Всенародная величина из Нолинска / К 115-летию

Aug 11, 2016 22:17

Ещё известные люди советского кино

Юность и зрелость Максима
К 115-летию со дня рождения, 13 августа, народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда Бориса Петровича Чиркова. С планеты СССР / «Отечественные записки»

«Советская Россия»: - По предложению читателей, редакция объединила рубрикой «Отечественные записки» наиболее значимые произведения гражданской публицистики, патриотической проблематики, знаковые фигуры и явления нашей истории. 8.08. 2002 вышли «Отечественные записки» №1. Вскоре они приобрели свой особый формат - публицистического «журнала в газете», материалы которого посвящены выдающимся деятелям российской культуры, науки и общественным деятелям, важнейшим историческим событиям, а также оценке и анализу явлений современной жизни. ©Ещё «Отечественные записки»: «Тюремные заметки» Душенова | Буревестнички с ТВ | Я жил среди великих | Русский след Моэма | Фиделю - 90! | Губенко - 75! | Фурманову - 125 лет! / Чапаеву - 130! | Дудину - 100! | Вересаеву - 150! | К 180-летию памяти Пушкина | Бурк-Уайт и фото со Сталиным | «Дорогой А.М.! ... Ваш Ленин» / Человек-эпоха | Родить дракона Солженицына / Изменник Солженицын - наставник? | Исповедь (анкета) Маркса/К 200-летию | «Крамольный» Тимирязев. К 175-летию | Кисунько - 100! | К 100-летию Комсомола | Неистовый Вучетич. К 110-летию | К 80-летию Героя Соцтруда | Владимирову - 100! | И.Крылову - 250! | Чуев об Ильюшине - к 125-летию | Организатор Космоса Руднев, а также Обращение к Путину на 138-летие Сталина | Послание Путина / Запутинцы | Как «элиты» будут сдавать страну? / Уловки пенсреформы | «Социализм без Путина!»



«Юность Максима», 1934
Хорошо все-таки, что либеральным реформам умело сопротивляется русская провинция.
Нет, здесь тоже выполняют указания «сверху», куда денешься, но делают многое по-своему, и добрые дела, идущие «снизу» нет-нет да и пробивают себе дорогу. Порой так и хочется сказать по-советски - не провинция, а периферия, и не глубинка вовсе, а глубина, простор, раздолье. Слово же «провинция» имеет оттенок и отрицательный, мол, живут там провинциалы, люди не слишком-де просвещенные. А ведь иной периферийный городок куда как культурнее некоторых столичных мест. Вон о 38-м Московском международном кинофестивале в массовой прессе лишь скороговоркой сообщали, что главный приз «Святой Георгий» получил иранский фильм «Дочь», больше же про то, кто в какую одежку вырядился: «бывшая жена Башарова, нынешняя беременная, и Навка в золоте», «Паулина Андреева со своим декольте и прической», «этот парад «богатых и знаменитых» запомнится народу»...

Про «народ» ввернуто вряд ли случайно. Не дает либералам покоя высокая посещаемость кинотеатров в советское время, даже когда появились во всех домах телевизоры. Это будто бы в пику Владимиру Ильичу Ленину, сказавшему «из всех искусств для нас важнейшим является кино» и «искусство принадлежит народу». Но говорил-то он о широких народных массах, а не о кучке разбогатевших на украденном общенародном добре лиц, объявивших себя некой «элитой». А вот на первом нашем международном киносмотре, который проходил в столице с 21 февраля по 1 марта 1935 года и назывался «Советский кинофестиваль в Москве», главный приз присудили киностудии «Ленфильм» за картины «Чапаев» братьев Васильевых, «Юность Максима» Григория Козинцева и Леонида Трауберга, «Крестьяне» Фридриха Эрмлера. И во всех играл актер Борис Чирков - красноармейца, крестьянина и большевика Максима. Роль эта принесла ему и у нас в стране, и за рубежом популярность огромную. Участвовали в фестивале вместе с СССР Великобритания, Венгрия, Италия, Китай, Польша, США, Франция, Чехословакия. В их печати высоко оценили успехи советского кинематографа, выделяя и работу Бориса Петровича Чиркова, а его песенка под собственный аккомпанемент на гитаре распевалась повсюду и дошла до наших дней: «Крутится, вертится шар голубой, крутится, вертится над головой...» с заключительными строчками: «Вот эта улица, вот этот дом, вот эта барышня, что я влюблен».

