Yogyakarta = Jogjakarta (произносится обычно просто Джогджа). По-русски Джокьякарта (разг. Джокья). По-явански: Ngayogyakarta [ŋɑːˈjɔɡjɔˈkɑːrtɔ] - от мифической «Айодьи», столицы Рамы из «Рамаяны». Так называются и город (со своим мэром; 0,5 млн. человек), и включающий его как свою столицу немалый Особый административный район (DIY) в ранге провинции Индонезии (4 млн. человек на 3.169 км²). Провинция Центральная Ява (38 млн. человек на 34.337 км²) - это другое (она окружает Джокью с запада, севера и востока):
Такая ситуация вызвана особо активной ролью, которую Джокья сыграла в годы борьбы за независимость (несколько лет в этой монархии даже размещалась временная столица республики). Индонезия провозгласила независимость 17 августа 1945 года, а уже 5 сентября тогдашний абсолютный монарх Джокьякарты Хаменкубувоно IX издал вот такой указ:
«…1. …Джокьякарта.., представляющая собой царство, является Особым округом государства Республика Индонезия… [ну, да - вот такая вот монархия внутри республики :)]
3. Отношения … Джокьякарты … с центральным правительством государства Республика Индонезия являются прямыми, и Мы несём ответственность за своё государство непосредственно перед президентом Республики Индонезия».
Как это было:
Click to view
В благодарность в индонезийском законодательстве (в обобщённом виде - вплоть до Конституции) закреплено, что губернаторами этой провинции могут быть только потомки султана Хаменкубувоно, а их заместителями - потомки князей (adipati) Пакуалам (младшая ветвь; paku alam переводится как «гвоздь мира»).
На этом фото ныне покойный Пакуалам IX во время нашего разговора в 2008 году
Последнюю редакцию всей этой ситуации дал «Закон республики Индонезия № 13 от 2012 года об особенностях Особого района Джокьякарта», с которым можно полностью ознакомиться вот
ЗДЕСЬ. Самое главное в нём - то, что «…Султанат Ngayogyakarta Hadiningrat … есть культурное наследие нации, которое сохраняется в поколениях и возглавляется Ngarsa Dalem Sampeyan Dalem Ingkang Sinuwun Kanjeng Sultan Hamengku Buwono Senapati Ing Ngalaga Ngabdurrakhman Sayidin Panatagama Kalifatullah…[полный титул султана]», а также входящее в DIY «…Княжество Pakualaman … есть культурное наследие нации, которое сохраняется в поколениях и возглавляется Kanjeng Gusti Pangeran Adipati Arya Paku Alam…»
Disclaimer: я предупреждаю заранее - чтение этой серии будет порой мучительным, поскольку мне придётся приводить кучу яванских терминов в их индонезийском написании (ага, у яванцев не просто свой язык, но и своя письменность:)
Мои мотивы просты: желающим потом порыться поглубже самостоятельно будет проще начать свои поиски, уже имея перед глазами точное индонезийское написание…
Откуда что выросло. …в середине XVIII века будущий султанат Джокьякарта откололся от контролировавшего Центральную и Восточную Яву (Bhumi Jawa = Tanah Jawi) могучего султаната Матарам со столицей в лежащей в 55 километрах к северо-востоку от Джокьи Суракарте aka Соло. (Практически одновременно от Матарама не без содействия голландцев [«Разделяй и властвуй!»™] откололся также тамошний аналог Пакуаламан -
МАНКУНЕГАРАН):
Аллюзия. Кочующая столица «Матарама-2»: 5 мест за 170 лет
Всё началось в лесу под названием Ментаок, расположенном к востоку от реки Гаджа-Вонг (сейчас это
КОТАГЕДЕ). В последней четверти XVI в. правитель свежезародившегося султаната Pajang (50 км к северо-востоку от Котагеде - в пригороде нынешнего Соло), объявивший себя потомком легендарного последнего императора Маджапахита Бравиджаи V и султана Демака Тренганы, подарил его одному из своих придворных Ки Агенгу Пеманахану. Тот начал расчистку леса вместе со своим сыном Данангом Сутавиджая, который одновременно был и приёмным сыном султана («Высокие отношения!»™). Основанное ими поселение назвали Матарам, так как самого Пеманахана прозвали Ки Геде Матарам, «владыка Матарама», потому что «Матарам - это круто!»™. После его смерти в
1575 - Дананг Сутавиджая провозглашает себя правителем «Матарама-2» (зову его так во избежание путаницы с «Матарамом-1» - центральнояванским царством VIII-XI веков, построившим, в мелкой частности, и Боробудур, и Прамбанан) под титулом panembahan [тот, кому поклоняются/sembah] Senapati Ingalaga и захватывает прилегающие районы, включая сам Паджанг. Столица получает имя Kotaged(h)e («Великий город»). Сам Сенапати заключает духовно-династический марьяж с богиней Южного моря Рату Кидул (об этой небанальной форме брака мы подробно поговорим в шестом
ПОСТе этой серии). Он же строит в 1598 году первые купальни у источника Umbul Pacethokan (а вот по ним мы пройдёмся ещё в пятом
ПОСТе).
