Вулкан
ЛАВУ (3.265 м) на границе провинций Центральная и Восточная Ява в местном фольклоре считается местом, куда удалился в изгнание полулегендарный последний правитель индобуддийской империи Маджапахит Прабу Бравиджая V, проигравший наступавшим с северного побережья острова молодым мусульманским султанатам. Там - в местечке, известном сейчас как Puncak Hargo Dalem - он и словил мокшу.
Это тот самый Бравиджая V, который, как вы, я надеюсь, помните из первого
ПОСТа этой серии, считается предком основателей «Матарама-2», а затем - и султаната Джокьякарты, поэтому в знак уважения Лаву была также отнесена к числу «петиласан» - мест ежегодного проведения церемонии лабухан (Словарик используемых терминов всё в том же первом
ПОСТе).
Как святыня гора Лаву оберегается одиннадцатью абди далем-«хранителями ключей», которые являются главными организаторами тамошнего лабухана и принимают убарампе в местечке Tawangmangu (район Karanganyar).
Один из них -
МАС БЕКЕЛ СУРАКСО ХАРГОЛАВУ, урождённый Дарьоно Патмовийоно, является «хранителем Лаву» уже 28 лет. Он «унаследовал» эту должность от своего деда, хотя, как вы помните, этот придворный пост не обязательно передаётся по наследству.
Спокойный и мягкий в общении человек, родившийся в 1970 г., объясняет, что стал абди-далем, потому что хотел помочь сохранять яванскую культуру. Помимо исполнения обязанностей «хранителя ключей», он также работает строителем - времени на это ему хватает. Его цель - привлечь молодое поколение и привить тому любовь к яванской культуре, возможно, посредством адаптации лабуханов к современной культуре.
«Став абди-далем, я чувствую себя благословенным с духовной и с материальной сторон, - говорит он. - Когда мы ещё находились в утробе матери, Бог уже наметил путь нашей жизни. Он дал нам свои заповеди, и мы должны управлять с их помощью, чтобы жизнь была лёгкой…»
На горе Лаву убарампе возносят на вершину горы для молитвы, а затем спускают обратно.
«Посланцы кратона прибыли около восьми часов утра к пендопо главы района. …После соответствующей церемонии убарампе перенесли в padepokan, - рассказывал он о лабухане 2017 года. - После этого прошла церемония их передачи делегацией кратона служащим Muspika. После обеда начался праздник».
В полночь хранители вулкана выходят в путь, чтобы доставить убарампе на вершину Лаву, что занимает около семи часов. Сураксо и его коллеги не считают это ночное шествие утомительным: «Все сводится к решимости и твёрдости намерения. Если начать говорить, что это трудно, то так оно и будет, но при наличии решимости шествие идёт гладко»
Лабухан 2017 года на Лаву (с 06:29 по 09:29):
Click to view
К сожалению, я не смог найти на карте точные места его проведения, но предгорья этого вулкана - края одновременно и интереснейшие, и красивейшие.
Именно там находятся последние и очень необычные храмы индобуддийской Центральной Явы
СУКУХ и
ЧЕТО, которые народная молва также связывает с именем Бравиджая V. А буквально в получасе езды от них лежит и
МОГИЛА второго президента Индонезии
СУХАРТО. Обсуждать его мне сейчас не хочется, а потому я просто ещё раз покажу вам места, которые он выбрал для своего упокоения:
Холмы
DLEPIH KHAYANGAN расположены в подрайоне Тиртомойо (район Воногири, DIY). Их выбор в качестве петиласана объясняется тем, что Сенапати перед созданием своего царства медитировал также и здесь. Длепих-Хаянган также использовали для медитации правители Матарама и султаны Джокьякарты, а именно султан Агунг и принц Суджоно (ещё до того, как он стал Хаменкубувоно I).
В отличие от других лабуханов, Labuhan Dlepih Khayangan проводится только раз в восемь лет в год Dal или после коронации султана. Он классифицируется как Labuhan Ageng («верховный»), в то время как другие - как Labuhan Alit («малый») и проводятся каждый год.
«Верховный лабухан» кратона Джокьи 2017 года на этих холмах (с 03:30 по 06:29):
Click to view
И снова - вот как проводил эту же церемонию в прошлом году уже двор Суракарты:
Click to view
На этом мы (пока?) заканчиваем с лабуханами, но продолжение серии, тем не менее,
СЛЕДУЕТ…