Начало жизни (1985 г)

Aug 26, 2013 14:29


Полчаса на автобусе, час пешком  по живописной дороге через тайгу - и вы оказываетесь в чудесном уголке сибирской природы. Красноярские «Столбы» известны на весь мир. Миллионы лет назад раскалённая магма прорвала толщу земной коры и застыла в форме удивительных образований. Мягкие осадочные породы разрушило дождями и ветром, а скалы из твёрдого сиенита гордо поднялись над вечнозелёным морем тайги. Здесь испокон веку любят отдыхать красноярцы. «Столбы» - отличное место подготовки скалолазов. По традиции, столбисты лазают по утёсам без страховки. Именно поэтому они двигаются всегда аккуратно, продуманно. Любая оплошность может стоить жизни. Для столбистов характерны ловкость, гибкость, отличная координация движений, безупречное чувство равновесия, а также оптимизм и бескорыстие.
Первый поход по Тянь-Шаню показал моё неумение владеть духом и телом. Значит, путь один - через «Столбы». Вперёд! Лучше поздно, чем никогда. Отец в молодости был столбистом, чем я хуже? Крепить времён связующую нить…
Начал я в тёплый, будний день. Возле Первого Столба малолюдно. Двое с верёвками поднимаются по вертикальной стене, которая сразу же кажется мне ужасающей. Нет, это пока не для меня. Возле Слоника парень в драной штормовке пытался подняться на «хитрушку». Так называются небольшие, но очень сложные камни. Стенка крутая, зацепки крохотные. Парень срывался раз за разом и всё приговаривал:
- Девяносто два… девяносто три…
Он считал попытки… Я прошёл дальше. С чего начать? Пахло тёплой хвоей. Сквозь сосновые ветви проглядывал могучий Второй Столб. Издали понятно, что и он не для новичков. Подошёл к Первому со стороны хода под названием Международный. Люди чаще всего лазят именно здесь. С виду легко.
Натянув старые кеды, и я полез на этот утёс. Хорошо видны ходы столбистов: лишайник, покрывающий скалы, там стёрт, по тёмному камню тянутся светлые полосы. По таким вышарканным следам я и пошёл, но уже на высоте десятка метров мне стало страшновато. Пришлось прижаться к скале… Ноги предательски подгибались. Схватился за камень и отпускать не хочу. Задумался.
Рядом поднимались двое парней. Один из них то и дело испуганно приседал и прижимался к скале. Наверняка тоже новичок. Когда он бросал тоскливый взгляд на далекую уже землю, глаза его округлялись. Приятель, более опытный, почувствовал затруднение и сказал:
- А ты выпрямись.
Тот недоверчиво улыбался, не решаясь встать. Этот совет подходит и для меня. Разжать руки было страшно… Но сколько можно на четвереньках-то стоять? Мы медленно разогнулись. Поза оказалась гораздо более устойчивой! Свершилось чудо! Мы пошли по скалам, как по мостовой, правда, в разные стороны. Я стеснялся своей неловкости. Поднялся по катушке на площадку и остановился. Цепочка белых следов-ямок вела вверх, но я с таких крохотных и скользких ступенек точно сверзился бы. Позже я узнал, что этот ход назывался Тараканий Лобик. Я принялся искать другой путь. Спустился на землю, оценил стену со стороны Слоника. Ходы прекрасно различимы, но только какие-то они вертикальные, не для новичков. Подошёл со стороны Второго Столба. Тоже круто, зато щелей много. Полез. Крепко заклиниваясь в этих щелях, поднялся до раскидистой сосны, растущей прямо на скале. Дальше путь на вершину был прост и очевиден. Вот и макушка. Мысленно поздравил себя с первым восхождением, пошёл назад. Примерно до середины добрался нормально. А потом задумался на тему: где же мой ход? Запомнил только направление. Тупо осматриваю скалу. Где же я вылез? Помнится, через дырку пробирался… Поплутав немного по утёсу, нашёл-таки знакомые камни. Спустился тем же путём. Ход тот назывался - Змеиная Голова, и он не самый простой.
Первая победа не только вдохновила меня на следующие восхождения, но и научила осмотрительности. Теперь я жадно наблюдал за другими столбистами: где и как они лазят. За месяц исследований и тренировок мне удалось освоить десятки больших и малых ходов на Первом и Четвёртом Столбах. Такие сложные скалы, как Перья, Дед и Второй Столб оставались для меня пока недоступными. Дела пошли гораздо успешнее, когда познакомился с опытными столбистами. Мне было неудобно признаваться, что я такой взрослый, бородатый, а всё ещё неуклюж и слаб, и к тому же не знаю элементарных ходов. Однако столбисты, все до единого, оказались отличными ребятами. Быстро оценив мои способности, они выбирали наиболее подходящий лаз. А уж природа сама подсказывала способы преодоления разных препятствий.
- Самое главное, - говорили столбисты, - это вовремя почувствовать границу своих сил. Наступит момент, когда ты почувствуешь, что скала тебя держит, как асфальт. И ты полезешь напропалую, и сорвёшься, потому что высокая техника оттачивается годами. Через это все проходят.
…Тот парень в изношенной штормовке продолжал штурмовать «хитрушку»:
- Двести сорок шесть… двести сорок семь…
Стало быть, ещё и настырность нужна. Терпения у меня хватало. И я тоже полез по всем «хитрушкам» и скалам. Настойчивые тренировки творили с моим телом чудеса: мышцы налились крепостью, суставы обрели гибкость, я перестал бояться высоты и усталости. Пальцы обрели непривычную цепкость. Именно так и должен ощущать себя любой здоровый человек. Чувство молодого, послушного тела опьяняло. Оказывается, в нас таятся такие возможности! Я готов был лазить бесконечно.
Все столбисты ходили по скалам в остроносых галошах. Про скальные туфли мы тогда ещё ничего и не слышали. Галоши-то были дефицитом. Мне с трудом удалось приобрести пару. В такой обуви лазить - совсем другое дело! Галоши отлично держали меня на катушках, в них удобно было наступать даже на маленькие ступеньки. Мне удалось в одиночку пройти Хомутом на Деда, освоить ходы Колокол, Труба, Шахта, Тараканий Лобик, Вопрос, Обелиск, Сарачёвка, Свобода, Леушинский. Куда бы я ни ставил галошу, она прилипала к скале намертво. И я в полном восторге начал лазить, где попало и как попало, иной раз даже под ноги не смотрел. Забыл, о чем меня предупреждали… Срыв был полной неожиданностью. Пролетел я всего два метра, так что мне ещё повезло. Так ушиб колено, что хромал целый месяц. Но всё равно лазил. Растянул руку. Ничего, этим меня не остановишь. Важно не то, что потерял, а то, что осталось. Одна нога и одна рука, не так мало. Продолжил. Невзирая. Но теперь я уже смотрел, куда ноги ставить. Вероятно, все болезни даются нам для осмысления. Одна травма научила меня на всю жизнь.
- Триста шестнадцать, триста семнадцать… Есть!
Тот парень одолел-таки «хитрушку». А я продолжал штурмовать:
- Четыре, пять, шесть…
Меры я не знал. К «хитрушкам» подходил сотни, тысячи раз. На Блоху забрался с третьей попытки. С Турника срывался раз сорок. Ходы Арфа, Ухо, Чипчик и Кровосос потребовали целого лета. На ход Зверевский я первый раз потратил 20 минут, а через год успевал за 3 минуты подняться и спуститься. Некоторые «хитрушки», правда, так и не сумел покорить. Например, камень Мечта. Потому он так и называется. Мечта каждого столбиста: подняться на этот камень.
Частенько встречал я новичков, желающих подняться на скалы. С первого взгляда я определял степень их подготовки и предлагал оптимальный ход. Помнил, как меня водили…
Ещё мне хорошо удавались прыжки. Первый раз спускался по Трамваю медленно и с опаской. Через неделю быстро и к тому же вниз головой. Потом нырял туда с разбега. Некоторые лазы наловчился проходить только ногами, держа в руках ведро с водой. Вот это кайф. А Тараканий Лобик, перед которым я когда-то отступил! Теперь я лазил по нему днём и ночью, в кедах, в галошах и босиком, вверх и вниз, вдоль и поперёк, зимой и летом, под дождём и с завязанными глазами. И даже все это одновременно. Смешно и странно было вспоминать, что ещё недавно меня пугала высота пятого этажа, я не мог подтянуться на одной руке, не мог поставить ногу даже на уровень пупа. Не говоря уж про холод или тяжести…«Столбы» избавили меня от хворей и научили относиться к себе с уважением. Началась новая жизнь.
Новая жизнь!!


