Аэропорт "Пулково" заслуживает всевозможных нареканий. Во-первых, довольно странно, что в единственный аэропорт, обслуживающий 5-миллионный город, нужно добираться на маршрутке. Ничего более приличного туда не ходит: ни метро, ни электричка, ни даже просто какие-нибудь специально выделенные автобусы. В итоге, таксисты накручивают баснословные деньги: предлагают довезти до центра города за 1500 руб. При этом можно вызвать такси по телефону и доехать за 700.
Второе, что я никак не могу понять - это то, что цены на авиабилеты из других аэропортов (Москвы, Хельсинки, Риги) почти всегда оказываются дешевле настолько, что даже с учетом билетов на поезд оказывается выгоднее лететь через эти города, а до них ехать на поезде или на машине.
Но нам с ценами на билеты как раз более-менее повезло. Компания "Трансаэро" открыла новый рейс "Санкт-Петербург - Токио", и если билеты на рейс в сентябре купить до 1 мая, то цены получались вполне приличные. 52 тыс. руб. на двоих туда и обратно. То есть 13 тыс. на человека в один конец.
Как только мы взлетели, сразу же стемнело. Вылет в 20:45, полёт продолжается почти 10 часов, приземляемся в 6:30 по московскому времени и в 11:30 по токийскому. Разница во времени летом 5 часов, зимой - 6. Однако, если посчитать разницу в долготе, то получается 110 градусов, что соответствует разнице во времени 7 часов 20 минут. Поэтому в Японии день наступает непривычно рано для нас, и что хуже, намного раньше темнеет. В 6 вечера по местному времени уже наступает полная темнота, причём темнеет на этой широте очень быстро - минут за 15.
Аэропорт Нарита стал новой "самой восточной точкой, где я побывал" - его долгота 140.23' Е. Для Маши в этой поездке была и самая южная точка в её жизни - город Кумамото на острове Кюсю, но я бывал южнее, в Египте, поэтому для меня южный рекорд не побит. Зато для меня в этом году была достигнута самая западная точка - парк "Франция в миниатюре" (которая для Маши не самая западная), и самая северная для нас обоих - мыс Нордкап.
В самолёте нас 2 раза очень плотно накормили. Настолько плотно, что вторая еда в меня уже не влезла, и пришлось значительную часть взять с собой. Ужин был, как значилось в рекламе "из лучших блюд русского и японского меню". Сначала нам принесли нечто японское. Там был всевозможный рис и рыба. Есть это предлагалось палочками. Прилагался какой-то термоядерный соус, который Маша есть не смогла. А мне это всё показалось очень даже ничего. Рис и рыба очень пресные, и если добавить этот острый соус, то получается вкусно. И есть такую еду действительно удобнее палочками, чем нашими столовыми приборами.
После японской принесли ещё обычную нашу еду, и тоже довольно много. Потом выдали пледы и наушники. Можно было спать, а можно смотреть фильм, который демонстрировался на большом экране. Впрочем, там показывали какую-то фигню. Можно было ещё взять напрокат DVD-плеер, и посмотреть что-то более приличное.
Спать я устроился с комфортом: средний ряд состоял из трёх кресел, и, поскольку было много свободных мест, можно было лечь на 3 кресла просто поперёк. Для меня, конечно, коротковато, но на некоторое время уснуть удалось. Проснулся я часа в 3 ночи от яркого солнца :) И от того, что началась какая-то небольшая зона турблентности, и попросили пристегнуть ремни. Впрочем, лететь на большом самолёте хорошо ещё и тем, что почти не трясёт.
Приземлились в Токио. Этот рейс мне не показался длинным. Какое-то внутреннее чувство подсказывало мне, что ещё должна быть глубокая ночь, но был уже полдень. Лётное поле было залито ярким солнцем. Когла мы вышли из самолёта, нам показалось, что мы вошли в баню. Температура градусов 30 и при этом влажность 50-60%. Даже в Питере в редкие дни жары влажность бывает существенно меньше.
