Сибирский пролог

Sep 04, 2014 22:49

Перед тем, как писать отдельные посты о разных посещённых мной местах, я решил сделать краткий обзор, посвящённый общим моментам и впечатлениям, полученным мной от путешествия по Сибири этим летом.



Я очень рад тому, что я поехал именно на поезде, и в течение всего путешествия использовал исключительно транспорт, ездящий по земной поверхности, ни разу не прибегая к авиации, несмотря на большие расстояния. Потому что летать самолётом имеет смысл в случае, если нужно в кратчайшие сроки добраться из точки А в точку Б, но не в случае, когда путешествуешь (исключая, пожалуй, отдалённые регионы типа Камчатки, куда дорог нету вовсе). Потому что авиаперелёты не дают возможности проникнуться важным для путешествий по России чувством. А чувство это выражается в фразе "Ёлки-палки, какая же страна всё таки огромная!". И действительно так. Почти двое суток я ехал на поезде от Санкт-Петербурга до Тюмени, затем в течение двух недель я постоянно двигался на восток от одного города к другому, а в итоге от Красноярска я поехал назад - 63 часа на поезде до Москвы. И ведь доехал я только до Красноярска, а ведь это даже меньше половины пути до Владивостока! И всё одна страна...

Большая не только Россия, но и сама Сибирь, как неотъемлемая её часть. И это одна из особенностей данного региона. Если в европейской части России мы можем выделить несколько историко-географических регионов, как то: Центр, Русский Север, Поволжье и т. д., то здесь одна большая Сибирь, растянувшаяся на тысячи километров, и превосходящая по площади всю европейскую часть России. Области (а также края и республики) здесь крупные по площади, плотность населения низкая (кроме, пожалуй, Кузбасса), а большие расстояния даже на субъективном уровне таковыми отчего-то не воспринимаются при их преодолении. Сибирь отличается широкими и необжитыми пространствами и, что важно, крупными реками. Реки типа Ишима, Томи или Чулыма по сибирским меркам небольшие, а для Европы они уже были бы огромными. Впрочем, что уж там говорить о Европе, если здешние области по площади многократно превосходят целые европейские страны. 250 км от Томска до села Могочино - так это ж я просто за город съездил, даже половину Томской области не проехал. Какая уж там Европа :)

2. Простор, одним словом!



Быть может, немного жаль, что я в первый раз в жизни отправился за Урал летом. Ведь зимой, когда здесь стоят суровые сибирские морозы, впечатления можно получить гораздо более красочные. Кстати, представления о Сибири у жителей крупных городов европейской России, никогда там не бывавших (зато бывавших за границей) - это зачастую представления иностранцев о России, перенесённые в сознании россиянина просто на конкретную часть России. А именно - "мороз, тайга, водка, медведи на улицах, суровые мужики" и тому подобное. Если европейцы и американцы имеют такой стереотип о России вообще, то россияне, живущие к западу от Урала, - о Сибири. Понятно, что стереотипы зачастую шуточны, и носители этих представлений прекрасно осознают степень преувеличения. Но из этой ситуации можно сделать интересный вывод. А именно, - в Сибири наивысшим образом проявилась сущность российской цивилизации. Да, "исторический центр" нашей страны, где располагаются самые древние её города, - к западу от Урала. Но ведь без Сибири Россия не стала бы Россией. И все особенности России, отличающие её от стран Европы, и заметные по европейской части страны (огромные пространства, крупные области, крупные реки), - в Сибири проявляются ещё в несколько раз сильнее.

3. Вот, например, Тюменская область - один из крупнейших регионов России, простирающийся от южной границы страны (то есть от Казахстана) и до Северного Ледовитого океана. И в центре Тюмени стоит фонтан с картой области. Неплохая такая область, с четыре Германии размером :)



А что касается людей... На самом деле, не могу сказать, что люди здесь мне показались какими-то особенно суровыми. Однако я сделал интересное наблюдение, - как правило, интерес сибиряков к европейской части России и её городам - Москве, Петербургу, Самаре и многим другим, - значительно выше интереса к Сибири со стороны жителей европейской России. Кроме европейской части России, это касается и постсоветского пространства, - сибиряки с не меньшим оживлением обсуждают события на Украине, несмотря на географическую отдалённость. И что особенно интересно, в целом, как мне показалось, сибиряки, гораздо реже нас бывающие в различных европах, ощущают себя ещё больше россиянами, чем жители европейской части России. Такое впечатление сложилось у меня по людям, с которыми довелось пообщаться, хотя я и не утверждаю, что это верно абсолютно для всех.

