Вместо эпиграфа вопрос: «А где ещё вы видели город, не на словах, а реально последовательно построенный на соблюдении философских принципов?»
«Малая философская ось» = вот это (см. также
ВСТУПЛЕНИЕ, а столкнувшись с непонятными терминами - в нём же есть Словарик):
Она немного выходит за границы
КРАТОНа Джокьякарты (выдвинут в
СПИСОК объектов мирового наследия ЮНЕСКО).
Обратите внимание на две красные пометки к югу и северу от стен собственно кратона:
На юге обозначена Panggung Krapyak. О её философском значении мы поговорим чуть позже, а пока достаточно сказать, что это усечённая пирамида размерами 17,6 м х 15 м в основании и десяти метров в высоту, которая была построена в царском лесу и использовалась как платформа для охотников:
На севере «малую ось» через пять километров от Крапьяка венчает 15-метровая (сейчас) колонна Тугу Пал-Путих (aka Tugu Yogyakarta,
TUGU GOLONG GILIG):
А почему в центре оси разлёгся кратон?
ултанатаДело в том, что яванцы традиционно рассматривают монарха как неотъемлемую часть своего космо-религиозно-магического взгляда на жизнь и Вселенную. Согласно ему, человеческое существо постоянно подвергается воздействию сил, исходящих со всех сторон света, звёзд и планет, причём силы эти могут нести как процветание, так и бедствия. И каков будет их выбор, зависит от того, насколько гармонично жизнь индивида увязана со Вселенной. Соответственно, гармония между царством и Вселенной достигается посредством работы с первым как уменьшенной моделью последней, а кратон, в свою очередь, является фокусом всего султаната - и его планировка оказывает нужное воздействие и вовне. Такие основополагающие космо-религиозно-магические воззрения на государство проявляют себя во всех сферах жизни яванцев: языке, литературе, титулах, обычаях и традициях, искусстве, религиозной практике и, соответственно, архитектуре кратона.
Принц Суджоно, основавший кратон Джокьякарты в 1756 году, был весьма сведущ не только в архитектуре, но и в яванской философии, что добавило в его планировку огромное количество значимых символов. Даже само расположение будущего города Джокьякарта было выбрано им в том числе и для того, чтобы воплотить традиционную космографию и весьма специфическую яванскую философию жизни человека (при этом он наверняка видел в плане стройки отражение и своей личной судьбы). Соответственно, практически каждый компонент исторического центра Джокьякарты имеет своё особое философское значение.
Этот центр был спланирован таким образом, чтобы отразить три основных понятия, в соответствии с которыми яванская философия толкует суть человеческой судьбы. Во-первых, каждый должен знать происхождение и конечную цель жизни человека (sangkan paraning dumadi) и следовать этому жизненному циклу. Во-вторых, в течение своей жизни он должен поддерживать гармоничные отношения с Богом (и Правителем как эманацией Бога), другими людьми и природой (manunggaling kawula Gusti ~ балийская tri hita karana = «три причины процветания»). И, наконец, долг всех людей - сделать мир прекрасным и мирным (hamemayu hayuning bawono).
На практике это выражается, в частности, в том, что султан, медитируя в своей резиденции в кратоне, мог смотреть сквозь павильон
PAGELARAN и два баньяна (на Яве их зовут варингинами) в центре северной площади перед кратоном…
Pagelaran на заднем плане в центре этого фото
…точно на Тугу (а если продолжить эту линию за пределы видимости, то она упрётся в Мерапи):
Это моё фото 2006 года. Сейчас «линию взгляда» уже расчистили от помех
Итак, платформа Крапьяк. Её форма близка к тому, как в индуистской традиции изображают йони (женское начало, утроба), где зарождается жизнь человека, а затем он проходит совершенно прямую дорогу от Пангунг-Крапьяк до южных ворот кратона, отражая последовательность от зачатия до совершеннолетия:
Рядом с Крапьяк до сих пор сохранился топоним mijen, означающий «быть семенем жизни»). Вдоль этого пути растут деревья тамаринд (asem; обозначает состояние «быть очарованным» или «завораживать») и саподилла (sawo kecik; «все в порядке» или «благость»).
А вот последовательность жизни от зрелого возраста до смерти и возвращения к Богу отражена в дороге от кратона уже на север. Вдобавок - на Яве под первым слоем смысла чего бы ни было почти всегда скрывается второй. А под ним - третий… - это направление ассоциируется в сознании яванцев с чернотой, смертью и зловещими силами. Северный полюс «малой оси» - Тугу - по сути, лингам: воплощение мужского начала, посвящённое духу-хранителю Явы Kyai Jaga.
