Кинокритик Олег ЗИНЦОВ о фильме "Левиафан"

Feb 14, 2015 02:30

Слишком реалистичный "Левиафан"
«Поселок и его жители в фильме показаны односторонне негативно». Татьяна Трубилина, глава сельского поселения Териберка о фильме «Левиафан»


Кадр из фильма «Левиафан»
Хотелось бы заметить, что свое мнение о «Левиафане», получившем важную американскую кинопремию «Золотой глобус» и номинированном на еще более важную американскую кинопремию «Оскар», в России не высказал только ленивый. Но и ленивые, кажется, высказались тоже. Такого бурного интереса к киноискусству в нашей стране не было со времен «Груза 200», да и тогда страсти не достигали столь высокого накала. Все-таки фильм Алексея Балабанова не имел такого, как «Левиафан», международного резонанса. Смотрели его в основном на родине, на американские премии не номинировали. А потому и разглядеть в «Грузе 200» западный заказ на очернение России было непросто. Да и не был в те годы западный заказ на очернение России так в России востребован, как сегодня. И оскорбленные чувства не бурлили с такой силой в крови россиян самого разного звания и сословия. Не то теперь.
Вот, например, глава поселка Териберка в Мурманской области, где снимался фильм, волнуется, что американцы в негативном свете увидят подведомственный ей населенный пункт. Это даже новый поворот в дискуссии. Если на уровне, скажем, министра культуры неприятие вызывает художественный образ, метафора, обобщение, то на уровне местном претензии уже не к образности, а к реализму. Непохоже! Неправдоподобно! Наши односельчане так не пьют! Растет рождаемость, работают два детсада и школа, библиотека и дом культуры. А где, спрашивается, у Звягинцева дом культуры? Хоть раз кто-нибудь из героев задался вопросом, как пройти в библиотеку?
Нет бы женщина из Териберки порадовалась, что суровый берег, на котором она несет государственную службу, увидят американские киноакадемики. Нет бы министр культуры публично отрапортовал о небывалом успехе российского кинематографа. Нет бы вострубили о том же федеральные телеканалы, заодно представив «Левиафана» как пример борьбы с отдельными недостатками и перегибами на местах. Но министр недоволен, а телеканалы стыдливо ставят новости о триумфах Андрея Звягинцева в конец информационного блока.
Дадут «Оскара» «Левиафану» или нет, но контекст уже, возможно, важнее фильма, по крайней мере в России. Это, с одной стороны, обидно, потому что фильм Звягинцева все-таки достоин внимания сам по себе, без завываний возмущенной общественности и оборонительных конструкций, сооружаемых кинокритиками, которые теперь, даже если не считают «Левиафана» великим, вынуждены искать в нем все более глубокие смыслы. А с другой стороны, симптоматично, что мейнстримный, сделанный на понятном всему миру художественном языке фильм работает в России как радикальное искусство. Это лишний раз напоминает о том, насколько у нас сегодня сдвинулось понятие нормы. Насколько затруднен, почти невозможен серьезный и спокойный разговор о важных вещах, затрагивающих основы российской жизни. Это цензура особого рода - цензура абсурда. Ведь пока отмахнешься от набежавших со всех сторон обиженных, уже не остается ни сил, ни желания говорить по существу.

"Ведомости" №7 (3753) от 20.01.2015
http://www.vedomosti.ru/opinion/news/38412511/citata-nedeli
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/826241/citata-nedeli

В чем виноват герой "Левиафана"
Человек, который не понял
«Левиафан» Андрея Звягинцева выходит в российский прокат после того, как его обсудили даже те, кто не смотрел и не собирается