Массив Такмака. Красноярские Столбы, Такмаковский район.



Босиком лазить по скалам удобнее, чем в кедах. Лучше скалу чувствуешь. Правда, так можно лазить только по относительно простым участкам. Для прохождения сложных катушек рекомендую всё же калоши или скальные туфли. Для длинных прыжков необходима обувь с толстой подошвой.  Вопрос обуви для столбиста - важнейший. От качества обуви зависит жизнь.



Спускаюсь с вершины скалы Второй Столб. Здесь вполне хватает 96 метров верёвки. Не пытайтесь это повторить без нужной подготовки.



Лаз Вопросик проходит моя ученица. Всех новичков я пускаю на скалы только со страховкой. Это место - сложное. Снимок сделан сверху вниз.



Прохожу лаз Левый Баламут. У столбистов этот ход считается простым. Здесь можно лазить даже в кедах.




Эта техника называется - лазание на откидке. Спортивные люди овладевают этим приёмом сразу, за полторы секунды.



Прохожу лаз, который называется Карман счастья. Снимок сделан недавно, сейчас я уже старый и толстый, а тогда у меня фотика не было...



Снимок сделан зимой, со скалы Четвёртый Столб

Другие рассказы из этой книги:

- Охота на шатуна (1979)
- Предтеча (1984)
- Начало жизни (1985)
- Схватка за ведро (1985)
- В закрытой зоне (1986 г)
- На медведя с тазиком (1986 г)
- Столбисты (1986 г)
- Ужасы рая (1986 г)
- Жареные гвозди (1987 г)
- Спелеосекция (1987 г)
- Нормальные и мы (1987 г)
- Кошмарный Слоник (1987 г)
- Рейд КСО (1987)
- Встреча с Летающим крокодилом (1987)
- Спасы (1987 г)
- Кубинка (1987 г)
- Охота пуще неволи (1987 г)
- Зверева (1985-1989 гг)
- Очкарик (1985-1989 гг)
- Сиенит (1986-1992 гг)
- Зуб за зуб (1987 г)
- Случай в Леушинском (1987)
- На слух (1987)
- Экзамен на Чёрной Сопке (1987)
- Знаменитый гак, а китайцы в холодильнике (1987)
- Куски шампанского (1988)
- Не моргнув глазом (1988)
- Шнуроманы (1988)
- Китайцы с чайником (1988)
- Спурт (1988)
- Всё-таки она визжит! (1988)
- Ломизм (1988 г)
- В западне (1988 г)
- Неугомонные (1988 г)
- Месть Белого Спелеолога (1988 г)

Россия, Красноярские Столбы, фото, интересные места России, фотография

Previous post Next post
Up