4. Кстати, раз уж речь зашла о национальных чувстах и принадлежности к стране, то нельзя не упомянуть, что в Великую Отечественную войну Сибирь стала может и не такой, как Урал, но всё таки - тыловой кузницей Победы.



5. Но точно так же сибиряки шли и на фронт, о чём напоминают памятники в каждом населённом пункте:



И всё таки хоть стереотипные представления и интересны и позволяют порой делать какие-то умозаключения, но от них стоит избавляться. Разумеется, никаких медведей на улицах тут нету, какого-то особенного упадка и обнищания по сравнению с европейской Россией тоже не заметно.

6. Вот, например, Тюмень. Вполне современный и цивилизованный город.



7. Дореволюционная архитектура губернского города Омска - вполне себе даже петербургского уровня. А ведь это говорит о том, каким был статус города ещё больше ста лет назад.



8. А ведь в XVIII веке в Сибири даже сложилась своя архитектурная школа барокко. Вот хороший пример сибирского барокко - Спасская церковь в Тюмени. На мой взгляд, сибирское барокко отличается примесью русского стиля.



9. Но надо всё таки сказать, что Сибири недостаёт кремлей. Это больше прерогатива Центральной России и Северо-запада. В Сибири же кремль только один - в Тобольске:



10. Тобольск, кстати, был вторым (после Тюмени) посещённым мной городом. Если честно, составляя весной маршрут путешествия, я размышлял, стоит ли мне заезжать в этот город, расположенный в стороне от главного пути. И я рад, что решил всё таки заехать, потому что посещение Тобольска (а главное - в самом начале, на этапе первого знакомства с Сибирью) позволяет понять многие вещи. В отдельно взятом городе хорошо отражены особенности Сибири - широкие пространства, большие реки (через Тобольск протекает Иртыш). В общем, опять же, - сибирские просторы.



Кстати, до революции Тобольск был губернским городом, а Тюмень уездным. А теперь наоборот. И пожалуй, что это даже хорошо. Потому что будь сейчас Тобольск областным центром, - он утратил бы значительную часть своего колорита, которую имеет, будучи тихим провинциальным городом.

Кстати, что касается природы. Почему-то многие привыкли считать, что в Сибири обязательно везде тайга, и что тайга - это только в Сибири. Здесь бы я посоветовал вспоминать школьный курс географии. :) Тайги хватает и в европейской части России, - природа Русского Севера только из неё и состоит (не считая тундру). А в Сибири, кстати, тайга далеко не везде.

11. Вы, может быть, удивитесь, но большая часть западно-сибирских пейзажей в Омской и Новосибирской областях, которые можно наблюдать из окна поезда, выглядит вот так:



12. Ну а тайга восточнее. В Западной Сибири её можно увидеть лишь на севере, докуда я не добирался. А вот если ехать по Транссибу, то можно, например, тайгу (вернее, Тайгу с большой буквы) увидеть вот в таком виде:



13. Ну а кроме шуток (хотя ЖД станция и город Тайга в Кемеровской области - это не такая уж и шутка), вот она - сибирская тайга:



14. В сибирской тайге много лиственниц, пихт и кедров (последние два дерева в наших краях вообще не встречаются). Этим, пожалуй, сибирская тайга значительно отличается от нашей.



15. Посетил я город Омск. Второй по населению в Сибири, но впечатление огромного города не производит. Довольно уютный.



16. Здесь в ссылке был Достоевский (как, кстати, и в Тобольске).



17. Ну а как петербуржец, я не мог не обратить особого внимания на это:



18. Огромный и суматошный мегаполис Новосибирск. Хоть и по населению он даже не превосходит Минск, а по обстановке на улицах в рабочий день порой кажется, что находишься в Москве.



Новосибирск считается столицей Сибири, но при том он едва ли не самый молодой её город. Из-за технических сложностей (при технологиях конца XIX века) строительства железнодорожного моста через Обь, вызванных большой площадью её болотистой поймы, мост пришлось строить не там, где есть крупные населённые пункты, а там, где указывает природа, то есть на сухом участке реки. Так на почти пустом месте возник рабочий посёлок строителей моста, который в итоге разросся до третьего по населению города России.