1613-45 - в Матараме царит Султан Агунг, который переносит столицу на 5 км к югу - в Kerta - и начинает строить поблизости мощную крепость Pleret.
1646-77 - в Матараме правит его сын Манкурат I, который вообще переводит столицу в Pleret. Но затем её захватывают восставшие.
1677-1703 - Манкурат II подавляет восстание и переселяется двором в Kartasura.
1745 - Пакубувоно II свергает сунан Кунинг, но затем он возвращает себе трон и переносит кратон в Surakarta.
1749 - Матарам становится вассалом Нидерландской Ост-Индской компании (НОИК)
1755 - раскол Матарама. Трёхсторонний договор су(суху)нанов Суракарты, НОИК и султанов Джокьякарты.
NB: В ходе всех этих и последующих перипетий Котагеде и гробницы в
ИМОГИРИ рассматриваются яванскими правителями не как спорные территории, а в качестве общесемейного наследия как су(суху)нанов Суракарты, так и султанов Джокьякарты (не говоря уже про Манкунегара и Пакуалам, ибо: «Воевать друг с другом за земли - это нормально, но память предков - это святое!!!»™)
Но вернёмся к нашим мутонам. Во главе процесса отделения Джокьякарты от Суракарты, который шёл и по линии разборок с голландцами, встал принц пангеран манкубуми (это не имя, а вторая вниз с самого верха ступень придворного титула, подразумевающая происхождение непосредственно от правящего султана; выше только наследный принц;) бендара раден мас Суджоно - второй сын тогдашнего правителя Матарама, будущий султан Хаменкубувоно I. Граница прошла по реке Опак (позже мы её увидим и у Прамбанана, и на берегу океана в Паранкусумо). NB: а сейчас граница идёт очень забавно - Прамбанан оставлен за Джокьей, тогда как соседний Севу принадлежит уже Центральной Яве… :)
Как раз в дни молодости будущего султана Джокьи двор его отца (говорят, по совету всё той же Рату Кидул :)) переезжал из Картасуры в Суракарту (не поленившись прихватить с собой священные баньяны-варингины), так что он имел возможность заранее изучить все тонкости создания нового кратона. В качестве философской основы строительства Суджоно воспользовался концепцией Hamemayu Hayuning Bawono: как сделать bawono (среду обитания, мир вокруг) hayu (красивой) и rahayu (безопасной и стабильной), воплотив её в жизнь посредством оси(!!!) от священного пляжа Паранкусумо на берегу «Южного моря» (Индийского океана)…
…на север к вулкану Мерапи:
Вот графическое выражение этой оси - океан внизу, вулкан наверху, кратон в центре, а что это за платформа над океаном и обелиск под вулканом мы поговорим в третьем
ПОСТе этой серии:
Далее я буду именовать всё это богатство «большой (философской) осью» - а будет ещё и малая, с которой мы разберёмся уже в самом дворце султана. На карте ниже последняя обозначена двумя красными галочками чуть левее «большой оси»:
Думаю, что заметное на карте небольшое отклонение «малой оси» от «большой» как раз и вызвано тем, что место для будущей столицы выбиралось так, чтобы в неё был непременно включён уже упомянутый выше в связи с Сенапати важный источник Umbul Pacethokan (там теперь купальни Тамансари, по сути являющиеся и мини-крепостью, и водохранилищем - туда пойдём в пятом
ПОСТе серии):
С флангов зоны будущего строительства протекали шесть рек: три на востоке и три на западе, но ландшафт в районе предполагаемого кратона был выбран более высокий - чтобы он был меньше подвержен затоплению во время наводнений.