Борис Чирков. «Крутится-вертится»
Из к/ф «Боевой киносборник №1». 1941 г. Музыка неизвестного автора. Слова - Б. Ласкин

image Click to view


А дом, где прошли детство и юность Бориса Чиркова, стоит в небольшом городке Нолинске, что в Кировской области. Живет здесь сейчас около десяти тысяч человек, да в районе, чьим центром он является, тысяч двадцать. Край Вятский издавна славится своими песнями, вот и задумали местные жители проводить фестиваль актерской песни «Шар голубой» имени своего земляка Бориса Чиркова. Поначалу фестиваль был стихийным, просто люди собирались по выходным и пели кто как мог: под баян, под балалайку, под гитару, потом он стал областным и ежегодным, а с 2012 года уже и всероссийским, который решено проводить раз в два года, и состоялся таковой в прошлом году. Дело хорошее, тем паче участвуют в смотре исключительно самодеятельные артисты, хотя либеральное губернаторство «помпадура» Никиты Белых, уличенного недавно в крупной взятке, сказалось и тут. «Молодые ребята замечательно поют, но насмотревшись телевизора, идет немного подражательство под...» - заметила Людмила Борисовна Чиркова, дочь актера, доцент Института кинематографии имени С.А. Герасимова.

И не только в этом чувствуется пагубное влияние той администрации. Есть на их счету кое-что и похуже: оставили здесь след свой и вороватый Навальный со своим «Кировлесом», и дама, присвоившая псевдоним «Гайдар», ныне рванувшая чему-то учиться в Гарвардской школе. Но они же, вывозя на Запад русский лес платформами, еще завозят оттуда антинародные «общечеловеческие ценности». При содействии и личном участии Белыха на территории бывшего лагеря для военных преступников соорудили памятник латышам-предателям, а в кировской библиотеке имени А.И. Герцена открыли весьма подозрительный «американский уголок», однако все ж под напором общественности закрыли. Об отставке завезенного сюда из Перми губернатора коммунисты говорили давно. Первый секретарь областного отделения КПРФ Сергей Павлинович Мамаев еще накануне 70-летия Великой Отечественной войны выступил с таким предложением на пленарном заседании Госдумы, да не дали сделать это покровители взяточника...

Кстати, подключись поосновательней к фестивалю «Шар голубой» местные коммунисты, его границы наверняка могли бы расшириться. Почему, скажем, посвящен он лишь песне, а кино куда подевалось? Почему бы не показывать молодежи трилогию «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» и показывать регулярно? Раз фестиваль теперь всероссийский, отчего бы не пригласить на родину Чиркова и ленфильмовцев, и мосфильмовцев? А то и из Киева кого-нибудь позвать. На Киевской киностудии имени А.П. Довженко Чирков тоже немало снимался, помня, что родился он 13 августа (31 июля по старому стилю) 1901 года на Украине, в станице Лозовой-Павловке Славяносербского уезда Екатеринославской губернии (теперь Брянка Луганской области), а позже семья переехала в Нолинск к жившим с давних времен родичам. Там он окончил школу и реальное училище, выступал на любительской сцене с отцом, а в 1921 году с товарищами отправился в Петроград, поступил в Политехнический институт, но перешел потом в Театральный, окончив его в 1926-м. Здесь, на Моховой, где тогда располагался и Театр юных зрителей под руководством Александра Александровича Брянцева, началась профессиональная жизнь Бориса Чиркова в искусстве.

