КРАЙНЕЕ СУЖДЕНИЕ ВКУСА

Apr 28, 2013 21:54

Пошлость в искусстве - вопрос старый, до сих пор, разумеется, не решённый. Но задавать вопрос: "вот это вот произведение, оно пошлое или нет?" задавать его себе и другим мы любим, потому что нам кажется, что уж мы-то этот вопрос... ну, уж если и не решим, то интуитивно отличим пошлое от... в общем, от всего остального. А не умеем иногда решить ( Read more... )

пошлость, китч, изостудия им. Жан-Поля, изо-попса

Leave a comment

Comments 15

nighteagleowl April 28 2013, 19:30:39 UTC
Несколько странно упрекать прерафаэлитов за фотографическую точность. Это как ругать Малевича за прямой угол его квадратов. Такая точность была предметом критики, однако она не есть синоним пошлости. Я не утверждаю что картина мне нравится, но пошлости в ней я не вижу... Больше похоже на фотографию - кто-то открыл дверь (свет в правом нижнем углу) и девушка вскочила.

PS.
Также представленная репродукция не очень качественная - баланс белого нарушен.

PS.PS.
А кубизм или абстракционизм... или даже натюрморт - может быть пошлым?

Reply

pankratiev April 28 2013, 19:45:58 UTC
Не очень понятно, к кому вы адресуете своё возражение.
Если ко мне, то скажу, что я различаю, например, китч и пошлость, даже два разных тега поставил. Китч я понимаю как нарочитую, специальную или даже отрефлексированную пошлость, то есть это уже, наверное и не пошлость вовсе, а стиль. Если стиля нет, то пошлость возможна.

Кубизм, абстракционизм - надо думать, что это стили. Тогда они не могут... но дело в том, что я для своего удобства вообще не считаю образцы кубизма и этого самого искусством.

Reply

nighteagleowl April 28 2013, 21:49:37 UTC
> Не очень понятно, к кому вы адресуете своё возражение.

Простите. Это больше мысли вслух, интересно ваше мнение.

> Кубизм, абстракционизм - надо думать, что это стили. Тогда они не могут... но дело в том, что я для своего удобства вообще не считаю образцы кубизма и этого самого искусством.

Вы меня подтолкнули к мысли, что прерафаэлиты - это скорее китч, где техника возведена на одну полку (но хотя бы не выше) с содержанием. По 'Офелии' Милле говорят можно ботанику изучать... Новый маньеризм. Поэтому записывать их в пошлость было бы, как мне кажется, неверно - этот критерий к ним уже не применим. А абстрактное искусство суть окончательная смерть искусства, где содержания нет (или, что тоже самое, содержание у каждого зрителя своё собственное). Пошлость интересно было бы искать именно внутри искусства.

И ещё - пошлость тоже ведь в каждом веке своя. Например, сейчас обнажённые красавицы Тициана висят в музеях, а 500 лет назад их вешали в свои спальни богатые одинокие мужчины.

Reply

pankratiev April 29 2013, 11:05:09 UTC
Да-да, своя, конечно, я это пытался отметить, сказав, что спустя 200 лет нам всё кажется "старым искусством", "старое" - как метка качества.

Что касается прерафаэлитов, они - явление относительно к нам близкое, поэтому к ним и счёт предъявляется другой. В целом - это, конечно, стиль, система! Но отдельные художники и произведения выпадают. Некоторые вниз, в пошлость, им просто не хватает художественности (можно писать трактат), а некоторые вверх, как любимый мной Климт, которого, впрочем, тоже нередко относят к пошлякам из-за золота. Вена от нас совсем близко.

Reply


avla April 29 2013, 01:59:32 UTC
Прочитал внимательно статью об этой картинке, скажу так: пошлость тут конечно есть, но какая-то она тонкая что ли. Для тех кто понимает язык символов. Ну что такое "часы под стеклянным колпаком"? для меня например они совершенно не символизируют никакого "kept status". Без всех этих пояснений я бы никогда не догадался что картина сильно пошлая, хотя что-то пошлое безусловно в ней есть и для меня: прежде всего это сильно "воодушевлённое" выражение лица героини, а также старательность завитушек, яркие краски.

