Пошлость в искусстве - вопрос старый, до сих пор, разумеется, не решённый. Но задавать вопрос: "вот это вот произведение, оно пошлое или нет?" задавать его себе и другим мы любим, потому что нам кажется, что уж мы-то этот вопрос... ну, уж если и не решим, то интуитивно отличим пошлое от... в общем, от всего остального. А не умеем иногда решить просто потому, что мы не искусствоведы и не имеем ловкости говорить на эту тему много и красиво.
Ладно, отличить пошлое от непошлого - может и договоримся, а вот слабо - выбрать саму пошлую картину, скажем, за последние 200 лет, а? Более старые картины брать в рассмотрение уже нет смысла, потому что они принадлежат уже другому культурному контексту, и вещи даже сомнительного качества кажутся нам всё равно художественно ценными, просто оттого что они - старые. Итак за последние 200 лет! Я бы не взялся, ведь кандидатов будет слишком много.
А вот уважаемый
shkrobius приводит пример такой картины.
ХУДШАЯ КАРТИНА 19-го ВЕКА
Достичь совершенства в пошлости сложно: для этого нужен недюжинный талант. Пакостных картин, разумеется, миллионы, но такое искусство недолговечно. Чтобы потомки бережно хранили шедевр в столичных музеях, нужно нечто, переворачивающее внутренности. К чести 19-го века, он смог произвести одно такое полотно: "Пробуждающаяся совесть" кисти Вильяма Холмана Ханта.
Тут гармонирует все: и задумка, и композиция, и цвет, и мельчайшие детали:
...The woman's clasped hands provide a focal point and the position of her left hand emphasizes the absence of a wedding ring. Around the room are dotted reminders of her "kept" status and her wasted life: the cat beneath the table toying with a bird; the clock concealed under glass; a tapestry which hangs unfinished on the piano; the threads which lie unravelled on the floor; the print of Frank Stone's Cross Purposes on the wall; Edward Lear's musical arrangement of Tennyson's poem "Tears, Idle Tears" which lies discarded on the floor, and the music on the piano, Thomas Moore's "Oft in the Stilly Night", the words of which speak of missed opportunities and sad memories of a happier past. The discarded glove and top hat thrown on the table top suggest a hurried assignation. Пожалуй, и поныне остается непревзойденным образцом.
Художник хотел как лучше, но неуместно изобразил ненужные детали и слишком подробно, отчего потерялась целостность и цельность... художник хотел добавить морали, но в силу ограниченности своего горизонта впал ненужное нравоучение. Всё фальшиво, неубедительно.
А бывает, автор хочет быть патриотичным, или современным и даже авангардным, или наоборот, хочет выступить как придворный художник, но двора-то уж давно нет... ну, вы поняли.
Остаётся вопрос, как! неужели "Совесть" Ханта - это самая-самая?! Что-то мне кажется, что есть и покруче. Как насчёт нашего портретиста Шилова? академика Глазунова? любимца дев гламурных Никаса Сафронова, в конце концов? Может, у вас есть свой кандидат на первое место?