Артемий ТРОИЦКИЙ о фильме "Левиафан": И вновь о библейских героях

Jan 26, 2015 00:05



Обилие наград и званий - это приятно, почетно, но ничего особенного. А вот вызвать такой идеальный шторм всеобщего неравнодушия - уникально!
Видит бог, не хотел я смотреть фильм "Левиафан" в интернете, хотя и убежденный сторонник так называемого пиратства. Просто потому, что знаю: в фильмах Звягинцева картинка и звук имеют значение. Посмотрел, поскольку не мог поддерживать беседы и давать комментарии коллегам-журналистам из разных стран. Не жалею.
Андрей Звягинцев - человек очень умный и прекрасно артикулирующий, однако в силу, я полагаю, своей скромности (а этого качества у него в избытке, поверьте) и нетренированности в бойцовых ситуациях на критику отвечает выборочно и очень деликатно. Надеюсь, он не обидится, если я сформулирую несколько абзацев в его поддержку.
Абсолютный реализм
"Клевета - очернительство - поклеп, фильм не про нас". Глупость и лукавство. Картина абсолютно реалистичная, практически cinema verité. Перекликается с недавним "квазидокументальным" фильмом Кончаловского про белые ночи почтальона Тряпицына - только у одного Андрея лента лирико-этнографическая, а у другого - конфликтно-социальная.
Сюжет очень типичный и развивается далеко не по худшему сценарию. Только что прочел историю, как в прелестном городе Вологда (который тоже славится своими жесткими мэрами) неизвестные сожгли деревянный дом вместе с находившимися там Сергеем Романовым и его дочерью Татьяной; дело было в новогоднюю ночь, а чтобы хозяева ненароком не выжили, дверь снаружи приперли. По словам местных жителей, до этого у Романова были проблемы с застройщиками. Так что некоторым героям "Левиафана" еще повезло.
А эти божественные северные пейзажи? Если бы Звягинцев захотел снять "чернуху", выбрал бы фоном пыльные степи Юга или промзоны Урала, или, на худой конец, Череповец, как Балабанов в "Грузе-200".
Нет, в "Левиафане" - библейская первозданность! Кто-то даже написал про "глянцевый" визуальный ряд - вот уж ничего подобного! Это у Лунгина в "Острове" картинка, действительно, точно как в рекламе водки Finlandia, а тут красота природы сурова и возвышенна - убийственный контрапункт распущенности людей и низменности их деяний. Или аллегория России - роскошный образ, трагичная суть.
Я помню, однажды ехал из Апатитов в Мурманск, и там в районе, кажется, Оленегорска (какое красивое название), среди живописных сопок и озер вдруг оказался в самом жутком месте на планете: многие километры выжженной земли, лунного пейзажа с обугленными деревьями... любые хоррор-декорации отдыхают. Какой-то чудо-комбинат. Чисто человеческий апокалипсис.