Кстати до перестройки высоконравственными™ голландцами в уменьшенном и изменённом виде (после обрушения в ходе землетрясения 10 июня 1867 года, разрушившего и купальни Тамансари) он имел форму 25-метрового белого цилиндра со сферической вершиной, намного более недвусмысленно символизируя тем самым мужское начало (ну, а заодно - и единство Бога с царём и царя с его народом: всё то же manunggaling kawulo Gusti).
NB: на самом деле, в «большой философской оси» прослеживается та же символика от йони (тут её роль исполнят океан) к лингаму (вулкану) - но уже на протяжении 55 километров. В индуистско-яванской космологии такой ландшафт воспринимался также как отражение Вселенной, которая состоит из горы Махамеру в центре, окружённой кольцами пересекающихся моря и суши.
Пройдём вдоль «малой философской оси» с юга на север уже непосредственно в самом кратоне…
Цифры 1. и 5. на этой карте - Крапьяк и Тугу, а остальные будут пояснены в тексте
…и увидим, как это прекрасно перекликается с рассказом о яванцах - у них осмыслена любая деталь. Один из западных классиков индонезиеведения говорил примерно так: «Ява - единственное место на планете, где, спросив дорогу у работающего в поле крестьянина, легко можно оказаться втянутым в часовую философскую дискуссию…»
Мы проезжаем через 2. Южные ворота (Plengkung Nirbaya - это дивный символ демократии внутри монархии: ими может пользоваться кто угодно (конный и пеший), но за исключением правящего султана, потому что именно через эти ворота его тело вынесут на Имогири после смерти…)
…и скоро попадаем на 3. Южный алун-алун .
Начиная с эпохи индо-буддийской империи Маджапахит (т.е., ещё до прихода на Яву ислама), площадь «алун-алун» - особое общественное пространство, ставшее неотъемлемой частью планировки столицы. Позже эта концепция была адаптирована и другими городами Индонезии, где его помещают прямо перед центром власти.
Южный алун-алун размером 150 х 150 метров также известен как Алун-алун Пенгкеран («Задняя площадь»). Он находится внутри крепостной стены и в его центре посажены
ДВА ВАРИНГИНА. Их называют supit urang, и они окружены двухметровыми белыми оградами, украшенными орнаментом из сфер и дуг. По краям растут деревья pakel и kweni (оба из семейства манговых) как символы зрелости и мужества соответственно.
На площадь выходят пять улиц, которые символизируют пять человеческих чувств. На западной стороне, рядом с улицей Нгадисурьян, расположена дворцовая конюшня для слонов.
Поверхность площади покрыта песком, привезённым со священного пляжа Паранкусумо, и здесь (именно здесь! На Северном алун-алуне его смысл, как увидите чуть позже, резко изменится!) он символизирует, что наши чувства все ещё нестабильны, изменчивы и дезорганизованы, как песок. Именно это происходит с людьми, когда они достигают половой зрелости, что и отражает встреча юноши и девушки в виде двух баньянов.
Но как же на Яве обойтись без альтернативной версии? Согласно ей, фрагментарный характер песка символизирует ребёнка (мы же совсем недалеко ушли от места рождения, помните?), который по-прежнему ставит собственные интересы выше интересов других.
На Южной площади раньше проводились смотры войск и готовились
ГВАРДЕЙЦЫ КРАТОНА.
А вот это манголоюдо - главнокомандующий всеми войсками султана Джокьякарты:
Как видите, сабля - саблей. Но и
КРИС - крисом!
В том числе гвардейцы тренировали на Южной площади концентрацию, проходя между двумя священными варингинами в её центре с закрытыми глазами. Также этот алун-алун был местом проведения ритуала Topo Bisu: после обхода крепости воины и абди-далем в парадной одежде также проходили между двумя баньянами, желая получить благословение и попросить защиты от нападений врага (говорят, что когда через два варингина пробовали пройти солдаты голландских колониальных войск, то они, напротив, теряли силы). С тех пор и считается, что тот, кому удастся пройти между деревьями, сможет отогнать несчастье - и потому сейчас тут часто проводят ритуал masangin: люди пытаются пройти между баньянами с завязанными глазами - и в случае успеха загаданное желание сбудется. (Это только кажется простым, но на деле далеко не всегда удаётся).
На южном алун-алуне также часто (особенно в ходе визитов голландских генерал-губернаторов) проводились бои тигров и буйволов, Они воспринимались яванцами как символическое воплощение непрекращающейся борьбы между ними самими (в лице неторопливого и осторожного буйвола) и европейцами (в лице стремительного, смертоносного, но быстро устающего тигра). Разумеется, к большому удовольствию наблюдавших за этим яванцев, первые почти всегда выходили победителями.
Раскрашенная вручную гравюра с изображением сражающихся тигра и буйвола, ~ 1830 г.
Далее на север по абсолютно прямой прямой:
4. Северная площадь намного больше Южной: 300 x 300 метров и лежит уже сразу за стеной кратона.