Сейчас в Джокьякарте правит Хаменкубувоно Х - вот вам его фото, сделанное в ходе нашей встречи 2006 году (интересующимся вот также
ССЫЛКА на взятое тогда интервью. Но если совсем вкратце, то… «У нас здесь не арабский, а индонезийский ислам, - говорит Хаменкубувоно X. - Наш ислам уважает другие религии, которые исповедовали на Яве задолго до того, как сюда был принесён ислам…»):
А чтобы лучше понять, что он за человек, вот вам ролик самого султана-губернатора (© кратона как организации; ниже последует короткий перевод самых интересных моментов, но я рекомендую в любом случае обратить внимание на чисто яванскую манеру речи Шри Султана):
Click to view
00:00 - султан: наша главная сила как жителей Джокьи - единство. Как его сохранить при вызовах новых времён, когда всё больше внимания уделяется мирскому, материальному. Как сохранить достоинство?
01:53 - в какие игры играл ребёнком, в каких школах учился, воспоминания одноклассницы
03:32 - по окончании начальной школы отец подарил велосипед, чтобы ездить в среднюю школу. «Вот так мы и жили: пользоваться мотоциклом не разрешалось, не говоря уже об автомобиле…»
04:33 - учился на юриста в одном из университетов Джокьи, затем какое-то время в Джакарте.
05:10 - встреча с будущей женой (первым в династии отказался от многожёнства). Она тоже вспоминает; в частности, ей нелегко было приспособиться: только «придворный яванский язык» учила два года [яванский язык и так-то имеет три уровня, отличающихся не только лексикой, но даже грамматикой - по сути, это «три языка в одном». Так ведь в кратоне говорят на собственной версии яванского языка - bagongan!]
08:27 - вступает первая дочь (из пяти, сыновей в его 77 лет нет. Она официально провозглашена «предполагаемым престолонаследником» - это официальный статус. Так что имеет шансы стать первым в мире (в других странах о таком не знаю) султаном-женщиной :) «самый лучший из отцов»; «главное не деньги, а чему учишься…»
08:56 - вторая дочь
09:18 - султан: дети должны строить свою независимость, учиться преодолевать препятствия.
09:45 - третья дочь: «мы должны были учиться во «внешних» школах, чтобы обрести самостоятельность».
10:01 - пятая дочь: «он позволял нам падать, но мы знали, что он поможет подняться. Не трястись над мелочами, а помочь понять, какова жизнь».
10:20 - султан: «…если перед тобой препятствия, преодолевай их! Именно это формирует характер… я не указывал, куда идти, а куда - не идти… Пусть решают сами в соответствии со своими особенностями… Объяснял лишь общие принципы - но нужна аргументация, почему так…»
12:08 - все уже замужем, но по субботам до сих пор встречаются вместе
12:58 - султан: «…пусть будет разница во взглядах, но связь между родителями и детьми нельзя разрывать… Я настаиваю только на одном: все члены семьи должны верить друг другу».
15:02 - ТЕКСТ: государственная жизнь кратона Джокьякарты течёт и опирается на султана как раджу (царя), который имеет мандат народа и является фигурой, которая должна уважать и высоко ценить ответственность.
15:10 - султан: «…в качестве султана у меня нет выбора: я обязан соответствовать ожиданиям. В качестве губернатора тоже нет выбора - надо следовать законам. Моя деятельность должна приносить пользу обществу».
15:43 - личный секретарь: как султан принимает общественные делегации, все письма читаются…
16:25 - супруга: каждый из детей султана должен нести пользу народу Джокьи, каждый играет свою роль.
16:43 - четвёртая дочь: каждый из детей нашего отца имеет свои обязанности относительно того, как внести вклад в помощь Джокье (дальше - кто чем занимается конкретно).
18:02 - султан: «…на самом деле, с точки зрения протокола в качестве султана я более свободен, чем в роли губернатора. В качестве султана я могу приказать секретарю: «Не отказывать просящим принять их!» А вот губернатор вынужден, исходя из протокольных соображений, переадресовывать что-то главам служб». Султан - это духовная сила; как построить «культурное» общество… Три главных задачи султана - обеспечить:
А) безопасность мира, окружающей среды;
Б) достоинства человека - верность, честность, патриотизм;
В) все действия лидера должны быть направлены на процветание народа
(С 19:15 безумно интересные (но, увы, короткие) вкрапления из разных церемоний: на берегу океана, гвардия, в карете…)
СЛОВАРИК. Самое главное: ниже (особенно в 13-м ПОСТе серии) речь пойдёт о «яванцах» как этносе, а не в их качестве «жителей острова Ява»: ведь только на Западной Яве ещё живут примерно 45 миллионов сунданцев (второй по численности этнос Индонезии после более чем ста миллионов яванцев) - и это не считая столь же автохтонных тенгеров, осинг и бадуев (ну, и бетави, наверное) в разных местах острова. Сунданцы - народ, бесспорно, родственный яванцам, но во многом (включая даже язык и письменность) очень и очень отличный от них.
