Пошлость в искусстве - вопрос старый, до сих пор, разумеется, не решённый. Но задавать вопрос: "вот это вот произведение, оно пошлое или нет?" задавать его себе и другим мы любим, потому что нам кажется, что уж мы-то этот вопрос... ну, уж если и не решим, то интуитивно отличим пошлое от... в общем, от всего остального. А не умеем иногда решить
(
Read more... )
Вы, так сказать, добавили феноменологии в обсуждение, добавили конкретных описаний. Их мы с вами знаем много.
А вот с моделью "пошлость в искусстве" дело обстоит гораздо хуже. Не зря на пошлости, как известно, повёрнута именно русская высокая культура. Другие-то европейцы особенно не заморачиваются, почитая известные образцы чем-то вроде "культуры для простаков" - нашёлся и на неё покупатель, ну и ладушки. Каждый может культивировать свои интересы и представления.
А вот у нас не так, ищем модель. Хотим репрессии! Но на теоретическом описании пошлости в общем-то обломались даже и Чехов, и Набоков. А вот Пушкин, кажется, попросту не различал такого явления! И я даже с дикой смелостью сказал бы, что тогда его и не было. Была народная культура, которая по определению не может быть пошлой, поскольку традиционна, мифологична, космична и что там ей ещё полагается по культур-антропологии. И сразу в двух шагах (от Арины Родионовны) - культура классическая. Третьему сословию приходилось тыкаться или вверх, к нобилям, или вниз, к поселянам Леви-стросса, которые обязаны нести и воспроизводить мифологию.
Но где-то на ярмарках уже появлялись грамотеи, которые изготавляли своих "дам и кавалеров у озера с лебедями", которые иногда, очень редко были чем-то маргинальным. Вот они, предвестники будущей попсы, ну и пошлости, конечно. Малообразованные грамотеи!
Reply
Leave a comment