В центре фильма, как всегда у Звягинцева, семья (Алексей Серебряков и Елена Лядова)
Самые нелепые упреки в адрес «Левиафана», конечно, в «чернухе». Оскорбленным в национальных чувствах, в частности, не нравится, сколько в фильме пьют. При этом какая-нибудь комедия про новогодний корпоратив, где все персонажи напиваются до полной потери памяти, никого не оскорбляет.
Жили-были автослесарь Коля и жена его Лиля у самого Баренцева моря, и «Левиафан», как ни странно, про них. А потом уже про коррупцию, произвол, государство, церковь и прочее, о чем в связи с фильмом Звягинцева уже много наговорено и еще немало будет.
В начале фильма Коля целует Лилю и говорит: «Я тебя люблю». А она отвечает: «Я знаю». Алексей Серебряков и Елена Лядова играют эту короткую, в одно касание-поцелуй сценку совсем буднично, словно произносят привычное, тысячу раз сказанное, и в этом привычном никогда нет ответа: «Я тебя тоже». А пока Коля едет на вокзал встречать армейского друга, теперь успешного московского адвоката Диму (Владимир Вдовиченков), у Лили случается перепалка с пасынком-подростком (Сергей Походаев), в которой звучит, видимо, тоже привычный рефрен: «Ты мне не мать».
У Звягинцева всегда в центре семья, и вот теперь она такая. А вот старый, еще Колиным дедом построенный дом на видном месте, в устье реки. И можно, наверное, понять, почему на это место позарился мэр (Роман Мадянов), хотя не все ли равно почему. Он ведь специально, пусть и спьяну, заезжает к Коле (тоже пьяному) объяснить: «Все здесь мое». И, скосив свинячьи заплывшие глазки, обводит жестом хозяина окрестную тьму. За которой, как мы уже знаем, скрыты величественные панорамы с редкими и жалкими следами человеческого присутствия и символическим скелетом кита, который оператор Михаил Кричман визуально рифмует с обломками лодок и руинами церкви, подчеркивая другую, уже режиссерскую рифму природного и социального, левиафана библейского и левиафана, олицетворяющего государство, согласно знаменитой метафоре Томаса Гоббса.
Социальность в «Левиафане» памфлетна. Мерзавец-мэр и триумвират его подчиненных (начальник полиции, судья, прокурор) выведены жирно, типажно. Как и государевы люди помельче - начальник ДПС Степаныч (Сергей Бачурский), вывозящий на день рождения компанию пострелять по бутылкам и портретам бывших генсеков, или рядовой гаишник Паша, муж Лилиной подруги Анжелы. Ну как подруги - просто вместе на рыбокомбинате работают. Паша с Анжелой (Алексей Розин и Анна Уколова) - не столько брезгливая карикатура, сколько референтная, нормальная семья, в которой «всё как у людей»: и бедность в хрущевке, и причастность к власти, которая дает суперспособности, особенно после литра водки: «Рулить-то сможешь?» - «Угу, я ж ГИБДД».
Но самый болезненный вопрос тут, конечно, о роли РПЦ, именно он и вызвал вокруг фильма Звягинцева небывалые споры. В «Левиафане» два представителя церкви. Первый - архиерей (Валерий Гришко), дважды повторяющий мэру, что «власть от Бога», и фактически дающий ему добро на решение проблемы с Колей и его столичным другом-адвокатом на местном уровне (т. е. старыми криминальными методами). Второй - простой священник (Игорь Сергеев), пересказывающий пьяному Коле библейский сюжет об Иове, к которому Колина история, конечно, отсылает. С той разницей, что у Иова все отнимает ветхозаветный Бог, а у Коли - люди. Совокупность которых составляет и гоббсовского левиафана, и церковную общину, которую Звягинцев собирает в финале в новом храме, отстроенном на месте снесенного Колиного дома. Проповедь, которую произносит там архиерей, прямолинейно - одинаковым наездом камеры - рифмуется со скороговоркой судьи (Алла Еминцева), зачитывающей приговор герою Серебрякова. Но и с добрым приходским священником не все так просто: именно к нему - по совету архиерея - ходит исповедоваться мэр.
Все эти обстоятельства позволяют трактовать «Левиафан» как картину антиклерикальную. Но вовсе не богоборческую или антирелигиозную. Андрей Звягинцев не ставит вопрос о существовании Бога или его справедливости. Но его очень занимает вопрос о грехе, и тут мы должны вернуться к Коле и Лиле, чью историю едва не заслонил памфлетный сюжет о неправосудном и со всех сторон возмутительном отъеме частной собственности.
Механизм трагедии, иначе говоря, необратимости запускает вовсе не алчность мэра, которого московскому адвокату Диме поначалу удается припугнуть компроматом, «взять за Фаберже», а Лилина измена - тут, если использовать похабный эвфемизм адвоката, виноваты уже его собственные «Фаберже». «Левиафан» - фильм не только о понятиях, которые сливаются с законом (в правовом и отчасти даже в библейском смысле) до полной неразличимости. Но и о понимании. Не сиюминутном (и потому политические трактовки фильма неизбежно поверхностны), а сущностном. Вернувшись в гостиничный номер после разоблачения адюльтера и сопутствующей драки, Дима объясняет Лиле, прикладывающей к его синякам компрессы: «Никто не виноват во всем. Каждый в чем-то своем. Во всем виноваты все». И это один из ключевых монологов фильма, прямо объясняющий, как устроен левиафан (и эхом отзывающийся в финальной проповеди архиерея: «Церковь - это мы с вами все»).
Остается лишь выяснить, в чем виноват герой Серебрякова, единственный, кто в фильме Звягинцева способен любить и прощать.
«Вам все понятно?» - спрашивает его следователь, зачитав обвинение в убийстве жены. «Я ничего не понимаю», - отвечает Коля и плачет.
Вот в этом он и виноват. Что не понимает, как все устроено. Не потому, что идиот или праведник. А почему? Объяснить невозможно, человек или наделен этой способностью, или нет. Парадокс Звягинцева в том, что он пытается проанализировать это иррациональное, распутать клубок архетипов, но упирается в умственный тупик, почти как герой Серебрякова. Вот остальные персонажи фильма, независимо от умственных и моральных качеств, интуитивно всё понимают - и мэр, и Степаныч, и Дима-адвокат, и Паша с Анжелой, и архиерей, и добрый священник, и даже Лиля (которая просто не захотела это принять). А тот, кто не понимает, ни жить, ни быть тут не может.

