Может, кто-то считает, что мы уже покончили с яванской философией? И не надейтесь! Вы же помните из предыдущего
ПОСТа, что смысл Северного алун-алуна - та самая концепция manunggaling kawula Gusti в её части «1. встреча человека с Богом и 2. союз народа с царём?» Вот так мы дальше и пойдём, чтобы слева от нас оставалось божественное, а справа - мирское :)
Итак, к западу от Северного алун-алуна стоит выстроенная в традиционном яванском стиле ещё Хаменкубувоно Первым
MASJID GED(H)E aka
БОЛЬШАЯ МЕЧЕТЬ.
Аллюзия. Вот тут год назад восточнояванский вулкан
СЕМЕРУ (тот, что прилегает к плато
ТЕНГЕР)...
…шарахнул с такой силой, что японцы(!) тут же сделали предупреждение об угрозе цунами аж Окинаве...
Но мы цинично оставим японские проблемы японцам, а сами вернёмся к яванцам: так уж получилось, что это извержение напомнило о том, как сейчас мусульмане-яванцы воспринимают обращение острова в ислам.
Disclaimer: Пристегните ремни безопасности! Это будет долго, но оно того стоит…
В общем, выброс произошёл в 800 метрах к юго-востоку от вершины (3.676 м. над уровнем моря; её называют Puncak Mahameru) Семеру - из кратера Jonggring Seloko/Saloko/Saloka (он закрыт для посещения даже во времена относительного спокойствия вулкана, поскольку очень велика вероятность выбросов ядовитых газов).
Само имя Jonggring Seloko происходит от яванского названия райской обители, где живёт Batara Narada - полубожественный мудрец, что родился «из ума Брахмы» (но это совершенно не мешает ему быть служителем Вишну), которому приписывают несколько гимнов «Ригведы» и который играет большую роль в некоторых пуранах, в особенности «Бхагавата-пуране». Его причисляют к семи великим мудрецам и считают девариши - первым риши среди полубогов: он предрёк грядущее рождение Кришны и первым научил людей математике, астрономии и земледелию. Нараду также называют Трилока-санчари - межпланетным путешественником, который беспрестанно скитается по всем трём «уровням» Вселенной - небесам, Земле и низшим мирам, заботясь о духовном благоденствии обитающих там живых существ. В яванском ваянге же он - советник и «правая рука» верховного божества Batara Guru и владыка яванского Рая).
Пока что ислама было немного, правда? А мы ведь к нему даже не подошли, потому что следующим нашим персонажем вообще станет Sabdapalon:
В истории он фигурирует как полулегендарный советник последнего правителя империи Маджапахит Бравиджая V, но совершенно не случайно, что он очень похож на мою собственную аватару на этом посте (подробности о ней вы легко можете найти здесь:
01 и
02): во многих версиях ваянга старина Сабдо абсолютно идентичен Семару.
Так что же случилось с Сабдапалоном/Семаром, когда на Яву пришёл ислам?
Ну, по одной из версий, он этого не стерпел и удалился, пообещав вернуться и вымести новую религию поганой метлой через 500 лет - ровно тогда, когда наступит разгул коррупции, а стихийные бедствия начнут сменяться друг другом. Так что не удивительно, что в связи с прошлогодним извержением Семеру индонезийские СМИ запестрели этой самой «клятвой Сабдопалона» - и вот вам краткий пересказ той версии, что даёт dara.co.id (я ещё раз подчеркну, что мне лично особенно интересно здесь то, как яванцы относятся к этой теме сейчас):
«Эта история начинается с появления шейха Субакира, настоящее имя которого шейх Тамбух Али бин Шейх Бакир, родом из земли Персии или того, что сейчас более известно как Иран (sic!), приехавшего на Яву распространять ислам по приказу тогдашнего султана Турции (sic!) Мухаммеда I. Он был послан специально для решения духовных вопросов, мешавших принятию яванцами ислама (а если конкретно - зачистки Явы от джиннов, в чём шейх считался крупным специалистом).
Говорят, что шейх Субакир привёз из Аравии чёрный камень по имени Rajah Aji Kalacakra, который был установлен им в Магеланге на пике горы Тидар, которая считается центральной точкой или «гвоздём» земли Явы. От священной магической силы чёрного камня джинны бежали в океан или умерли от жары.
Переполох в невидимом мире встревожил Семара, также известного как Сабдопалон, Данхьянга Земли Явы, который жил на вершине горы Тидар в течение 9.000 лет.
Он встретился с Субакиром, и после долгой дискуссии со взаимным мордобитием на протяжении 40 дней и 40 ночей (хм-м-м… 40 дней - они и на Яве 40 дней. Совпадение?) они договорились, что шейх всё же может распространять ислам на Яве, но с рядом условий. Если они не будет выполняться, то Сабдопалон обещал вернуться и устроить горо-горо™ (т.е., ваще полный трындец aka «большой бабах»!) Шейх Субакир согласился с этими условиями и продолжает их соблюдать, хотя с течением времени это порой стало не в его власти…
Ниже приводится содержание этого договора:
1. Не должно быть принуждения к религии или верованиям.
2. Здания для богослужений должны возводиться в индуистско-яванском стиле, даже несмотря на то, что внутри они исламские.
Первая мечеть на Яве
3. В исламской империи королева должна происходить как от мусульман, так и от индуистов.
4. Не превращайте яванцев в арабов - пусть они остаются яванцами. Берегитесь, если яванцы потеряют свою индивидуальность и образ мыслей. Если они будут утрачены, то Семар вернётся, чтобы устроить goro-goro™».