Нам предстоял паспортный контроль. На самом деле, он не сильно сложнее привычного европейского. Просят положить 2 пальца на специальный прибор, на экране которого в это время нарисованы красивые цветочки. Ставят штамп в паспорте и прикрепляют квиток от таможенной декларации, заполненной нами в самолёте. При выезде этот квиток отдирают. Никаких вопросов, по-моему, не задавали. На таможне спросили, на сколько дней мы здесь. Вещи смотреть не стали.
Первой нашей целью было получить Japan Rail Pass. Это такой билет, который позволяет в течение определённого времени (у нас - 2 недели) неограниченно ездить на всех поездах компании JR. Приобретается он в 2 этапа. Сначала нужно где-то за пределами Японии приобрести Exchange Order. Именно за ним мы ездили к
noyau в Хельсинки. В Питере они не продаются. По прибытии в Японию надо этот Order обменять на Pass, показав штамп в загранпаспорте, на котором написано "Temporary visitor". Штука чрезвычайно полезная. Благодаря ей многочисленные поездки по Японии на поездах обошлись нам минимум в 2 раза дешевле. И, кроме того, он позволяет не заморачиваться с покупкой билетов.
Но есть одна тонкость: Japan Rail Pass позволяет ездить только на поездах компании JR. Хотя поезда этой компании есть практически везде, часто встречаются и железные дороги других компаний. Просто рядом могут идти 2 железные дороги, у них отдельные пути и отдельные станции. Так вот, на поездах всех других компаний JR Pass не действителен.
Ещё в аэропорту мы взяли напрокат телефон. В Японии другой стандарт сотовой связи - 3G, и телефоны GSM там не работают. Прокат телефона не очень дорогой - порядка 1.5 долл. в сутки, если брать телефон с японским GUI :) С английским обойдётся уже в 5 долл. в сутки. Мы взяли с японским, но подстава заключалась ещё и в том, что кроме аренды надо было платить ещё и обязательную страховку - 3 с чем-то долл. в сутки, то есть почти втрое больше аренды.
Аэропорт Нарита находится довольно далеко от Токио. Думаю, потому что ближе к Токио просто всё застроено :) Как я уже говорил, моё главное разочарование от этой поездки - в том, что в Японии очень мало природы. Или, возможно, мы просто выбрали такой маршрут. Вы увидите довольно красивые фотографии, но они просто были сделаны в садах, парках, немногочисленных уголках природы, которые остались. В целом можно сказать, что японцы, подобно саранче, поглотили всю природу и застроили всё одинаковыми и совершенно невзрачными кварталами без какого-либо намёка на архитектурный изыск. Такие кварталы начинаются на полпути от аэропорта к центру Токио и более не прекращаются. Плотность населения в окрестностях Токио составляет около 6 тыс. чел на кв. км - это в 1000 (!) раз больше, чем в Норвегии! Причём это средняя плотность по префектуре, включающей не только город Токио, но и районы вокруг него.
Поскольку сеть JR достаточно плотная, мы не пользовались метро. От ближайших станций JR (Ueno или Asakusabashi) до нашего отеля было километра полтора. Должен сказать, что их пройти было не очень просто. Всё-таки позади была ночь в самолёте, было очень жарко и влажно, мы были тепло одеты (ехали-то из Питера), и у нас были тяжёлые рюкзаки. Казалось что бесконечные одинаковые кварталы японских домиков никогда не кончатся. Предварительно я научился делать карты для OziExplorer из гугловских карт. У меня были наделаны подробные карты нужных районов и стояли Waypointы на тех точках, куда мы должны были попасть - гостиницах, станциях JR, достопримечательностях и т.п. Так что GPS вёл нас прямо к цели, а как там ориентироваться без него я не очень понимаю: названия улиц может и есть, но где они написаны - не очень понятно.
Устроились в гостинице (Chisun Inn Asakusa). Номер был очень маленький, но в нём было всё, что есть в европейских гостиницах, и даже больше. Про моющий унитаз я уже рассказывал. При входе в номер стоят тапочки. После душа или ванной можно одеть халат. Есть холодильник. Зря мы брали с собой чайник. Во всех гостиницах, где мы останавливались, чайники были. В Японии напряжение сети 100 вольт, поэтому, видимо, у них возникают проблемы с чайниками большой мощности (слишкой большой ток нужен). Поэтому у них чайники-термосы. Он довольно долго закипает, так как маленькая мощность, но зато потом долго держит тепло. Во многих гостиницах был и бесплатный Интернет.