В ТЮЗе и в Новом ТЮЗе актер сыграл Иванушку в «Коньке-Горбунке» и Санчо Пансу в «Дон Кихоте», Попа в «Сказках Пушкина» и Григория в «Борисе Годунове», роли в спектаклях советских авторов на этой сцене и в Красном театре (Театр имени Ленинского Комсомола, нынче Балтийский дом). А в 1927 году его пригласил сниматься в фильме «Мой сын» про любовь и ревность, о том, как «старое держит» людей и в новых условиях - кинорежиссер и актер Евгений Вениаминович Червяков. «Судьба картины, как и его постановщика, трагична, - рассказывал мне исполнитель главной роли Геннадий Михайлович Мичурин, заслуженный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии, семью которого я хорошо знал. - Картина не сохранилась, а Червяков, замечательно талантливый человек, сыгравший Пушкина в своем фильме «Поэт и царь», ушел на фронт добровольцем, был тяжело ранен и в феврале 42-го умер в госпитале. Внешне сдержанный, он любил шутку, смех и вставил в «Моего сына» смешной номер «Пат, Паташон и Чарли Чаплин». Чарли Чаплина исполнял Петр Березов, Пата - Николай Черкасов, а Паташона - Борис Чирков, будущий знаменитый «большевик Максим».

Зато следующая роль была уже серьезной и для Чиркова очень интересной - Орский, «завнаробразом» в кинокартине Александра Гавриловича Иванова «Луна слева». Он ведь и сам учился в 1919 году на срочных педагогических курсах в Нолинске, а по окончании работал в школе. Пригодятся ему те знания и для работы над ведущей ролью в картине «Учитель» (1939) Сергея Аполлинариевича Герасимова. Его Степан Иванович Лаутин, возвращаясь в родное село, чтобы воспитывать будущих деятельных строителей коммунизма, не просто обнаруживает основательное знание педагогики, но и настойчиво, творчески применяет их на практике, что сделало этот образ ярким, запоминающимся и словно бы продолжающим дело Максима в мирной жизни, когда ленинский лозунг «Учиться, учиться и еще раз учиться» широко осуществлялся и в некогда безграмотной деревне. До войны Чирков снимался еще в добрых двух десятках фильмов, да у таких выдающихся режиссеров, как братья Васильевы, Всеволод Илларионович Пудовкин, Сергей Иосифович Юткевич, Фридрих Маркович Эрмлер, Марк Семенович Донской, отмечавших тщательную работу актера над любой ролью, будь она большой или совсем маленькой. Недаром он уже в ту на награды не щедрую пору награжден был орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени, получил звание заслуженного артиста РСФСР.

Боевой киносборник №1, 1941 - военный фильм
Режиссеры: Иван Мутанов, Евгений Некрасов, Александр Оленин, Сергей Герасимов

image Click to view


С началом Великой Отечественной войны Борис Петрович трудится с усиленной энергией, хотя и в Алма-Ате, куда по приказу И.В. Сталина эвакуировали кинематографистов Москвы и Ленинграда. «Наш «Большевик Максим» - так картина называлась первоначально - оказался нужным и в Отечественную войну, - говорил Григорий Михайлович Козинцев, когда я брал у него интервью для «Известий» и «Недели» в связи с 50-летием «Ленфильма». - Для Киносборника №1, вышедшего в 1941-м, тотчас после нападения фашистов на нашу страну, мы с Траубергом написали такой сценарий: на сцене с киноэкраном показывали сначала кадры из «Выборгской стороны», а потом из-за экрана в зрительный зал спускался Борис Чирков и вместо фразы «До свидания, товарищи!» звал уходивших на Отечественную войну бойцов всеми силами, каждый на своем месте отстаивать родину от фашистов». К словам Козинцева хочется сегодня добавить: киносборники эти есть в интернете и современному зрителю полезно бы их посмотреть, чтобы вдумчивее относиться ко многим «военным» сериалам, зачастую искажающим правду того времени, не брезгующим подчас и подлой клеветой.