Интересно, чем окажется "Левиафан" - провозвестником перемен или надгробным монументом?
Шторм неравнодушия
Мат, водка, аморалка и недостаточная восторженность - едва ли повод и уж точно не причина травли фильма "Левиафан"; этого в нашем кинематографе было и есть предостаточно и даже при нынешней ханжеской истерии эти фундаментальные низовые скрепы русской жизни не могут быть всерьез сочтены знаками предательства.
Настоящая причина двоякая: с одной стороны, фильм содержит очень убедительное критическое высказывание о российской власти, с другой - это высказывание поймали и оценили за границей. А страна у нас сейчас на осадном положении, вся заграница (особенно англосаксы) - лютые враги; родная власть, напротив, единственная опора, а значит те, кто ее бодает и таким образом подыгрывает врагам - сами враги и предатели. Очень народно и доходчиво.
Как многими уже было отмечено, Звягинцев с "Левиафаном" в точности повторяет историю советских Нобелевских лауреатов Пастернака (1958) и Солженицына (1974). Сходство, помимо прочего, еще и в том, что Андрей со своим "фестивальным" кино - далеко не персонаж массовой культуры и, теоретически, легко мог бы пройти ниже уровня радара государственного контроля - трубить о победах и показывать по телевизору не стали бы, но и обструкции бы не устроили!
Но нет: вылазка диверсанта от арт-хауса не осталась без внимания... Это, вкупе с проблемами других "арт-меньшинств" (обыски в Teatr.doc, отмена фестиваля документальных фильмов, разгон выставок и т.д.) доказывает, что бытование культуры в России перешло из привычной авторитарной фазы в подзабытую тоталитарную.
При всем при этом у "Левиафана" - счастливейшая судьба! Обилие наград и званий - это приятно, почетно, но ничего особенного. А вот вызвать такой идеальный шторм всеобщего неравнодушия - уникально!
На моей памяти с нашими фильмами такое случалось лишь дважды, и оба раза в конце 80-х: "Покаяние" Тенгиза Абуладзе и "Маленькая Вера" Василия Пичула. При том, что и картины абсолютно разные, и интерес к ним был разного свойства, обе они символизировали прорыв - к новому кино, к новой жизни.
Интересно, чем окажется "Левиафан" - провозвестником перемен или надгробным монументом? Не знаю, совпадение ли это или авторский замысел, но и "Покаяние", и "Левиафан" заканчиваются дорогами: соответственно, к Храму и из Храма.
Артемий ТРОИЦКИЙ - рок-журналист, музыкальный критик, преподаватель и колумнист, один из первых пропагандистов рок-музыки в СССР, инди (независимой) и электронной музыки в России. Член жюри и организатор многочисленных концертов и фестивалей. Один из ведущих специалистов по современной музыке в России. В середине 2000-х организовал несколько музыкальных лейблов - "Прибой", "Zenith", "Zakat", на которых выпускается малоизвестная в России музыка.
Бывший москвич, в настоящее время живет в Таллине и преподает в Таллинском и Хельсинкском университетах.


Русская служба Би-Би-Си, 20.01.2015
http://www.bbc.co.uk/russian/blogs/2015/01/150119_blog_troitsky_leviathan_reaction

РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
Владимир ПОЗНЕР о фильме "Левиафан"
http://loxovo.livejournal.com/6255435.html
Леонид КАГАНОВ: Левиафан
http://loxovo.livejournal.com/6241871.html
Александр БАУНОВ: Награда за очернение. Русская классика и оскаровская закулиса
http://loxovo.livejournal.com/6238267.html
Художник: "Левиафан" достоверно показал жизнь в "глубинке"
http://loxovo.livejournal.com/6233076.html
Дмитрий БЫКОВ: Звягинцев противоположен Михалкову - и симметричен ему
http://loxovo.livejournal.com/6232647.html
Юрий ГЛАДИЛЬЩИКОВ - Каннский итог: Звягинцев высказался о современной России без обиняков (май 2014)
http://loxovo.livejournal.com/6232366.html
Кинокритик Андрей ШЕМЯКИН о фильме "Левиафан"
http://loxovo.livejournal.com/6226581.html
Иван ДАВЫДОВ: Левиафан-69
http://loxovo.livejournal.com/6219550.html
Юрий САПРЫКИН: Да, это безысходное кино
http://loxovo.livejournal.com/6214718.html
Дмитрий БЫКОВ: Все давно сдохло, включая левиафана
http://loxovo.livejournal.com/6210251.html

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ: «Если бы мы заканчивали бунтом, зритель бы удовлетворенный вышел из зала»
Интервью режиссера «Левиафана» и рецензия на фильм киннобозревателя Ларисы Малюковой
http://www.novayagazeta.ru/arts/63712.html
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ, режиссер, народный артист России, в программе "Своими глазами" (14.01)
http://www.echo.msk.ru/programs/svoi-glaza/1473582-echo/
Программа "Дифирамб" (25.01)
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ, кинорежиссер, обладатель премии «Золотой глобус», номинант на премию "Оскар"
http://www.echo.msk.ru/programs/dithyramb/1477508-echo/
 

Троицкий, кино, мнения, фильм

Previous post Next post
Up