Пошлость в искусстве - вопрос старый, до сих пор, разумеется, не решённый. Но задавать вопрос: "вот это вот произведение, оно пошлое или нет?" задавать его себе и другим мы любим, потому что нам кажется, что уж мы-то этот вопрос... ну, уж если и не решим, то интуитивно отличим пошлое от... в общем, от всего остального. А не умеем иногда решить
(
Read more... )
Мне кажется что пошлость может быть куда более явной, как например описано в "Гекльберри Финне", один из моих любимым моментов, позвольте скопипастить длинную цитату:
"...На одной была нарисована женщина в узком черном платье, туго подпоясанная под мышками, с рукавами вроде капустных кочнов и в большой черной шляпе вроде совка с черной вуалью, а из-под платья видны были тоненькие белые ножки в черных, узеньких, как долото, туфельках, с черными тесемками крест-накрест. Она стояла под плакучей ивой, задумчиво опираясь правым локтем на могильный памятник, а в левой руке держала белый платок и сумочку, и под картинкой было написано: “Ах, неужели я больше тебя не увижу?!” На другой - молодая девушка с волосами, зачесанными на макушку, и с гребнем в прическе, большим, как спинка стула, плакала в платок, держа на ладони мертвую птичку лапками вверх, а под картинкой было написано:
“Ах, я никогда больше не услышу твоего веселого щебетанья!” Была и такая картинка, где молодая девица стояла у окна, глядя на луну, а по щекам у нее текли слезы; в одной руке она держала распечатанный конверт, с черной печатью, другой рукой прижимала к губам медальон на цепочке, а под картинкой было написано: “Ах, неужели тебя больше нет?! Да, увы, тебя больше нет!” Картинки были хорошие, но мне они как-то не очень нравились, потому что если, бывало, взгрустнется немножко, и от них делалось еще хуже. Все очень жалели, что эта девочка умерла, потому что у нее была начата еще не одна такая картинка, и уже по готовым картинкам всякому было видно, как потеряли ее родные. А по-моему, с ее характером ей, наверное, куда веселей на кладбище. Перед болезнью она начала еще одну картинку - говорят, самую лучшую - и днем и ночью только о том и молилась, чтобы не умереть, пока не кончит ее, но ей не повезло: так и умерла - не кончила.
На этой картинке молодая женщина в длинном белом платье собиралась броситься с моста; волосы у нее были распущены, она глядела на луну, по щекам у нее текли слезы; две руки она сложила на груди, две протянула перед собой, а еще две простирала к луне. Художница хотела сначала посмотреть, что будет лучше, а потом стереть лишние руки, только, как я уже говорил, она умерла, прежде чем успела на чем-нибудь окончательно остановиться, а родные повесили эту картинку у нее над кроватью и в день ее рождения всегда убирали цветами. А в другое время картинку задергивали маленькой занавесочкой.
Вот это я понимаю пошлость, здесь она уже безусловная.
Ну а что касается Глазунова с его святыми стоящими рядами и тальковым, то это уже такая пошлость что даже и не пошлость а просто угар какой-то, не знаю как и назвать, но видимо для образованного европейского художника это всё далеко за границами "культурного контекста", не о чем и говорить.
Reply
Вы, так сказать, добавили феноменологии в обсуждение, добавили конкретных описаний. Их мы с вами знаем много.
А вот с моделью "пошлость в искусстве" дело обстоит гораздо хуже. Не зря на пошлости, как известно, повёрнута именно русская высокая культура. Другие-то европейцы особенно не заморачиваются, почитая известные образцы чем-то вроде "культуры для простаков" - нашёлся и на неё покупатель, ну и ладушки. Каждый может культивировать свои интересы и представления.
А вот у нас не так, ищем модель. Хотим репрессии! Но на теоретическом описании пошлости в общем-то обломались даже и Чехов, и Набоков. А вот Пушкин, кажется, попросту не различал такого явления! И я даже с дикой смелостью сказал бы, что тогда его и не было. Была народная культура, которая по определению не может быть пошлой, поскольку традиционна, мифологична, космична и что там ей ещё полагается по культур-антропологии. И сразу в двух шагах (от Арины Родионовны) - культура классическая. Третьему сословию приходилось тыкаться или вверх, к нобилям, или вниз, к поселянам Леви-стросса, которые обязаны нести и воспроизводить мифологию.
Но где-то на ярмарках уже появлялись грамотеи, которые изготавляли своих "дам и кавалеров у озера с лебедями", которые иногда, очень редко были чем-то маргинальным. Вот они, предвестники будущей попсы, ну и пошлости, конечно. Малообразованные грамотеи!
Reply
Leave a comment