В её центре стоят два баньяна по именам кьяи («достопочтенный») Девадару и кьяи Джанадару (сейчас его обычно зовут кьяи Виджаядару). В яванском манускрипте Serat Salokapatra говорится, что семена кьяи Джанадару привезены из дворца сунданского царства Паджаджаран, а семена кьяи Девадару - из дворца империи Маджапахит.
Кьяи Девадару происходит от слов dewa, что означает бог, и ndaru, что значит откровение. Это дерево вместе с Большой мечетью расположено к западу от философской оси, иллюстрируя отношения между человеком и его Богом. Между тем, кьяи Janadaru, что означает «человеческое дерево», вместе с рынком Beringharjo находятся на восточной стороне философской оси, что символизирует отношения человека с человеком.
Как и Южная площадь, вся поверхность Северной площади также покрыта мягким песком, но вот здесь он уже отображает безбрежное море, которое является проявлением всемогущества Бога.
Альтернативная версия: жизнь человека в мире, в котором он сталкивается со счастливой или печальной волной жизни. Но в любом случае, в целом, смысл площади и двух баньянов в центре - опять концепция manunggaling kawula Gusti, союз народа с царём и встреча человека с Богом.
Это пока что была теория, но вот как попасть в кратон туристу? Да очень просто: с 08:00 (кроме понедельников) идёте с юго-западного угла Северного алун-алуна…
…вот по этой улочке…
…пока не попадаете вот на эту маленькую
ПЛОЩАДЬ с часами, подаренными Хаменкубувоно VIII благодарными китайцами:
Всё! В 50 метрах от часов находите кассы…
Собственно («нынешний») кратон - это совершенно не то, как мы обычно представляем себе дворец, а огромное скопление одноэтажных павильонов, порой соединённых (на случай дождя) переходами под навесами. Во-первых, такую архитектуру диктует климат, а во-вторых, не забываем, что первоначальные постройки были сожжены британскими солдатами в 1812 году (в течение тех пяти лет в ходе наполеоновских войн, когда на Яве правила не Голландия, а Англия) + уйма землетрясений и извержений.
Здесь до сих пор находится резиденция султана (в его функции именно как султана, а не губернатора - у последнего другая резиденция) и другие здания аппарата дворца.
Обратите особое внимание на павильон
BANGSAL SRIMANGANTI - раньше это было место, где султан встречал важных гостей. А теперь там около 10 часов утра ежедневно (кроме понедельника; в пятницу на час раньше) проводятся показы яванских гамелана, танцев и даже «театра теней»…
При этом имейте в виду, что каждый павильон имеет своё собственное уникальное значение. Просто для примера обращу ваше внимание ещё на три из них:
BANGSAL PANCANITI (panca = пять + niti = проверять; перед туристическим входом в кратон) = «место, где исследуют пять вопросов». Здесь султан карает нарушителей правил.
BANGSAL TRAJUMAS (после туристического входа - слева) представляет собой место, где абди-далем подобно Фемиде взвешивают все хорошее и плохое, правильное и неправильное (а заодно встречают важных гостей)
BANGSAL KENCANA (50 м к югу от Шриманганти) просто и незатейливо «излучает свет благородства и благосостояния, подобно солнцу, освещающему землю».
Повсюду вас будут встречать дварапалы-двойники тех, что стоят у храма Севу (в седьмом посте серии мы поговорим о них подробнее):
А также наги…
…и Кала: изображение, традиционное как для индуизма, так и для буддизма. По одной из индуистских версий, Кала - это демон по имени Раху, укравший и испивший эликсир бессмертия амерту, и потому, когда его ударили мечом в пасть (в связи с чем его обычно изображают без нижней челюсти), он всё же не умер и теперь символизирует собственно бессмертие, а также бесконечность и всемогущество времени.
Впрочем, с равным успехом можно выбрать и другой смысл: открытая пасть Калы пожирает препятствия на пути самоусовершенствования:
А первоначальный индоевропейский корень «кала» просто означал вращение: здравствуйте, русские КОЛО-бок и КОЛО-вращение! :)
Если повезёт, вы увидите придворных дам, несущих султану чай или что перекусить:
Готовится всё это в одной из пяти дворцовых кухонь
PAWON AGENG.
Но даже если не повезёт, вы всё равно уверенно сможете угоститься блюдами…
…(а если спешите - то хотя бы напитками) дворцовой кухни в придворном кафе
BALE RAOS, которое, говорят, порой посещает и сам султан:
На территории «туристического кратона» находится также огромное количество всевозможных тематических музеев-павильонов - каждый со своей историей, но показать их вам более-менее представительно просто не в моих силах. А если хотите ничего не пропустить, наймите у касс гида - по уму, это стоит сейчас IDR 50-100.000.
Движение на север от Северного алун-алуна мы продолжим в следующем
ПОСТе.