"Ведомости" №18 (3764) от 04.02.2015
http://www.vedomosti.ru/lifestyle/news/39007561/chelovek-kotoryj-ne-ponyal
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/837391/chelovek-kotoryj-ne-ponyal

Примечание: выделение болдом - моё.

РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
Михаил КОЖОКИН - Русская колея: Скелеты "Левиафана"
http://loxovo.livejournal.com/6334506.html
Михаил СОЛОМАТИН: "Левиафан" и вероломство образов
http://loxovo.livejournal.com/6332858.html
А.ЗВЯГИНЦЕВ: "Если бы мы заканчивали бунтом, зритель бы удовлетворенный вышел из зала" (май 2014)
Интервью режиссера «Левиафана» и рецензия на фильм кинообозревателя Ларисы МАЛЮКОВОЙ
http://loxovo.livejournal.com/6332602.html
Станислав КУЧЕР: "Левиафан" - это провокация. Которая всем нам очень нужна
http://loxovo.livejournal.com/6330099.html
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ: "Что за жизнь..." (ИНТЕРВЬЮ) (авг 2014)
http://loxovo.livejournal.com/6325207.html
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ: "Мы живем в феодальной системе, когда все находится в руках одного человека"
http://loxovo.livejournal.com/6324944.html
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ: "Это только в сказке герой побеждает зло" (янв 2015)
http://loxovo.livejournal.com/6324641.html
О фильме "Левиафан" - священник Яков КРОТОВ vs философ Кирилл МАРТЫНОВ
http://loxovo.livejournal.com/6289067.html
"Левиафан": вот оно, твое государство...
http://loxovo.livejournal.com/6276930.html
Артемий ТРОИЦКИЙ о фильме "Левиафан": И вновь о библейских героях
http://loxovo.livejournal.com/6257217.html
Владимир ПОЗНЕР о фильме "Левиафан"
http://loxovo.livejournal.com/6255435.html
Леонид КАГАНОВ: Левиафан
http://loxovo.livejournal.com/6241871.html
Александр БАУНОВ: Награда за очернение. Русская классика и оскаровская закулиса
http://loxovo.livejournal.com/6238267.html
Художник: "Левиафан" достоверно показал жизнь в "глубинке"
http://loxovo.livejournal.com/6233076.html
Дмитрий БЫКОВ: Звягинцев противоположен Михалкову - и симметричен ему
http://loxovo.livejournal.com/6232647.html
Юрий ГЛАДИЛЬЩИКОВ - Каннский итог: Звягинцев высказался о современной России без обиняков (май 2014)
http://loxovo.livejournal.com/6232366.html
Кинокритик Андрей ШЕМЯКИН о фильме "Левиафан"
http://loxovo.livejournal.com/6226581.html
Иван ДАВЫДОВ: Левиафан-69
http://loxovo.livejournal.com/6219550.html
Юрий САПРЫКИН: Да, это безысходное кино
http://loxovo.livejournal.com/6214718.html
Дмитрий БЫКОВ: Все давно сдохло, включая левиафана
http://loxovo.livejournal.com/6210251.html

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ, режиссер, народный артист России, в программе "Своими глазами" (14.01)
http://www.echo.msk.ru/programs/svoi-glaza/1473582-echo/
Программа "Дифирамб" (25.01)
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ, кинорежиссер, обладатель премии «Золотой глобус», номинант на премию "Оскар"
http://www.echo.msk.ru/programs/dithyramb/1477508-echo/

ФОТОГАЛЕРЕИ:
В галерее ТАСС - поселок, в котором проходила часть съемок фильма Андрея Звягинцева, и его жители
http://tass.ru/kultura/1702218
Там, где живет Левиафан: поселок Териберка, Мурманская область
http://www.ruscur.ru/news/0/07/46/74673.shtml?news/0/06/81/68141
 

кино, фильм

Previous post Next post
Up