В прошлой части я показал Красный проспект к северу от площади Ленина и прилегающие к нему улицы. В этом посте осмотрим южную часть центра сибирской столицы и выйдем к берегу Оби.
2. Возвращаемся на площадь Ленина, чтобы теперь идти на юг по Красному проспекту. Помимо оперного театра, здесь есть довоенное здание городской администрации (фасад был частично видоизменён в 1950-е годы). В июльский день Новосибирск плавился от летнего зноя. Дети купались в фонтане.
3. По соседству расположена филармония - тоже пример довоенной сталинской архитектуры:
4. А напротив стоит дореволюционное здание городского торгового корпуса, построенное в 1911 году по проекту архитектора А. Д. Крячкова, который, кстати, построил несколько зданий в городе и после революции, но уже в другом стиле. Сейчас здесь размещается краеведческий музей. Правда, почему на верхушке католический крест, я так и не смог понять.
5.
6. За музеем расположен Первомайский сквер. Там я обнаружил не работающий фонтан с медвежонком.
7. И памятник 2000-летию Рождества Христова, подаренный городу армянской общиной:
8. Столбик термометра превышал 30 градусов, и я часто наблюдал обилие людей, купающихся в фонтанах и стоящих в очереди к продавцам мороженого.
9. Справа видна часовня святителя Николая Чудотворца, построенная в 1913 году к 300-летию Дома Романовых. При советской власти она была снесена, а в 1993 году, к столетию Новосибирска, восстановлена.
10. Вечерний вид:
11.
12. По диагонали на юго-восток от площади уходит Октябрьская магистраль, обрамлённая двумя сталинскими домами. Причём слева дом довоенный, а справа послевоенный. Кстати, на заглавном кадре видно это же место.
13. А с юга примыкают конструктивистские дома:
14.
15. В перспективе, если приглядеться, видна Никольская часовня:
16. Параллельная Красному проспекту Серебренниковская улица. На переднем плане видно здание постройки 1925 года. Для конструктивизма выглядит довольно нехарактерно.
17. А это Октябрьская магистраль:
18.
19. На боковой улице Максима Горького - необычный по архитектуре католический костёл Преображения Господня, построенный в 1990-е годы. Он сильно напомнил мне костёл (с таким же, кстати, названием) в Твери.
20. Возвращаемся на Красный проспект. В кадре виден дом купца Маштакова, построенный в 1903 году.
21. Поблизости стоит памятник А. И. Покрышкину. Прославленный лётчик родился именно здесь - в Новониколаевске.
22. Здание реального училища имени Дома Романовых, построенное в 1912 году. Сейчас в нём располагается детская больница.
23. По соседству стоит здание художественного музея, которое я почему-то забыл заснять общим планом. Зато сфотографировал пару деталей фасада.
24.
25. Параллельная Серебренниковская улица:
26. Конструктивизм
27. И осколки старого Новониколаевска:
28. Памятник первому светофору Новосибирска, который, как я понял, стоял именно здесь.
29. Послевоенный сталинский дом:
30. И снова конструктивизм. Здания разных эпох здесь, можно сказать, перемешаны.
31. Дом купца Куклина постройки 1910 года:
32. Ещё купеческие дома:
33. Снова Красный проспект. В кадре - конструктивистское здание Сибирского крайисполкома (то есть ныне здесь правительство Новосибирской области), построенное в 1932 году.
34. На площади перед ним - стела Великой Отечественной войне. А в правом краю кадра виден дом сотрудников крайисполкома тоже 1930-х годов постройки.
35. Здесь же рядом находится одно из старейших зданий города - собор Александра Невского, построенный в 1899 году по проекту архитектора К. К. Лыгина в неовизантийском стиле. Честно говоря, очень напоминает церковь Милующей иконы Божией Матери на Большом проспекте Васильевского острова в Петербурге.
36. Сейчас собор выглядит сильно подавленным более поздней застройкой. А фотография начала XX века даёт возможность увидеть его ещё в положении архитектурной доминанты этого места.
37. Трамвайные пути, уходящие на юг от Серебрениковской улицы. Состояние путей, конечно, ещё то.
Здесь же рядом расположен новосибирский автовокзал (с которого я уезжал в Томск), крупная автомобильная развязка и развилка железных дорог на Омск и на Алтай.
38. Железнодорожный мост через Обь. По нему, через самый центр города, проходят все поезда, следующие в Восточную Сибирь и на Дальний Восток. Вот и на этой фотографии какой-то поезд проезжает, только наоборот в сторону Москвы.
Именно это и есть место, откуда начался город. И рядом разбит парк "Городское начало". Только если в других городах таким "сердцем города" обычно служит крепость или место, где она стояла, то Новосибирск, как уже говорилось, начался с железнодорожного моста. И работами по строительству железной дороги и моста здесь руководил инженер путей сообщения Н. Г. Гарин-Михайловский, известный больше как писатель (и в честь него в Новосибирске названа привокзальная площадь). В то время - в конце XIX века, главным центром цивилизации в этих местах являлся небольшой заштатный (то есть не уездный) город Колывань, и именно через него Транссибирская магистраль и должна была пройти, пересекая в этом месте Обь - главную водную артерию Западной Сибири. Но технологии того времени ещё не позволяли строить мостовые переходы через крупную реку в любом желаемом месте, а требовали выбора участка русла с наиболее сухими берегами и, соответственно, узкой поймой. В Колывани топкая болотистая пойма простирается на шесть километров, а наиболее сухой участок русла оказался именно там, где сейчас находится Новосибирск. Таким образом, строительство в этом месте железнодорожного моста породило новый город, разросшийся в итоге до третьего по населению в России, а Колывань пришла в упадок и сейчас является лишь районным посёлком городского типа.
39. Поблизости от нынешнего моста стоит такой своеобразный памятник: от самого первого моста, построенного в 1893 году и давшего начало городу, специально оставили один пролёт.
40. С точки зрения значения в истории города, если проводить аналогии с древнерусскими городами, то этот первый мост через Обь - это "новосибирский кремль".
41. А рядом с мостовым пролётом стоит памятник государю-императору Александру III, указом которого и началось строительство Транссибирской магистрали. Памятник поставлен два года назад, к 120-летию Новосибирска.
42. Немного южнее железнодорожного, через Обь переброшены ещё два параллельных моста. А именно - автомобильный Октябрьский мост, построенный в 1955 году, и метромост.
Но туда направимся в следующей части.