Борис Чирков. «На ветвях израненного тополя» / Запись с «Голубого огонька», 9 мая 1965 г.

image Click to view


За годы войны Борис Петрович создал самые разноплановые кинороли - это и повар Антон Иванович Рыбкин, пробравшийся в тыл врага и совершающий там свои занятные подвиги в фильме Константина Константиновича Юдина «Антоша Рыбкин»; и батька Махно в «Александре Пархоменко» Леонида Давидовича Лукова; и дед Тарас у Игоря Андреевича Савченко в фильме «Партизаны в степях Украины»; и Денис Давыдов в «Кутузове» Владимира Михайловича Петрова; и начальник разведки фронта Удивительный в картине «Фронт» братьев Васильевых. В 1944 году он сыграет одну из главных ролей - Захара Фомичева - у того же Савченко «Иван Никулин - русский матрос» о моряках Черноморского флота, которых неожиданно атаковал немецкий десант, но они дают ему умелый отпор. В задушевно проникновенном исполнении Чиркова тут прозвучит и ставшая популярнейшей песня: «На ветвях израненного тополя теплое дыханье ветерка. Над пустынным рейдом Севастополя ни серпа луны, ни огонька...» И как жаль, что не слышим мы ее сейчас, ведь и нынешних дел она касается впрямую, да и песня-то какая красивая, мелодичная. Наверное, и потому еще, что у каждого из соавторов было свое, идущее от жизненного призвания дело - стихи написал Александр Александрович Сурков, музыку Сергей Иванович Потоцкий, аранжировал ее и ансамблем руководил Александр Наумович Цфасман. Нынешние же многие песни оттого, думается, столь однообразны, невнятны и малопрофессиональны, что иной исполнитель вдруг заделался неким «автором» и слов, и музыки, и продюсерства - ну точно по русской поговорке «и швец, и жнец, и на дуде игрец».

Борис Чирков. «Люблю я летом с удочкой»
Из к/ф «Юность Максима». 1934 г. Музыка народная, слова - Н. Пастухов

image Click to view


Если продолжить разговор об актерской песне, то их в кинобиографии Чиркова многое множество. В «Юности Максима», помимо «Шара голубого», есть занятная песенка «Люблю я летом с удочкой над речкою сидеть, бутылку водки с рюмочкой в запас с собой иметь...». Написал ее владелец пивной на Арбате, издатель и автор романа «Разбойник Чуркин», едва обучившийся грамоте и неведомо как разбогатевший крестьянин Николай Петухов. Поют в этом фильме и «Варшавянку», которая нравилась Ленину с ее вдохновляющими словами: «Но мы поднимем гордо и смело знамя борьбы за народное дело, знамя великой борьбы всех народов за лучший мир, на святую свободу!» А в «Возвращении Максима» Борис Петрович поет романс «Очаровательные очи», в «Выборгской стороне»: «Ах вы кони мои вороные...» В фильме «Александр Пархоменко» звучит в его исполнении песня «Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить...», нынче она в репертуаре Кубанского казачьего хора. А еще есть переделанный на военный лад «Шар голубой» про поруганную фашистами Украину с призывом к мщению. Есть песня из «Антоши Рыбкина» «За горами высокими, за долами широкими бежит ручей как песенка моя. Там ждет меня далекая, подруга синеокая, девушка любимая моя...» Есть «Лодочка» и «Речная песенка» Тихона Хренникова на слова Михаила Матусовского из «Верных друзей», что исполняет великолепное трио - Александр Федорович Борисов, Василий Васильевич Меркурьев и он, Борис Петрович Чирков...

