Столбисты (1986) Рассказ

Aug 30, 2013 14:34




Сто лет назад мы ходили в широких шароварах, подпоясавшись длинным красным кушаком. На голове какая-нибудь яркая шапка, зачастую с рогами или просто небывалого покроя. Отдыхающие граждане, завидев нас впервые, порой испуганно шарахались, принимая за сумасшедших. Их можно понять… А костюмы те были не ради маскарада. Свободные шаровары не стесняли движений, кушак использовался вместо верёвки, а по яркой шапке можно было легко найти столбиста на фоне скал. Обязательные атрибуты столбизма: веселье, шутки, розыгрыши, песни, лазанье без страховки, артистизм. Как лазили на популярный камень Слоник! Собирается разноцветная толпа. Желающим посоревноваться завязывают глаза, суют в рот ложку, в неё кладут сырое яйцо. Пошёл! Самым ловким удавалось добраться до самого верха, но после десятого, а тем более, двадцатого столбиста, камень так покрывался скользким слоем разбитых яиц, что уже и с открытыми глазами не подняться… За полтора века в столбизме появились и укрепились традиции, возникла своя субкультура, даже своеобразный язык. В последнее время, костюмы, конечно, изменились. Хотя и сейчас ещё можно встретить кого-нибудь в феске с кисточкой и в жилетке с бубновым тузом на спине. Кушаки, шаровары и странные шапки исчезли, но суть наша сохранилась.
Наверное, нет такой силы, которая остановила бы нас. Один известный столбист вернулся с войны без руки. Продолжал ходить сложнейшими лазами! Другой пришёл без ноги. Прислонил костыли к скале и полез…
Столбисты строили в тайге небольшие уютные избушки: «Дырявая», «Музеянка», «Грифы», «Эдельвейс», «Беркутянка», «Голубка» и десятки других. И не лень было тащить по таежным тропам кирпичи, цемент, стекла, печки-буржуйки… Когда начались стычки между столбистами и властями, когда заполыхали в тайге избушки, кто-то вывел на заснеженном Слонике надпись: «Столбизм не растоптать сапогом фашиствующей администрации!». В Британском королевском музее хранится уникальный экспонат - галоши столбиста. Мундир лесника англичан почему-то не заинтересовал.
Во всякий выходной день скалы усеяны столбистами и просто отдыхающими. В тёплые дни народу просто тьма. Новичок может попросить любого столбиста помочь ему подняться на скалу: нет проблем. Хоть кого поднимем. Некоторые новички пугаются высоты и крутизны, заявляют, что тут скользко, вертикально, залезть никак невозможно. Таким рассказывают, что на Первый Столб даже корову завести можно. Действительно, был такой случай. Ох, как мычала бедняжка! Буренка и не мечтала о спорте, а тут вдруг отвесы под копытом… Другой раз толстяка затаскивали. Мужик очень переживал:
- Ребята, крепче верёвку держите, во мне сто двадцать килограммов! Крепче! Не уроните…
Ха! Что такое толстый мужик после коровы? На вершине утёса, следуя давней традиции, новичка бьют калошей по пятой точке. Новичок благодарит за посвящение. Считается, что после такой процедуры с этой скалы человек уже не сверзится. Но есть тут и другие скалы, всего около сотни.
Одна из самых красивых скал Столбов - Перья. На её вершину ведут примерно одиннадцать ходов. Но спускаться все стараются одним, Шкуродёром. Нужно точно определить место спуска в глубокой щели. Слишком вглубь уйдёшь - застрянешь, слишком наружу - вылетишь.
Как застревают, я уже видел. Забоялся один мужик в широкое место выходить, полез по узкому. И остановился. Висит между небом и землёй, спереди и сзади скалами подпёртый. Заклинился так, что даже дышит с трудом. Хорошо, что столбисты рядом оказались, не дали мужику помереть. Принялись выковыривать его из щели. Один рядом пристроился, за руку наружу вытягивает, а остальные по очереди ему на плечи прыгают. От каждого удара тело мужика съезжает на метр вниз и немного в сторону. Бедняге больно, а он даже кричать не может, так грудную клетку сдавило. Удар, стон, шуршание. Всего за час выколупали. Скучно не было.
Лазили мы весёлой компанией по скалам, обычно по несколько дней. Продукты кончаются. Так не хочется в город идти, время терять! В таких случаях я устраивал показательные спуски по Шкуродёру. Только завижу экскурсию, снимаю с пояса галоши. Экскурсоводы просто счастливы. Одно дело на пальцах объяснять, кто такие столбисты, как они лазят и зачем им галоши, другое - на живом примере. Любознательные экскурсанты подходят, просят дать галоши пощупать, норовят рядом сфотографироваться. Мои штормовка и штаны, состоящие преимущественно из лохмотьев, очень экзотичны. Потом заскакиваю на вершину и прыгаю в Шкуродёр. Метров пятнадцать полёта! От локтей только кусочки ткани отлетают! Не возбраняется, конечно, и медленно съезжать, но лететь куда приятнее! Собственно, многие лазят сюда только ради стремительного, захватывающего дух, спуска. Зрители внизу в экстазе: кто за сердце хватается, кто аплодирует. В этот момент уместно скромно поклониться и заявить:
- Между прочим, я голодный.
Обычно двух полётов бывает достаточно, чтобы прокормить группу. Но однажды я был, наверное, слишком голодным. Прыгнул немного левее обычного. Скорость жуткая, торможение почему-то слабое. Расставляю локти, а скал-то и нет! Наружу вылетел. «Ну, - думаю, - это мой последний прыжок». Приземлился удачно, на ноги. Что я наговорил восторженным зрителям, уже не помню, в таком состоянии был… Но продуктов столько дали, что сумку едва поднял. Иногда, конечно, и по-другому пролетал. Подходишь, голодный, к Перьям, а там уже трое таких орлов по Шкуродёру парят, только пух по воздуху носится.
Не беда! Голь на выдумку хитра. Беру в «Живом уголке» ведро, набираю холодной ключевой воды и забираюсь на вершину Первого Столба. В жаркий день, да ещё по скалам пробежавшись, очень пить хочется. Пожалуйста! Ковшик пять копеек. Нету денег - пей так. Главное ведь не деньги, а забраться на скалу с тяжёлым ведром в руке. Да и зарядка хорошая: десять раз поднялся, два километра по вертикали набрал.
Что касается воды на скалах, то всех переплюнул, безусловно, Дефицит. Он своё прозвище оправдывал на все сто! К массиву Первого Столба примыкает большой утёс, называемый Коммунаром. Ходы на его вершину - сложнейшие. Зверева рассказывала, что в 1957 году во всём мире насчитывалось только десять человек, способных подняться на него. Да и сейчас таких смельчаков немного. На огромной высоте находится головоломная катушка, с которой нужно переходить в вертикальную щель. Даже опытные столбисты ходят там предельно аккуратно. А что Дефицит удумал? Повесил на шею орущий транзистор, взял в руку трёхлитровую банку с водой и полез на Коммунар! Все только рты открыли. А этот сорвиголова лезет, да ещё в такт музыке задом шевелит, вроде как пританцовывает. Залез ведь. Сидит на вершине Коммунара, воду пьёт. Ему, видите ли, жарко стало.
А вот идёт по скале парень, раскрыв над головой ветхий зонтик. Дырявым назвать его мало. От зонтика лишь каркас остался с обрывками ткани. Издали видно: наш человек!  Другой ходит с домашней кошкой. Столбист позаботился о меньшом брате, обвязал толстой верёвкой. С такой страховкой кошке никакие отвесы не страшны! Думаете, это просто цирк? На самом деле эти люди вводят ограничения, они лазят, пользуясь лишь одной рукой.
Ну, а цирк показать, это же само собой! Подходит ко мне Юра и говорит, чтобы все слышали:
- Товарищ столбист, помогите мне на вершину подняться. Эти скалы я первый раз вижу, мне бы страховку.
К удовольствию публики, лезем мы по Зверевскому. Площадка для зрителей удобная, ход почти до конца виден. Народ волнуется, некоторые даже кричат:
- Что же вы делаете?!
Это они заметили особенности нашей страховки! А я на Юркину шею петлю накинул… Если же кто ещё не понял, Юра делает вид, что срывается. Петля душит его, он громко хрипит, театрально выпучивает глаза и показывает язык. Напрягая верёвку, я надёжно удерживаю товарища… Когда хотя бы с одной зрительницей делается истерика, мы считаем программу выполненной. Удовлетворённо отдышавшись на вершине, прыгаем в Шкуродёр, желательно вниз головой, и поджидаем следующую публику. Удовольствия столько, что на полгода вперед счастлив. Рядом другая компания столбистов показывает номер не хуже. Экскурсовод приостанавливает группу и говорит:
- О, сейчас опять Ваську будут со скалы сбрасывать!
На вершине утёса, действительно, шум борьбы и отчаянный крик:
- Не буду я прыгать! А-а-а!
Все нервно оглядываются. О, ужас! С вершины скалы падает человек! Публика в шоке, даже парики дыбом встают. Пролетев метров пятнадцать, несчастный тяжело ударяется о землю. Там, за камнем, не видать: вдребезги Васька разбился или… Но тут он сам выскакивает из-за камня и грозит товарищам кулаком:
- Если ещё раз сбросите, я больше с вами лазить не буду!
Экскурсовод успокаивает ошеломлённых зрителей:
- Да вы не волнуйтесь! Его каждую неделю тут сбрасывают, он уже привык!
- Дикий народ!..
А шутники чуть не визжат от восторга. Они спускаются вниз, в яму, из которой выскакивал Васька, вытаскивают оттуда муляж, набитый тряпками, снова поднимают его на скалу, а Васька, одетый так же, как и муляж, сидит в яме. Главное для него - следить, как бы этим муляжом не прибило. Ну, и выпрыгивать надо вовремя, пока у публики не сделался разрыв сердца.
Столбы - это особый мир, это пространство доброты и романтики. Главное, для нас полазить, молодецкую удаль показать, повеселиться, повыпендриваться, поймать кайф от высоты и свободы. Нам есть что противопоставить серой обыденности. Так и живём. И впредь будем.
1.