19. А потому Новосибирск, будучи крупным городом, очень скуп на старую архитектуру. Хотя если постараться, старые дома отыскать можно.



20.



21. И если в Тобольске самый восточный в России кремль, то в Новосибирске - самое восточное в нашей стране метро:



22. А из Новосибирска я ночным поездом поехал в Алтайский край, а именно в Бийск - город интересный и красивый, но, к сожалению, сильно запущенный. Приехал я туда в шесть часов утра, на улицах было пустынно, а небо было пасмурным. И когда я там ходил, меня почему-то не покидало ощущение, что это сон (к слову сказать, такое чувство у меня ещё было, когда я вышел с вокзала в Тюмени, но это скорее потому что мне ещё трудно было поверить, что я оказался в Сибири).



23. Бия, текущая с Алтайских гор, и несущая свои воды к слиянию с рекой Катунь, а значит к началу Оби, которое находится совсем рядом с Бийском. Посмотрите на ширину этой реки, а теперь представьте, как выглядит Обь в низовьях, на севере, после того, как вбирает в себя воды всех остальных крупных западно-сибирских рек. С Алтая вода течёт в Северный Ледовитый океан.



24. Алтай красив. И кстати, в Горном Алтае я пока не был, а был лишь в предгорьях - Смоленском районе (к югу от Бийска), где вокруг степь, перемежающаяся с лесами, а на горизонте таинственный силуэт гор.



И здесь меня не покидало чувство, как будто когда-то я здесь уже был. Но это не "дежавю", это скорее "чувство родных мест". Всё дело в том, что направлялся я на родину предков - в село Старотырышкино, где родился мой дед и вообще жили предки по его линии. Я никогда не был там прежде, но "зов крови" даёт о себе знать.

25. А вот как это село выглядит:



Между прочим, в селе я почти случайно сумел отыскать своих родственников, о которых не знал (вернее, знал, но не думал, что они там живут).

26. А вот и краевой центр - город Барнаул. В прошлом такой же уездный город (Томской губернии), как и Бийск, но в куда как лучшем состоянии.



27.



28.



29. Следующим пунктом стал Томск - когда-то один из главных сибирских городов.



Кстати, в Томске у меня тоже есть родственники, правда, по другой линии.

30. В своём роде "визитная карточка" Томска - его деревянное зодчество:



31. А также его негласный статус студенческой столицы Сибири. Здесь довольно много крупных вузов, а большое количество студентов в городе заметно даже летом.



Побывал я затем в самом густозаселённом регионе Сибири - трудовом шахтёрском Кузбассе. К сожалению, надо сказать, что ознакомился я с ним довольно поверхностно.

32. Историческая столица этого края - город Новокузнецк, который, как и вся область, будет интересен любителям сталинской архитектуры.



33. И вообще, в Новокузнецке мне казалось, что я нахожусь в областном центре.



34. А вот областной центр - Кемерово - выглядит менее солидно, да и сам город гораздо младше. Кстати, по населению Кемерово тоже хоть чуть-чуть, но меньше Новокузнецка. Полагаю, что областным центром оно стало лишь из-за расположения ближе к Транссибу.



35. А ещё весь город озаряется факелами коксохимического завода, напоминающими мне Ростральные колонны в Петербурге.



Кстати, Транссибирская магистраль, породившая в своё время город Новосибирск, обходит стороной два других областных центра - Томск и Кемерово. Хотя на момент строительства Транссиба Кемерово было обычным селом (в отличие от губернского города Томска). Из-за этого сейчас имеет место не совсем удобная ситуация, при которой жители этих двух крупных городов, чтобы сесть на поезд, проходящий по Транссибу, в большинстве случаев (кроме нескольких поездов, идущих конкретно до Томска и Кемерова) вынуждены сначала добираться до ближайшей крупной станции. У Томска это, как правило, уже упомянутая станция Тайга. А у Кемерова - либо та же Тайга, либо Юрга, либо Анжеро-Судженск (станция Анжерская). Именно на станции Анжерская (предварительно доехав туда на автобусе) я и сел на поезд со странным маршрутом Пенза - Владивосток (конечный пункт маршрута, однако, намекает на мои будущие путешествия) и за ночь пути доехал до Красноярска.

