Новосибирск. Часть 1

Sep 24, 2014 18:55

Первой столицей Сибири считался Тобольск, затем этот статус был унаследован Омском. А ныне столицей Сибири принято считать Новосибирск - по населению крупнейший в этом регионе и третий в России город. При этом он же и один из самых молодых сибирских городов, - возник он только в конце XIX века, и притом вследствие строительства Транссибирской магистрали, которая поистине обновила эту часть России, - а потому и город, порождённый ею, стал в некотором смысле символом новой Сибири. Вследствие своего молодого возраста, Новосибирск не располагает широким масштабом старой архитектуры, но всё же это интересный город со своим лицом.



2. Начинаю я повествование о городе, как обычно бывает, с вокзала. Это не случайно, во-первых, потому что именно с него знакомство с городом для меня и началось (в Новосибирск я приехал из Омска в течение ночи в поезде), а во-вторых, потому что, как уже сказано, именно железная дорога этот город и породила. Станция Обь (ныне вокзал Новосибирск-Главный) была открыта в 1893 году после постройки моста через великую сибирскую реку. А нынешнее здание вокзала - уже советское, сталинская архитектура 1930-х годов.



3. Вокзал со стороны города:



История у Новосибирска весьма незаурядная. Ещё чуть больше 120 лет на его месте не было никаких намёков на город, лишь небольшое село Кривощёково. Однако при строительстве железнодорожного моста через Обь в 1893 году возник рабочий посёлок Александровский, спустя год переименованный в Ново-Николаевский (оба названия - в честь императоров), а в 1903 году разросшийся к тому времени посёлок стал городом Новониколаевском в составе Каинского уезда Томской губернии. А в 1912-1915 годах была построена Алтайская железная дорога Новониколаевск-Семипалатинск, и появление здесь крупного железнодорожного узла дало ещё больший импульс для развития и роста города. В середине 1920-х годов город, получив название Новосибирск, уже стал центром Сибирского края, то есть фактически столицей Сибири. В Великую Отечественную войну в город было эвакуировано множество предприятий, а также жителей блокадного Ленинграда, а в 1962 году Новосибирск стал миллионником. В общем, что тут сказать, - вот какие вещи порой вытворяют железнодорожные мосты с безлюдной местностью...

Из других российских крупных городов Новосибирск больше всего мне показался похожим на Москву, даром, что значительная доля его населения - эвакуированные ленинградцы. Новосибирск такой же быстрый, суматошный, с большим количеством бизнес-центров и высотных зданий. В часы пик в начале и конце рабочего дня порой действительно не покидает ощущение, что находишься в Москве.

4. Диагональная улица, именуемая Вокзальной магистралью, и застроенная сталинскими высотками, ведёт от вокзала в самый центр города:



5. И приводит на площадь Ленина. Это же место, только с другого ракурса, видно на заглавном кадре. Заметно, что Новосибирск довольно богат на архитектуру конструктивизма, из чего можно сделать вывод, что на 1920-е годы пришёлся пик развития города.



6. Доминанта площади (и один из символов города) - мощное здание оперного театра, построенное в 1930-х годах. А перед ним - памятник Ленину и сибирским пролетариям. На самом деле, жаль, что я не рассмотрел и не поснимал это здание с более близкого расстояния.



7.



8. Конструктивистское здание Госбанка, построенное по проекту А. Д. Крячкова в 1930 году:



С южной стороны осталось интересное старое здание краеведческого музея и уходящий на юг Красный проспект. Но туда направимся в другой части, а пока пройдём по Красному проспекту - центральной магистрали города, в северном направлении.

9. Проспект здесь устроен по типу бульвара, то есть с выделенной зелёно-пешеходной зоной в середине. Это хорошо, но осмотр и фотографирование зданий затрудняет, из-за чего некоторая часть их осталась у меня за кадром.



10. Административное здание постройки 1936 года (архитекторы Д. М. Агеев и Я. Е. Кузнецов):



11.



12. А это так называемый "дом облплана", построенный в 1939 году:



13. Очень интересным показалось вот это здание. Здесь хорошо заметен переход от конструктивизма к сталинской архитектуре (что напомнило мне один жилой дом в Нижнем Новгороде). Это - Штаб Сибирского военного округа, сейчас здесь располагается штаб 41-й армии ВС РФ.



14. Встречается и послевоенная сталинская архитектура:



15. Но более важную роль в облике города всё же играет конструктивизм. На самом деле, Новосибирск для этого архитектурного стиля имеет почти такое же значение, как Минск для сталинской архитектуры.



16. Бюст Крылова. Несколько перпендикулярных Красному проспекту улиц названы в честь русских писателей.



17. А это частица старого Новониколаевска. Дом инвалидов в стиле неоклассицизма начала XX века. Строительство, кстати, было завершено уже после революции, и по назначению здание так и не успело послужить, став Домом Красной армии. А с 1945 года это - дом офицеров СибВО.



18. Памятник Кутузову рядом с входом:



19. Напротив - два позднесоветских многоэтажных дома. Обратите внимание на буквы на крыше. Хотя Новосибирск - город во всех отношениях современный, подобные раритеты советского времени здесь встречаются часто.



20. Слева видно здание машиностроительного техникума начала 1930-х годов. Если приглядеться, в кадре можно заметить бюст Гоголя.



21. Есть и бюст Достоевского:



22. Здесь мы видим в своём роде северные ворота Красного проспекта. Симметрично расположены два почти одинаковых угловых сталинских послевоенных дома. Общим планом "ворота" не сфотографировать, - деревья мешают. Поэтому покажу только один из домов.



23. За пределами "ворот" - ещё пару интересных сталинских зданий:



24.



Дальше Красный проспект проходит под железной дорогой, где затем начинается позднесоветский спальный район. Туда я уже не пошёл, решив пройти по близлежащим боковым улицам.

25. На параллельной Красному проспекту Советской улице:



26. Переход от сталинок к хрущёвкам. Декор ещё сталинский, но потолки уже низкие.



27. Вознесенский кафедральный собор, построенный ещё в Новониколаевске в 1913 году. В советские годы храм ни разу не закрывался.



28. Часовня при нём, построенная уже в девяностые годы:



29.



30. Улица Гоголя, пересекающая Красный проспект:



31. Вход на станцию метро Сибирская. Про новосибирскую подземку ещё будет отдельный пост.



32. Параллельная Красному проспекту улица Мичурина с трамвайным движением. В кадре виден трамвай КТМ-19.



33. Взгляд в обратную сторону. Видим уже показанный в начале поста оперный театр.



34.



35. Ещё один советский артефакт:



36. Дворы:



37. Множество бизнес-центров. В будние дни Новосибирск - город офисных белых воротничков.



38.



В следующем посте осмотрим южную часть центра города, прилегающую к берегу Оби.

Сибирь, Путешествия, Западная Сибирь, Россия

Previous post Next post
Up