Да, так к чему было это всё? Да просто к тому, чтобы вас не удивляло, что яванские мечети выглядят именно так… ;)
Минарет мечети (тоже одной из первых на Яве) в Кудусе
Но вернёмся на начинающуюся в 150 метрах к северу от края Северного же алун-алуна (снова см. предыдущий
ПОСТ, а заодно рекомендую при необходимости поглядывать во Введении в
СЛОВАРИК серии) от т.н. «Точки ноль Джокьи»…
Тут она снята с севера на юг…
…а тут с востока на запад
…главную улицу Джокьи - Malioboro: несмотря на потуги не столь уж малочисленных умельцев «подарить» происхождение её названия герцогам Мальборо («низкопоклонство перед Западом™» бродит и по Яве тоже. Кстати, на Суматре и впрямь есть
КРЕПОСТЬ, реально названная в их честь :)), на самом деле, по одной версии, это название является искажённой формой от санскритского mâlyabhara (несущий гирлянды) - а ведь именно вдоль этой улицы и шли торжественные процессии… По другой версии mali = охранитель, oboro = учения, т.е. людям предлагается исполнять здесь учение хранителя, чтобы устранить все соблазны в их жизни. Как, присоединитесь на самой «центровой» улице джокьякартского шопинга?
Да, имейте в виду важный нюанс: первоначально Малиоборо была стометровой ширины, так что перед медитировавшим в своём в кратоне султаном открывался намного лучший вид, чем сейчас:
Продолжая оставлять мирское к востоку от оси, подходим/подъезжаем к «Вредному бургу», как я ласково зову крепость
VREDEBURG, построенную голландцами сразу у стен дворца - чтобы контролировать султана:
Далее, уже в 400 метрах к северу от алун-алуна, к востоку от «оси» расположен огромный главный рынок Джокьи
BERINGHARJO - и он символизирует обязанность султана нести процветание своему народу. Изначально он был рынком на открытом воздухе, потом несколько раз перестраивался и сейчас превратился в массивное здание с двумя этажами. Однако его функция и местоположение остаются неизменными и по сей день. Само название Беринхарджо было дано потому, что первоначально на этом месте был баньяновый лес (беринг = варингин), а слово harjo как раз и означает процветание. Кроме того, это дерево многими яванцами воспринимается как символ величия и защиты - что совершенно не мешает все ещё почувствовать здесь атмосферу яванского традиционного рынка.
Он также символически представляет материальный мир, который следует оставить, когда человек хочет достичь единства с Богом (я же обещал, что мирское будет оставаться от нас по правую руку, правда?)
Далее метрах в 150 - ворота в джокьякартский «чайнатаун» Kampoeng Ketandan:
Если пройти по улице Малиоборо ещё метров 200 на север, то мы увидим с правой стороны въезд в резиденцию губернатора DIY:
Это снова вполне логично: свои духовные обязанности он исполняет как султан в кратоне, лежащем в центре «философских осей», ну, а мирские, как и положено, реализуются к востоку от них…
Ну, а на десерт я вам предложу перевод отрывка отличной статьи «Jalan Maliabara ('Garland Bearing Street'): The Etymology and Historical Origins of a much Misunderstood Yogyakarta Street Name», написанной видным специалистом по истории Явы P.B.R.Carey:
«…генерал-губернатор (или вице-губернатор в британский период) не был простым смертным. Называемый яванцами "дедушкой" (ingkang eyang), он считался законным наследником суверенных прав существовавшего в XIV в. царства Паджаджаран (Западная Ява), и, таким образом, находился в одном ряду с правителями Центральной Явы. Однако он не имел никаких прав на суверенитет над Матарамом. Его резиденция находилась в Батавии, и, по мнению яванцев, все отношения между ним и центральнояванскими королями должны были регулироваться через посредство послов, как и подобает равным по статусу правителям... Торжественный проезд генерал-губернатора по улице Малиоборо служил двум важным целям яванцев: с одной стороны, он должен был воздать высокопоставленному гостю подобающие тому почести, а с другой - "укротить" его сверхизбыточную власть, заставив его пройти между магически сильными точками Тугу и waringin kurung под пристальными взглядами вооружённых яванских солдат...
…процессия генерал-губернатора останавливалась у дома резидента Джокьи, который располагался на западной стороне улицы Малиоборо, чуть севернее Северного алун-алуна. Однако очевидно, что цель торжественного въезда в Джокьякарту заключалась в том, чтобы произвести впечатление и даже напугать прибывших европейских чиновников. Раффлз, например, был явно потрясён приёмом, оказанным ему в декабре 1811 г., когда около десяти тысяч военных различных родов войск (в основном кавалерии) выстроились вдоль улицы Малиоборо во время его торжественного въезда в столицу султаната. Ранее, во время визита в Джокью в августе 1788 г. губернатора северо-восточного побережья Явы Яна Грива (он находился в этой должности в 1787-91 гг.) "приветственный" салют почётного караула с ружьями (они были заряжены холостыми патронами), направленными прямо на сопровождавших его голландских яванских солдат, заставил лошадей его кареты шарахнуться и на время привёл в ужас голландскую сторону. Здесь, пожалуй, можно привести сравнение с тем, как тибетцы встретили в 1904 году первую британскую военную экспедицию в Лхасу под командованием майора Фрэнсиса Янгхазбенда. Сообщалось, что люди, стоявшие на улицах, хлопали в ладоши, чтобы отпугнуть злых духов, которых, как считалось, варвары-англичане занесли в Запретный город. Последние, однако, приняли этот приём за тёплое приветствие и аплодисменты…»
А пущей «атмосферности» для давайте просто немного проедем по улице Малиоборо и вообще центру Джокьи:
Click to view
…проникаясь при этом мыслями: «Ну, вот, наконец-то, город, в котором можно жить!» или «Как жаль, что в Джакарте нет ничего похожего!»
Но продолжение, тем не менее,
СЛЕДУЕТ…