Один из моих сыновей калошует новенькую. Традиция продолжается.
2.

Камень Мечта. Немногим удалось пройти вот так.

3.

Непогода, снегопад, град. Княжна выполняет "ласточку" на краю обрыва. Не вздумайте повторять такой трюк без должной подготовки. А при такой погоде новичкам вообще нечего делать на скалах.

4.

Если увидите такую картинку на Столбах, не вздумайте кричать или другим способом привлекать внимание. Не мешайте столбистам. Здесь малейшая ошибка может привести к срыву. Мы лазим без страховки.

5.

Восхождение на скалу Перья ходом Авиатор. Очень немногие ходят здесь без страховки. Как видите, большинство просто смотрят. Скала коварная. Множество новичков и просто балбесов получили здесь травмы, пытаясь подражать столбистам.

6.

Старинная забава, доставшаяся нам от дедов - лазание с сырым яйцом в ложке. В данном случае ход сложный, а погода сырая, поэтому столбист идёт со страховкой.

7.

Лаз Левый Баламут. Некоторые новички недоумевают, почему лаз называется "левый", если он расположен справа? Дело в том, что определить "право и лево" можно сверху, орографически, как у реки. С вершины этот лаз оказывается слева.

8.

Скала Львиные Ворота. Мы ходим сюда и зимой.

9.

Вид на скалу Второй Столб, высота около 100 метров. Снимок сделан со скалы Первый Столб.

10.

Вид на скалы Дикарь и 12 Развалов. Снимок сделан со скалы Барьеры.

11.

Прыгаю с зонтиком на крутонаклонную поверхность. Не пытайтесь повторить такое без специальной подготовки - переломаете ноги.

Этот рассказ был написал в 1986 году. С удовольствием отмечаю, что с тех пор ничего не изменилось, мы по-прежнему бегаем по скалам, дурачимся и радуемся жизни. Только теперь мы это делаем ещё и со своими детьми.

приключения, Мечта по вертикали, рассказ, Красноярские Столбы, фото

Previous post Next post
Up