И вот пришла Победа! Скажем длиннее и по-прежнему, чтобы не забывалось истинное: «Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Ее, долгожданную, выстраданную Победу, встречает Борис Петрович новым подъемом в творчестве, разнообразную по тематике, образному воплощению, политической направленности. Способствует тому подъему и общественная деятельность актера - в победном году он вступает в партию, позже становится заместителем председателя Всероссийского театрального общества (ВТО), его избирают депутатом Верховного Совета СССР третьего созыва (1950-1954). Он часто ездит за рубеж, немало удивляясь, как хорошо знают там «большевика Максима», и не только друзья нашей страны, но и относящиеся к нам сдержанно, но принимающие его героя неизменно. К этому времени Борис Петрович, уже имея Сталинскую премию первой степени за роль Максима, получает еще три. Сталинскую премию первой степени за роль основоположника русской классической школы музыки Михаила Ивановича Глинки в фильме Лео Оскаровича Арнштама «Глинка» (1946), где рассказывается, как работал великий композитор над операми «Иван Сусанин», переименованной Николаем I в «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», о поездке его в Италию, об истории создания романса «Я помню чудное мгновенье» на стихи Пушкина, а также об отношениях с Анной Петровной Керн. Снимались здесь рядом с Чирковым многие выдающиеся артисты - Михаил Названов, Михаил Державин, Михаил Яншин, Владимир Дружников, а роль Пушкина впечатляюще сыграл Петр Алейников. Такой же премией он был награжден за образ академика Андрея Ивановича Верейского в картине Абрама Матвеевича Роома по сценарию Александра Штейна «Суд чести» (1948) о борьбе с низкопоклонством перед капиталистическим Западом, о важности высоко нести звание советского человека. А за роль почетного шахтера Степана Недоли в картине Лукова «Донецкие шахтеры» (1950) ему присудят Сталинскую премию второй степени.

Пройдет несколько лет, не станет И.В. Сталина, и либералы начнут явственно пробираться к власти, что усилится в последние годы Л.И. Брежнева, вовсю развернется в горбачевскую «перестройку», а уж после ельцинского госпереворота 1993 года они облепят его как мухи повидло, навязывая обществу свои антирусские воззрения. Просветительскую картину о Глинке и русской классической музыке либералы объявят «устаревшей», в «Суде чести» примутся искать то, что дало бы новую возможность помахать любимым ими жупелом антисемитизма, а «Донецкие шахтеры», не утруждая себя аргументами, причислят к «лакирующим действительность». А ведь фильм этот, занявший в свое время в кинопрокате третье место после «Веселых ребят» и «Чапаева», и в наши дни активно смотрят зрители в интернете, оставляя хорошие отзывы: «Жаль, не показывают по телевидению этот добрый фильм о труде шахтеров, отцов наших стойких донбассовцев»; «Какой изумительный актерский ансамбль - Геловани (Сталин), Грибов, Лукьянов, Дружников, Доронин, Хохряков, Зуева, Меркурьев, Жаков, Петр Алейников, Иван Пельтцер, Лидия Смирнова, Клара Лучко!»; «Верю, что настанет время и такие замечательные русские фильмы будут показывать на русском телевидении»...

Реставрация разухабисто пошлого, но унылого и примитивного капитализма будет впереди, чего Борис Петрович не застанет. В 50-е, 60-е, 70-е годы он продолжает активно сниматься, не забывая и о театре. В 1953 году в спектакле Театра-студии киноактера по пьесе И.С. Тургенева «Нахлебник» он сыграет бедного дворянина Кузовкина, роль заглавную, вызвавшую бурное обсуждение критиками, единодушно признавшими эту его работу событием, а когда режиссер Владимир Павлович Басов снимет фильм-спектакль, эта работа-событие станет еще и через телевидение достоянием самого широкого зрителя. В следующем году на экраны страны выйдет комедия Михаила Константиновича Калатозова «Верные друзья», где актер создаст образ Чижика, нейрохирурга Чижова, и картина эта, и сейчас нередко показываемая по телевидению, соединит воедино не одно поколение зрителей. В кинокартине «Своими руками» по очеркам Валентина Овечкина воссоздаст он интересный образ рассудительного и осторожного председателя райисполкома Руденко. Главную роль Якова Петровича Середы, рабочего завода «Арсенал» сыграет Чирков в киноэпопее Александра Васильевича Лещука «Киевлянка» (1958-1960, Студия имени А.П. Довженко), охватывающей события с 1917 по 1957 год, и сделанной к 40-летию Великого Октября. В фильме Иосифа Ефимовича Хейфица «Горизонт» о десятиклассниках, уезжающих на целину, у него тоже главная роль - замдиректора совхоза Лихобабы. Называю прежде всего эти крупные роли Чиркова, чтобы подчеркнуть гражданскую его позицию, деятельную, выражающую стремление прикоснуться к важнейшим делам страны.



