-союзниками, мост через Объ почти не пострадал. На всех станциях красные встречали не только несчетное количество боеприпасов, брошенных паровозов и вагонов (ценность сами по себе, их жутко не хватало обоим армиям, не хватало и угля), не только бронепоезда (полезнейшая вещь, поскольку главные бои шли на узкой полоске сибирских территорий вокруг ТрансСиба и ЗА ТрансСиб). Красные встречали следы зверств, подавлений мятежей. Встречали мародерство, разгоревшееся незадолго до отступления Колчака, боролись с ним, в том числе и жесткими мерами. Встречали тысячи людей, пораженных тифом. РККА на данном этапе несла от тифа едва ли не большие потери, чем от противника. Боролись с тифом.

Красные проводили с населением разъяснительную работу, переубеждали, опровергали разрушительные слухи о коммунистах как бесах и дьяволах, несущих везде репрессии Церкви и верующих, загоняющих всех в "коммунию", до прихода РККА вели подпольную работу, организовывали восстания.
Подпольную работу вели и красные. Да и само население «проявляло инициативу». Против колчаковщины открылся «второй фронт» - партизанский.

АДМИРАЛЪ: История одной неудачи.
Часть 1: Памятники Колчаку http://rahmon17.livejournal.com/123827.html
Часть 2: Славные и забытые страницы биографии http://rahmon17.livejournal.com/124047.html
Часть 3: Революция обманула ожидания Колчака http://rahmon17.livejournal.com/124402.html
Часть 4: Политическая западня http://rahmon17.livejournal.com/124445.html
Часть 5: Переворот во благо Родины http://rahmon17.livejournal.com/124874.html
Часть 6: Расстрел в Омске членов Учредительного Собрания http://rahmon17.livejournal.com/125136.html
Часть 7: Фигурой в чьих руках оказался Колчак? http://rahmon17.livejournal.com/125197.html
Часть 8: Отношение Колчака к власти и демократическим процедурам http://rahmon17.livejournal.com/126169.html
Часть 9: "Реформы" "правительства" Колчака http://rahmon17.livejournal.com/131410.html
Часть 10: Крах агитпропа Колчака http://rahmon17.livejournal.com/136534.html

большевики, Колчак, 1917, Ленин, белые

Previous post Next post
Up