Мне кажется что пошлость может быть куда более явной, как например описано в "Гекльберри Финне", один из моих любимым моментов, позвольте скопипастить длинную цитату:

"...На одной была нарисована женщина в узком черном платье, туго подпоясанная под мышками, с рукавами вроде капустных кочнов и в большой черной шляпе вроде совка с черной вуалью, а из-под платья видны были тоненькие белые ножки в черных, узеньких, как долото, туфельках, с черными тесемками крест-накрест. Она стояла под плакучей ивой, задумчиво опираясь правым локтем ( ... )

Reply

pankratiev April 29 2013, 10:52:46 UTC
За цитату спасибо, она более чем уместна ( ... )

Reply


arimotozuka May 17 2013, 10:14:08 UTC
возможно понятие пошлости связано с модой
сначала бывает что-то новое, модное и авангардное
потом оно постепенно распространяется везде и трансформируется в пошлость
старое оно выпадает из контекста времени, становится вне-моды, и поэтому пошлость уже становится непонятной.

то есть если и может быть что-то пошлое-на-все-времена - то это должно быть связано с самыми распространенными базовыми потребностями

вот цитата выше очень про то самое, пошлое-на-все-времена
а картина просто странная, честно говоря.

Reply

pankratiev May 17 2013, 14:32:14 UTC
Вы знаете, всё-таки "избитость", "тривиальность", "устарелость", да даже "тупость" - это ещё не пошлость. Все эти качества могут входить в состав чего-то, что в целом являет пошлость. Но по отдельности её не порождают.

Есть какая-то изюминка, искорка пошлости. Что в искусстве, что в жизни. В людях.

На уровне описания, но не объяснения, многие русские писатели, пошлость показали. Это какая-то ложность стремлений и неверность средств выражений.

Обычно пошляк выходит из маргинальной среды. Вроде окончил университет, а образованности всё равно не хватает. Вроде одевается как порядочный человек, а смысла приличной одежды и смысла хороших манер не понимает. Вроде уже поднялся из подлого сословия, но ещё не дотягивает до высшего свете... и т.д.

Reply

arimotozuka May 17 2013, 14:53:59 UTC
выходит пошлость это проявление некоего карго-культа, когда человек воспроизводит форму без содержания.

потом, вот избитость-тривиальность - что к ней должно приложить чтоб она стала пошлостью? м.б. _намерение_ или некую претензию?
то есть воплощенная пошлость неотделима от автора.

Reply

pankratiev May 17 2013, 15:27:16 UTC
Мне понравилась ваша аналогия с карго-культом - горячо! очень.
Особенно похоже тем, что когда сам отправляющий культ думает, что священнодействует, а носители культуры-источника только морщатся и смеются.

И "намерение" и "претензия", всё это очень правильные характеристики, примерно в таком духе характеризовал предмет Набоков.

И тем не менее, универсальной модели пошлости никто не предложил, а если бы предложил, боюсь, что она бы тоже была... пошлой.

По опыту знаю, что есть совсем неуловимые образцы и носители пошлости. Просто, как просветление наступает и ты видишь - это пошлость.

Это похоже на то, как Хемингуэй делил дураков на летних и зимних. Зимний дурак подходит к вашему дому, долго стучит палкой в дверь, пока услышат, потом входит, долго снимает шубу, потом шапку, потом толстый свитер, и только теперь вы видите, что он - дурак. Летний дурак идёт себе в тёплый день в маечке, и всем за версту видно, что он дурак.

Reply


The Awakening Conscience, 1853 livejournal February 18 2015, 05:46:57 UTC
User duchifat referenced to your post from The Awakening Conscience, 1853 saying: [...] http://pankratiev.livejournal.com/374558.html [...]

Reply


Leave a comment

Up