Михаил Жаров и Борис Чирков на встрече с делегатами XVI съезда комсомола. 1970 г.
После пятилетней работы в Театре-студии киноактера Борис Петрович 15 лет прослужит в Московском театре имени А.С. Пушкина, сыграв множество ролей из классического и современного репертуара, а в 1966 году перейдет вместе с женой, актрисой Людмилой Геника-Чирковой, в Театр имени Гоголя, где я с ним и познакомился. Спектакли гоголевцев мне доводилось смотреть нередко. Смотрел и в Москве, и в Ленинграде, когда театр приезжал на гастроли. Были на то и личные причины. В 1966-1987 годах в этом театре работал заслуженный артист РСФСР Анатолий Григорьевич Иванов (1936-2000), происходивший из старинной театральной семьи Киселевских, для меня же просто Толя Иванов, друг детства и юности, с кем учились мы в школе №37 Свердловска. Он, Толя, и свел меня с Борисом Петровичем, когда я зашел за кулисы однажды. «Из Ленинграда?! - радостно оживился уставший после спектакля Чирков. - Город моей юности! Любимый город! Как там сейчас? Ну-ка, ну-ка рассказывайте!»

Рассказ, вернее, беседа наша затянулась далеко за полночь. Немало интересного узнал я тогда. И то, как по строчкам, по абзацам, урывками между съемками и спектаклями писал Борис Петрович свои книги - «Азорские острова», «Про нас, про актеров» и другие. И то, как радовался, когда на 79-м году жизни получил Государственную премию РСФСР имени столь уважаемого им К.С. Станиславского за роли в спектаклях гоголевцев «Пока арба не перевернулась» О. Иоселиани (Абаго Богверидзе), «Последняя жертва» А.Н. Островского (Прибытков Флор Федулович), «Дело» А.В. Сухово-Кобылина (Муромский). И о дружбе с Николаем Константиновичем Черкасовым. И о поездке в Кремль, неожиданной, в сопровождении военных, к Вячеславу Михайловичу Молотову, попенявшему Чиркову, мол, зазнался, забыл своего двоюродного дядю, земляка по Нолинску, спросив, не надо ли ему в чем помочь и его ответ: «Спасибо, у меня все есть. Родина позаботилась!»...
* * *

Борис Чирков. «Варшавянка» / «Юность Максима»

image Click to view


Не стало Бориса Петровича Чиркова 28 мая 1982 года. Похоронили его на Новодевичьем кладбище. Потом установили в Москве мемориальную доску на доме, где жил великий артист. А в Нолинске, на стене двухэтажного особняка, что на улице К. Маркса, 17, тоже есть памятная доска с портретом и словами: «В этом доме прошли детские и юношеские годы Бориса Петровича Чиркова - русского советского актера, народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда (1901-1982)». Есть доска и на доме по улице Ленина, 13, где он учился. Мне довелось побывать в этих краях в детстве с отцом, тоже вятским уроженцем. Сегодня сюда, к домам этим, часто приходят и школьники, и ветераны, и приезжающие в город туристы.

Помним. Знаем. Благодарим.
Эдуард Шевелёв
«Советская Россия», 11 августа 2016

сталин и сталинизм, родина и патриотизм, вов и вмв, идеология и власть, либероиды и креаклы, кино и театр, деградация, регистрация, пятая колонна, поколения, общество и население, эпохи, память, нравы и мораль, наследие, конкурсы и фестивали, паразитизм, даты и праздники, мэры и губернаторы, поволжье, 30-е, север, агитпроп и пиар, регионы, мнения и аналитика, фильмы, русофобия и антисоветизм, актёры, социализм и коммунизм, день рождения, биографии и личности, культура, запад, политика и политики, народ и элиты, музыка и песни, противостояние, капитализм и либерализм, современность, российская империя, антисталинизм, ссср, оккупация и интервенция, коррупция и бюрократия, искусство, рабочие и крестьяне, символы, потребление, известные люди, 20-й век, юбилеи, провинция, россия, видео

Previous post Next post
Up