К слову: Sunda - это самоназвание, которое в голландском преломилось как «Зунда». Отсюда и пошло всё «Зондское» в русском языке: Зондский пролив, Зондские острова - в язык вросло и теперь не вырубишь и топором…
На мой персональный взгляд, и по сей день лучшее и наиболее яркое материальное воплощение духовной сущности яванцев - это как раз кратон Джокьякарты, а потому давайте разберёмся с ним сначала теоретически:
K(e)raton = ke-ratu-an -> «рату» - это правитель(ница), царь/царица…
Соответственно, место, где он(а) обитает, зовут «кратон» («е» не читается даже тогда, когда пишется). В Джокьякарте «кратоном» называют вот это…
…по сути -
КРЕМЛЬ) - то, что было при строительстве столицы окружено крепостными стенами и бастионами. Вот такими:
(Не путайте «исторический кратон» с «туристическим кратоном» - маленькой внутренней частью первого, куда туристов пускают по билету).
Да, выступ на северо-востоке на карте выше объясняется там, что там расположена Istana Sawojajar - резиденция наследного принца с титулом Kanjeng Gusti Pangeran Adipati Anom.
«Исторический кратон» - это, по сути, город в городе, в котором практически всё имеет то или иное отношение к султанам (включая буквально тысячи их «дальних родственников»: за почти три века-то, учитывая многожёнство, а поначалу - и наложниц, их наплодилось немало: только Хаменкубовно II имел 80 детей от своих двух жён и 31-й наложницы). Эта родня не только просто живёт в Кремле, но и содержит там массу мастерских, магазинов, кафе и ресторанов и даже отельчиков.
NB: Выше имелись в виду как бы «просто жители» на территории «исторического кратона». Но есть и большой аппарат носящих форму вполне себе действующих «придворных султана» (именно султана, но не губернатора - последний исполняет свои обязанности в другой резиденции уже за пределами кратона):
ABDI DALEM, о которых мы подробно поговорим чуть ниже.
Kedaton = ke-datu-an -> «дату» - это тоже правитель. Соответственно, «кратон» и «кедатон», в принципе, синонимы. Вот только именно в Джокье сейчас кедатоном называют ту часть кратона, где реально и по сей день живёт султан с семьёй (и куда закрыт доступ туристам и вообще посторонним) - ну, надо же её как-то выделить собственным названием? Она тоже окружена стеной (cepuri), но намного менее серьёзной, чем внешняя (baluwarti или beteng).
Labuhan - слово «лабухан» происходит от яванского labuh, что означает сбросить, положить или смыть. Цель этого обряда - молитва и выражение надежды на избавление от всего плохого. В его ходе кратон Джокьякарты «сбрасывает» в определённых местах предметы, называемые ubarampe labuhan (далее просто «убарампе»), некоторые из которых принадлежат правящему султану. Убарампе помещаются в три типа ancak (контейнеров для подношений), называемых Pengajeng, Pendherek и Lorodan Ageman Dalem.
Церемонии лабухан проводятся в нескольких petilasan - местах, которые считаются важными и имеют историческую ценность, связанную с существованием дворца Джокьякарты. Существуют четыре функции лабухана, а именно, 1. panyuwunan (обращение с прошением), 2. atur panuwun (выражение благодарности), 3. napak tilas (воспоминание) и 4. memayu hayuning bawana (украшение мира).
В годы правления Хаменкубувоно IX лабухан проводился ежегодно в день рождения султана по яванскому календарю, при нынешнем султане - в день его коронации. Кстати, вот что он сам рассказал мне об этом в 2006 году:
ОЧЕРК.