36. Красноярск сильно непохож на другие посещённые мной города окружающими его видами. К городу подступают отроги Восточного Саяна, и лесистые сопки, окутанные в пасмурную погоду туманом, видны из города отовсюду. Здесь чувствуется, что находишься уже в Восточной Сибири (границу двух половин Сибири я предпочитаю проводить по водоразделу Оби и Енисея, либо по западной границе Красноярского края).



37.



38. В архитектуре города порой можно увидеть неожиданные соседства:



39. Увидел я и Красноярскую ГЭС на Енисее. Которая, кстати, изображена на купюре в 10 рублей.



40. Побывал и на знаменитых Столбах:



41. С красивыми видами вокруг:



Красноярск стал для меня теперь пока что рекордом в восточном направлении. Но я уверен, что в скором будущем я поеду и дальше. А там ведь Иркутск, Байкал, Бурятия, Амур, Приморье и ещё много-много всего.

На этом я завершаю основную часть этого поста и теперь покажу немного фотографий из разных мест без подписей. Все они потом будут фигурировать в подробных отчётах об этих местах. Подписей к фотографиям нет, но может быть кто-то, кто там был, и узнает здесь знакомые места. Фотографии все приведены вперемешку, без соблюдения хронологической последовательности путешествия.

42.



43.



44.



45.



46.



47.



48.



49.



50.



51.



52.



53.



54.



55.



56.



57.



58.



59.



60.



61.



62.



63.



В общем, несомненно это пока самое масштабное путешествие по России, которое я когда либо предпринимал. Открыв для себя Сибирь, я в полной мере (хотя на самом деле, пока ещё не в полной) смог ощутить огромную площадь нашей страны. При путешествиях это ощущается абсолютно иначе, нежели при взгляде на карту. И когда я, к примеру, гулял по Красноярску, мне было трудно поверить в то, что я нахожусь аж в четырёх тысячах километров от своего дома в Петербурге. Но ведь и это ещё далеко не предел...

Сибирь-лето 2014. Список постов о путешествии:

Пролог
Тюмень. Часть 1 (от вокзала до Исторической площади)
Тюмень. Часть 2 (за рекой Тюменкой и вдоль Туры)
Тюмень. Часть 3 (восток центра и дальше)
Тобольск. От вокзала до кремля
Тобольск. Кремль
Тобольск. Подгора
Тобольск на снимках С. М. Прокудина-Горского 1912 года
Абалак (село в 30 км от Тобольска)
Места съёмок фильма А. Балабанова "Война" в Тобольске и Абалаке
Омск. Часть 1 (от вокзала до реки Омь)
Омск. Часть 2 (Любинский проспект и Омская крепость)
Омск. Часть 3 (по правобережью Оми)
Омск. Часть 4 (к востоку от центра)
Красный Яр (обычный посёлок в окрестностях Омска)
Новосибирск. Часть 1 (площадь Ленина и к северу от неё)
Новосибирск. Часть 2 (юг центра и берег Оби)
Новосибирск. Часть 3 (левобережье Оби)
Новосибирский метрополитен
Колывань (исторический предшественник Новосибирска)
"На деревню дедушке". Рассказ о том, как я посетил родное село моих предков
Бийск
Смоленское
Старотырышкино (фотографии села моих предков)
Барнаул. Часть 1 (советский город)
Барнаул. Часть 2 (старый город)
Томск. Часть 1 (от вокзала до Новособорной площади)
Томск. Часть 2 (центр)
Томск. Часть 3 (к северу от центра)
Могочино (глубинка Томской области)
Станция Тайга (зарисовка одной станции по пути из Томска в Новокузнецк)
Новокузнецк
Кемерово
Окраина города Берёзовский и природа Кузбасса
Станция Анжерская (зарисовка дороги из Кемерово в Красноярск)
Красноярск. Часть 1 (от вокзала к центру)
Красноярск. Часть 2 (по центру)
Красноярск. Часть 3 (Стрелка и левобережье Качи)
Красноярск. Часть 4 (Правый берег Енисея)
Красноярские столбы. Подъём на перевал
Красноярские столбы. Сами столбы и виды с них
Дивногорск
На электричке Дивногорск - Красноярск
Эпилог

Сибирь, Путешествия, Россия

Previous post Next post
Up