КРАЙНЕЕ СУЖДЕНИЕ ВКУСА

Apr 28, 2013 21:54

Пошлость в искусстве - вопрос старый, до сих пор, разумеется, не решённый. Но задавать вопрос: "вот это вот произведение, оно пошлое или нет?" задавать его себе и другим мы любим, потому что нам кажется, что уж мы-то этот вопрос... ну, уж если и не решим, то интуитивно отличим пошлое от... в общем, от всего остального. А не умеем иногда решить ( Read more... )

пошлость, китч, изостудия им. Жан-Поля, изо-попса

Leave a comment

avla April 29 2013, 01:59:32 UTC
Прочитал внимательно статью об этой картинке, скажу так: пошлость тут конечно есть, но какая-то она тонкая что ли. Для тех кто понимает язык символов. Ну что такое "часы под стеклянным колпаком"? для меня например они совершенно не символизируют никакого "kept status". Без всех этих пояснений я бы никогда не догадался что картина сильно пошлая, хотя что-то пошлое безусловно в ней есть и для меня: прежде всего это сильно "воодушевлённое" выражение лица героини, а также старательность завитушек, яркие краски.

Мне кажется что пошлость может быть куда более явной, как например описано в "Гекльберри Финне", один из моих любимым моментов, позвольте скопипастить длинную цитату:

"...На одной была нарисована женщина в узком черном платье, туго подпоясанная под мышками, с рукавами вроде капустных кочнов и в большой черной шляпе вроде совка с черной вуалью, а из-под платья видны были тоненькие белые ножки в черных, узеньких, как долото, туфельках, с черными тесемками крест-накрест. Она стояла под плакучей ивой, задумчиво опираясь правым локтем на могильный памятник, а в левой руке держала белый платок и сумочку, и под картинкой было написано: “Ах, неужели я больше тебя не увижу?!” На другой - молодая девушка с волосами, зачесанными на макушку, и с гребнем в прическе, большим, как спинка стула, плакала в платок, держа на ладони мертвую птичку лапками вверх, а под картинкой было написано:
“Ах, я никогда больше не услышу твоего веселого щебетанья!” Была и такая картинка, где молодая девица стояла у окна, глядя на луну, а по щекам у нее текли слезы; в одной руке она держала распечатанный конверт, с черной печатью, другой рукой прижимала к губам медальон на цепочке, а под картинкой было написано: “Ах, неужели тебя больше нет?! Да, увы, тебя больше нет!” Картинки были хорошие, но мне они как-то не очень нравились, потому что если, бывало, взгрустнется немножко, и от них делалось еще хуже. Все очень жалели, что эта девочка умерла, потому что у нее была начата еще не одна такая картинка, и уже по готовым картинкам всякому было видно, как потеряли ее родные. А по-моему, с ее характером ей, наверное, куда веселей на кладбище. Перед болезнью она начала еще одну картинку - говорят, самую лучшую - и днем и ночью только о том и молилась, чтобы не умереть, пока не кончит ее, но ей не повезло: так и умерла - не кончила.
На этой картинке молодая женщина в длинном белом платье собиралась броситься с моста; волосы у нее были распущены, она глядела на луну, по щекам у нее текли слезы; две руки она сложила на груди, две протянула перед собой, а еще две простирала к луне. Художница хотела сначала посмотреть, что будет лучше, а потом стереть лишние руки, только, как я уже говорил, она умерла, прежде чем успела на чем-нибудь окончательно остановиться, а родные повесили эту картинку у нее над кроватью и в день ее рождения всегда убирали цветами. А в другое время картинку задергивали маленькой занавесочкой.

Вот это я понимаю пошлость, здесь она уже безусловная.

Ну а что касается Глазунова с его святыми стоящими рядами и тальковым, то это уже такая пошлость что даже и не пошлость а просто угар какой-то, не знаю как и назвать, но видимо для образованного европейского художника это всё далеко за границами "культурного контекста", не о чем и говорить.

Reply

pankratiev April 29 2013, 10:52:46 UTC
За цитату спасибо, она более чем уместна.
Вы, так сказать, добавили феноменологии в обсуждение, добавили конкретных описаний. Их мы с вами знаем много.

А вот с моделью "пошлость в искусстве" дело обстоит гораздо хуже. Не зря на пошлости, как известно, повёрнута именно русская высокая культура. Другие-то европейцы особенно не заморачиваются, почитая известные образцы чем-то вроде "культуры для простаков" - нашёлся и на неё покупатель, ну и ладушки. Каждый может культивировать свои интересы и представления.

А вот у нас не так, ищем модель. Хотим репрессии! Но на теоретическом описании пошлости в общем-то обломались даже и Чехов, и Набоков. А вот Пушкин, кажется, попросту не различал такого явления! И я даже с дикой смелостью сказал бы, что тогда его и не было. Была народная культура, которая по определению не может быть пошлой, поскольку традиционна, мифологична, космична и что там ей ещё полагается по культур-антропологии. И сразу в двух шагах (от Арины Родионовны) - культура классическая. Третьему сословию приходилось тыкаться или вверх, к нобилям, или вниз, к поселянам Леви-стросса, которые обязаны нести и воспроизводить мифологию.

Но где-то на ярмарках уже появлялись грамотеи, которые изготавляли своих "дам и кавалеров у озера с лебедями", которые иногда, очень редко были чем-то маргинальным. Вот они, предвестники будущей попсы, ну и пошлости, конечно. Малообразованные грамотеи!

Reply


Leave a comment

Up