Атрибутика Apem Mustaka (см. ниже) и убарампе, обычно хранящиеся в кратоне Джокьи в павильоне
BANGSAL SRIMANGANTI ( где мы побываем в десятом ПОСТе), за день до собственно лабухана отправляются в три (а раз в восемь лет - и четыре, но об этом в седьмом ПОСТе серии) места: обычно на пляж Паранкусумо и вулканы Мерапи и Лаву. Шествие из дворца во главе с Mantu Dalem, KPH Wironegoro, KPH Purbodiningrat, KPH Notonegoro и KPH Yudanegara начинается около 08.00. Готовятся около 30 видов убарампе - от аксессуаров для одежды до причёски Ngarsa Dalem (султана).
«Верховный лабухан» 2017 г. - отправление убарампе из кратона (первые полторы минуты):
Click to view
ABDI DALEM - после провозглашения 13 марта 1755 г. нового государства Джокьякарта ему сразу потребовался как гражданский, так и военный государственный аппарат. Военным стали гвардейцы кратона, а гражданским - как раз абди-далем, которые выступали в качестве исполнителей в каждой созданной султаном организации. Короче, это те самые «винтики» механизма управления султанатом. Но помимо этого абди-далем также являются «хранителями культуры»: они должны служить примером для всех, а потому обязаны всегда демонстрировать утончённые манеры, быть дружелюбными и улыбающимися.
Эти придворные носят своего рода форму (см. фото выше и ниже), но не обувь - свои обязанности они исполняют босиком. Вдобавок, им запрещено носить украшения, чтобы устранить разницу между бедными и богатыми, чтобы все абди-далем были равны. Кстати, в придворном яванском языке bagongan (в отличие от обычного) также нет различий в обращении низших к высшим и наоборот.
Абди-далем делятся на две основные группы: punakawan и kaprajan. Последние - это выходцы из общеиндонезийских армии, полиции и государственной службы (обычно пенсионеры), которым оказали высокую честь - официально зачислили в штат, и теперь они добровольно отдают своё время и знания для помощи кратону. А вот выходцы из простого народа punakawan, выполняющие повседневные задачи во дворце, тоже делятся на две категории: Abdi Dalem Punakawan Tepas (кстати, многие из них имеют высшее образование от художественного до компьютерного и бухгалтерского) выходят на службу в какое-то определённое рабочее время, как персонал обычного офиса, в то время как Abdi Dalem Punakawan Caos появляются в кратоне только раз в десять дней - лишь чтобы продемонстрировать свои уважение и преданность.
Оклады абди-далем обычно варьируются от весьма скромных до откровенно мизерных, а принадлежность к ним не влечёт за собой какие-то почести. Главная причина, по которой яванец идёт служить в кратон, как правило, заключается в обретении внутреннего покоя и счастья. И, конечно - получении благословения султана, которое приносит удачу, чем и даёт возможность удовлетворить потребности семьи.
Apem Mustaka - большой (сборный?) пирог из рисовой муки и кокосового молока точно в рост правящего султана Хаменкубувоно Х. Он приготовляется непременно Sentana Dalem - придворной, у которой уже наступила менопауза:
Только 1:45 - 2:05 этого видео:
Click to view
Его части в ходе церемонии sugengan раздаются семье султана, его родственникам и придворным, символизируя просьбу о прощении за различные ошибки по отношению как к Создателю, так и к другим людям - чтобы сохранить чувство взаимной приязни с ними.
Продолжения последуют - см. их индекс ниже:
2.
«Огненная гора» и хранители её ключей 3.
«Малая ось». Кратон. Царская кухня 4.
Ислам на Яве и «большой бабах™». Не путайте «Мальборо» с Малиоборо. «Вредный бург» и вообще о мирском 5.
«Душистый сад» и «Водный замок» Тамансари 6.
Рату Кидул на Яве и на Сунде. Подводный дворец в Паранкусумо
7.
Ещё два лабухана - и на гробницу Сухарто! 8.
«Тысяча храмов» Севу. И чуток про Прамбанан и Боробудур 9.
Восемь пещер Девы Марии и три религии в одном китайском храме 10.
Кто живёт на Яве? «Настоящие» и «ненастоящие» яванцы ИНТЕРМЕЦЦО или «Индонезия с Михаилом Таратутой» 11.
Так всё же «балет» или просто танцы-шманцы? 12. Первым делом самолёты…
13. …ну, а «Газики» - потом. Зато много…
14. Откуда брать? Три отеля. Каласан и Сари
15. Как это было и что не вошло