С этим самолетом в авиации Советского Союза очень много связано. Его роль в развитии отечественной пассажирской и транспортной авиации просто уникальна. А место в осуществлении нашей Победы сложно переоценить. Что касается его роли в становлении отечественного цельнометаллического самолетостроения, основанного на тонкостенных конструкциях и плазово-шаблонном методе увязки, то без лишней скромности можно сказать, что организация лицензионного производства в Советском Союзе этого самолета под именем ПС-84, а позднее Ли-2, просто поставила авиапром на новые современные рельсы!
Безусловно, самолет DC-3 является настоящей летающей легендой и его появление в России, тем более в летном состоянии, весьма знаменательно. В первый день Авиасалона МАКС-2015 мне была предоставлена не просто возможность увидеть этот самолет, а прекрасная возможность обойти вокруг и посетить внутри. Поэтому предлагаю и вам вместе со мной сделать традиционный walkaround и познакомится с особенностями конструкции самолета.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5816/73439056.b0/0_b4cf3_b2892c42_XXL.jpg)
Для начала каноническая викисправка: Douglas DC-3 (C-47, C-53, R4D, «Dakota», Ли-2 (в СССР), Showa L2D2 - L2D5 (в Японии)) - американский ближнемагистральный транспортный самолёт с двумя поршневыми двигателями. Разработан предприятием Douglas Aircraft Company. Первый полёт - 17 декабря 1935 г. Выпускался во множестве пассажирских и транспортных вариантов, в США и Японии - до 1945 г., в СССР - до 1952 г. Один из самых массовых самолётов в истории мировой авиации: серийный выпуск, с учётом всех модификаций и лицензионного производства вне США, составил 16 079 машин.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5804/73439056.b0/0_b4cf4_8c85cd60_XXL.jpg)
Если
pkk-avia запечатлел, как самолет начал перелет
в Россию из Ошкоша, а
fotografersha сопровождала его на всем маршруте и регулярно в августе освещала его
на страницах живого журнала, то я позволю себе несколько углубиться и рассказать о
конструкции самолета, которая сочетает в себе классику и уникальность одновременно!
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3501/73439056.b0/0_b4cf5_82b6c556_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3011/73439056.b0/0_b4cf6_8ada336d_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9820/73439056.b0/0_b4cf7_750de2b7_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15497/73439056.b0/0_b4cf8_3c984547_XXL.jpg)
Киль и стабилизатор конструктивно также представляют собой многолонжеронный моноблок, при этом две половинки стабилизатора стыкуются между собой в плоскости симметрии самолета, а с фюзеляжем стыкуются посредством гнутого уголка, 100 болтов и специального профиля, окантовывающего вырез в обшивке хвостовой части фюзеляжа.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5410/73439056.b0/0_b4cf9_784c0da3_XXL.jpg)
Рули высоты и направления представляют собой металлический каркас с трубчатым лонжероном, воспринимающим все виды нагрузок и тканевой обшивкой. Данная конструкция широко применялась на многих самолетах и признана классической из-за легкости простоты и технологичности.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15562/73439056.b0/0_b4cfa_5000324e_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3114/73439056.b0/0_b4cfb_fdb16265_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9063/73439056.b0/0_b4cfc_2e6011fb_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6440/73439056.b0/0_b4cfd_44175387_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9558/73439056.b0/0_b4cfe_d4675b94_XXL.jpg)
Фюзеляж самолета представляет сбой классический полумонокок, состоящий из каркаса и обшивки. В поперечном сечение он имеет достаточно сложную форму, отличную от привычного круга. Все сделано для обеспечения приемлемой обитаемости при минимальных размерах. Для обеспечения хороших аэродинамических форм носовая и хвостовая часть имеют достаточно сложную форму раскроя обшивки, при этом большая часть ее имеет одинарную кривизну.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9154/73439056.b0/0_b4cff_bf61b264_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5626/73439056.b0/0_b4d00_f82ac535_XXL.jpg)
Развитый зализ крыла обеспечивает снижение интерференции в зоне стыка крыла с центропланом, с одной стороны, и скрывает восемь стыковых узлов, с другой.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/51/73439056.b0/0_b4d01_5b7dfed5_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15560/73439056.b0/0_b4d02_31ee0919_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4213/73439056.b0/0_b4d03_39cb3289_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16/73439056.b0/0_b4d04_77d9a64a_XXL.jpg)
По внешним обводам у данного экземпляра только одно отличие: обтекатель метеорадара имеет более заостренную форму, по сравнению с оригинальным носовым коком.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6601/73439056.b0/0_b4d05_38878c2a_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9221/73439056.b0/0_b4d06_c87c0705_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4700/73439056.b0/0_b4d07_766bb2ec_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5410/73439056.b0/0_b4d08_4ae89087_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15594/73439056.b0/0_b4d09_b452fb3f_XXL.jpg)
На самолете применена одна из самых простых, легких и эффективных схем механизации крыла : посадочные щитки Шренка. Вспомните наши истребители, периода ВОВ, Як-52 и Як-18Т: та же конструкция! И даже на современном
EuroStar мы видим все те же посадочные щитки: простое и функциональное решение.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5607/73439056.b0/0_b4d0a_e9d2ad75_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6415/73439056.b0/0_b4d12_9c87536e_XXL.jpg)
На данном самолете применена наружная обшивка из тонких плакированных листов дюралюминия (сплава, покрытого тонким слоем чистого алюминия, который существенно меньше подвержен коррозии), при этом они не красятся, а покрываются только защитным прозрачным лаком. Такая обшивка достаточно сложна в обслуживании, поддержании чистоты и блеска, однако олицетворяет чрезвычайно романтический, классически металлический стиль. Достаточно вспомнить старую ливрею American Airlines, например на этом
