Колывань. Исторический предшественник Новосибирска

Sep 29, 2014 21:24

Топоним Колывань в России можно встретить в нескольких местах. А ещё это даже древнерусское название Таллина. А вот в Западной Сибири Колывань есть в Новосибирской области - посёлок городского типа в 45 километрах к северу от Новосибирска. Именно о нём и пойдёт речь, исторически это весьма интересное место. Колывань, основанная как острог в 1713 году, до революции была городом и одним из пунктов Сибирского тракта, проезжали её все, кто направлялся в Восточную Сибирь, но построенная в конце XIX века Транссибирская магистраль обошла Колывань стороной и породила новый город Новониколаевск (то есть нынешний Новосибирск), а Колывань пришла в упадок. Мало кто теперь знает о Колывани и её истории, но это ни что иное, как предшественник Новосибирска. Сейчас это довольно уютный ПГТ с населением 12 тысяч человек, при том я думаю, что в свою бытность городом Колывань выглядела примерно так же, как сейчас.



Через Колывань протекает река Чаус - левый приток Оби (правда, я до этой реки не дошёл, она течёт по окраине). И город был основан в 1713 году как Чаусский острог - одно из звеньев Сибирской линии. Название Колывань город получил лишь в 1822 году (а в конце XVIII века так назывался город Бердск, расположенный к югу от Новосибирска). Во второй половине XIX века Колывань развивалась как купеческий город, но в конце века была построена Транссибирская магистраль, практически полностью заменившая старый Сибирский тракт, но прошедшая в 45 километрах южнее. Как уже говорилось в постах про Новосибирск, причиной выбора такого маршрута стала необходимость выбрать участок Оби с сухими берегами для постройки там железнодорожного моста, потому как технологии конца XIX века ещё не позволяли строить мосты через широкие болотистые поймы. Возле Колывани ширина поймы Оби составляет около шести километров, а вот там, где сейчас находится Новосибирск, - вполне сухой участок. Есть легенда, что колыванские купцы, опасаяь скорого упадка своего города, даже предлагали Гарину-Михайловскому мешки золота, чтобы он всё таки провёл Транссиб именно здесь. Но нет, на пустом месте, у железнодорожного моста через Обь, возник крупный город, являющийся ныне третьим по населению в России, а Колывань осталась заповедником старой Сибири.

2. Автовокзал. Из Новосибирска сюда ходят несколько раз в день автобусы и, по заполнению, маршрутки от станций метро Площадь Маркса и Заельцовская.



А вот дальше Колывани автобусного сообщения нет. Хотя дорога уходит дальше на север и в итоге приводит в Томск. Но весь транспорт на Томск идёт другой дорогой - через город Болотное. А томские автовладельцы спрашивают друг друга "А ты в Новосибирск через Болотное или через Колывань поедешь?".

3. Местность возле автовокзала выглядит в основном вот так. Здесь сосредоточены магазины и торговые центры.



4.



5. Школа:



6. Невзрачного вида библиотека:



7. И памятник Пушкину возле входа в неё:



8. А это уже старая застройка:



9. А вот уже начинаются купеческие дома:



Стенд справа остался явно с прошлого года (когда как раз и праздновалось 300-летие основания Чаусского острога).

10. Это - дом купца Р. М. Минина, построенный в 1911 году. Дом из красного кирпича, только выкрасили его в наше время в зелёный цвет, что выглядит довольно странно.



11.



12.



13. А это - дом купца И. И. Кроткова, 1900 года постройки.



14. Рядом стоит мемориал Великой Отечественной войне:



15. Поблизости - берёзовая роща:



16. Памятник Николаю Чудотворцу:



17. А это здание - краеведческий музей:



18. По соседству - руины Свято-Троицкого собора, построенного в 1867 году. Недавно его передали церкви, так что вероятно, через несколько лет он будет восстановлен.



19. Идём дальше:



20. Почта в старом деревянном здании:



21. В Колывани нет домов выше трёх этажей, и много частного сектора. Поэтому при населении 12 тысяч она довольно большая по площади. На фото - Революционный проспект.



22. На табличках с номерами домов он подписан весьма нетривиально:



23. Школа:



24. Какой-то завод. Явно старые сооружения.



25.



26. Старые сибирские избы:



27.



28.



29. А это - собор Александра Невского, построенный в 1881-1887 годах. Уже в 1990-е годы, после его возвращения церкви, здесь был основан Александро-Покровский женский монастырь



30. А вот так собор выглядит с соседней улицы:



Кстати, планировка улиц в Колывани регулярная.

31.



32. А здесь явно строят новый дом над старым:



33. А в перспективе виден край посёлка - его естественная граница:



34. А вот как это выглядит вблизи. Улица упирается в забор, и всё. Населённый пункт заканчивается. А дальше идут болота и заливные луга. При взгляде на карту может показаться, что Колывань находится на берегу Оби. Но ведь на самом деле до воды около семи километров.



35. Вот где сразу чувствуется мощь сибирских рек. В кадре видно, что где-то блестит вода, - скорее всего, это одна из проток Оби. А само русло Оби где-то на горизонте, но при такой дымке воду было не разглядеть.



36. Вновь старые деревянные дома:



37. А где-то строятся новые:



38. Колыванская резьба по дереву:



39. Пожарная часть:



40.



41.



42.



Вот такое вот интересное место. Колывань сама могла бы стать Новосибирском. И, сложись история иначе, третьим по населению российским городом сейчас была бы именно Колывань, и самым восточным метрополитеном России был бы колыванский. Но всё же, с постройкой Транссиба центром новой Сибири стал Новосибирск. А Колывань осталась тихой провинцией. Как я и сам заметил, дореволюционной архитектуры в Новосибирске весьма мало. А вообще-то ведь Колывань с её старыми домами - это и есть исторический центр Новосибирска...

Сибирь, Путешествия, Западная Сибирь, Россия

Previous post Next post
Up