Boeing 757-200.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/53/73439056.b0/0_b4d0b_f49f10c_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15560/73439056.b0/0_b4d0c_a7337696_XXL.jpg)
Если вы еще не устали от лабораторной работы по курсу «Конструкция самолетов», пожалуй позволю перейти, на мой взгляд, самому интересному месту в конструкции самолета DС-3. Крыло самолета имеет редко встречающуюся в практическом самолетостроении конструктивно-силовую схему моноблока. Если заглянуть в любой учебник по конструкции самолетов, то мы обязательно прочитаем, что наряду с лонжеронной и кессонной конструктивно-силовой схемой, есть еще и МОНОБЛОК. В современных учебниках в качестве иллюстративного примера можно увидеть схематический рисунок, а вот в изданиях 40-50-е годов в качестве такового примера, правда без указания типа самолета, можно увидеть рисунок отъемной части крыла самолета отечественного производства Ли-2. Как правило, в менее нагруженных конструкциях применяются лонжеронные крылья, а в более нагруженных - кессонные, которые являются золотой серединой или оптимальным компромиссом между лонжеронной и моноблочной схемами. Что же имеем мы здесь? Несущую обшивку, подкрепленную стрингерами, полностью воспринимающую на себя изгибающий момент и три вертикальные стенки для передачи перерезывающей силы и крутящего момента. Фланцевый стык консоли и центроплана поражает своей простотой и лаконичностью. Уголок, изогнутый по форме профиля и, естественно отмалкованный под коническую форму консоли своей нижней полкой прикреплен к обшивке, стрингерам и накладкам, усиливающим и распределяющим нагрузку. А вертикальные полки соответственно консоли и центроплана соединены между собой множеством болтов диаметром ¼ дюйма. Естественно, в зоне максимальной толщины профиля шаг болтов чаще, а к оконечностям профиля крыла шаг становится реже, что соответствует распределению нагрузки в стыке. Весь стык расположен строго по потоку, много лишнего сопротивления не добавляет. Состояние болтового соединения очень легко визуально контролировать при каждом предполетном осмотре. А большое количество соединительных элементов повышает живучесть и надежность конструкции. Попутно хочу отметить, что фланцевое соединение - весьма распространенный тип стыка в американском самолетостроении. Достаточно посмотреть на Texan, также представленном на МАКСе (только здесь стык сверху закрыт омегаобразным обтекателем и хорошо
виден в живом журнале igor113).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9300/73439056.b0/0_b4d0d_8b9c6d42_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3200/73439056.b0/0_b4d0e_1f8d8305_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3200/73439056.b0/0_b4d0f_b072b7fa_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/19/73439056.b0/0_b4d10_f1fa9da7_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/53/73439056.b0/0_b4d11_7aeb19a_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4517/73439056.b0/0_b4d13_6e2ebb96_XXL.jpg)
А теперь, давайте поднимемся на борт! Самолет последнее время эксплуатировался во Флориде в качестве грузового, поэтому количество сидений для сопровождающего персонала минимально. Также хорошо видны бочки с бензином для обеспечения необходимой дальности при перелете из США.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9094/73439056.b0/0_b4d14_fa682839_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15592/73439056.b0/0_b4d15_66a91aca_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6713/73439056.b0/0_b4d16_d250775c_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6809/73439056.b0/0_b4d17_3d3839cb_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9317/73439056.b0/0_b4d18_523a6fcb_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3013/73439056.b0/0_b4d19_1d9e68c5_XXL.jpg)
Добро пожаловать в кабину! Здесь также царит классика, правда не оригинальных, а более современных «будильников» с отдельным GPS.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9757/73439056.b0/0_b4d1a_8beb4be8_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15590/73439056.b0/0_b4d1b_2cd464c1_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6441/73439056.b0/0_b4d1c_f73c18f2_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5503/73439056.b0/0_b4d1d_19f5c211_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3301/73439056.b0/0_b4d1e_a7a104ce_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4309/73439056.b0/0_b4d1f_4e7f71d2_XXL.jpg)
На этом техническую сторону рассказа я закончу…
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4712/73439056.b0/0_b4d20_66988891_XXL.jpg)
… по причине того, что к самолету подошел
Алексей Архипович Леонов - советский космонавт № 11, первый человек, вышедший в открытый космос. Дважды Герой Советского Союза, Лауреат Государственной премии СССР и начал беседовать с бортинженером Николаем Демьяненко о прошедшем перелете. Позволю здесь выразить благодарность Николаю за интересный рассказ о самолете и перелете, а также за возможность провести фотосъемку снаружи и внутри самолета.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4914/73439056.b0/0_b4d21_3adf7ce6_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16098/73439056.b1/0_b4d22_51179ef9_XXL.jpg)
А тем временем, на гольфкаре к самолетам подкатил Главнокомандующий ВВС Российской Федерации в отставке Герой Российской Федерации генерал армии
Пётр Степанович Дейнекин. Он захватил Алексея Архиповича и они укатили на торжественное открытие
Международного аэрокосмического салона 2015 года!
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5808/73439056.b1/0_b4d23_8b4c3e20_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3803/73439056.b1/0_b4d24_a62f82dc_XXL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3603/73439056.b1/0_b4d25_433c2230_XXL.jpg)
Вот такой вот, легендарный самолет. Надеюсь, что его судьба на российской земле будет насыщаться интересными событиями…
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5605/73439056.b1/0_b4d26_fdfb25e8_XXL.jpg)