Немного придя в себя, мы пошли гулять по вечернему Токио. К этому моменту уже стемнело. От этого, однако, сильно прохладнее не стало. Специально взятый с собой термометр показывал +28.
Недалеко от отеля протекала речка. С моста нам открылся вид на вечерний Токио (см. самую первую фотографию). Поскольку в Японии ужасная плотность населения, то возникают и пробки. Мы видели, как медленно движутся машины на противоположной стороне реки. Но всё же, таких ужасных пробок, как в Питере, мы там не видели. Всё-таки есть развязки. Японцы, как и в Европе, много ездят на велосипедах. Правда, в Европе сделаны отдельные велосипедные дорожки, а в Японии за неимением места велосипедисты продираются через толпу пешеходов на тротуаре.
Странное сооружение в верхней части этого здания было видно и из окна нашего отеля.
Такси. Очень дорогое. Через пару дней нам предстояло проехаться на одном :)
Гуляя вдоль речки, мы набрели на здание, в котором проходила тренировка какой-то школы единоборств и даже засняли чуть-чуть на камеру. Японцы делали резкие движения руками и ногами с криками "Xy! Xa! Xy! Xa!" (похоже, там были какие-то японские слова). У них были пояса разного цвета - белые, зелёные, а у одного - и чёрный.
Потом мы дошли до парка с японской церковью. Чтобы не путать ни с чем другим, японские храмы мы называли между собой по-английски temple'ами :) Вот этот, первый, мне было смотреть интересно. Все последующие мне казались похожими, но Маша с интересом их рассматривала в большом количестве.
Итак, что же представляет собой японский темпл? В Японии две основных религии - буддизм и синтоизм. Синтоистская церковь отличается тем, что около неё много скульптур животных. Хотя вообще неискушённому в восточных религиях европейцу отличить их непросто, внешне они очень похожи. Я вот не помню, этот первый храм был буддистским или синтоистским. Обязательный атрибут любого храма в Японии - стенд с деревянными записочками с пожеланиями кому-то. Видимо, каждый может написать такую записку, прикрепить её и тем самым кому-то что-то пожелать.
Кроме того, у входа обязательно есть источник, у которого лежат специальные ковшики, которыми предлагается мыться перед входом в храм. Часто вода льётся не просто так, а из пасти всевозможных дракончиков :)
Вот так выглядит основное здание. Конечно же, закрытое в такой поздний час - 8 вечера :)
Обычно такие учреждения в Японии закрываются засветло - в 5 вечера, а то и ещё раньше. Зато - приятный сюрприз - в отличие от Европы супермаркеты с едой работают в Японии круглосуточно и найти их можно почти на каждом углу. А автоматы по продаже воды - ещё чаще. Жаль, что есть в этих супермаркетах можно далеко не всё :) Попадались и вкусные вещи, но может оказаться такая гадость...! Причём по внешнему виду еды это не определишь.
Рядом с основным темплом часто бывает ещё и пагода. Это сооружение не имеет окон и вход в него, как я понимаю, в штатной ситуации не предусмотрен.
К любому храму ведёт дорожка, на которой непременно стоят ворота. Эти - не очень типичные. Типичные вы ещё увидите.
Я и полицейская машина на улицах Токио.
Ну что ж, время половина пятого вечера по московскому. Но кажется что уже глубокая ночь. Организм окончательно сбился. Мы решили что пора спать. Это было правильно: на следующий день проблем с подъёмом у нас уже не было. Получается что к переводу часов на пять часов вперёд мы приспособились быстрее, чем в обратную сторону. Хотя, казалось бы, это сложнее.
Другие посты о Японии:
Вы только что вернулись из Японии, если День 1 (он же день 2). С.Петербург - Токио. День 3. Токио. День 4. Недопокорённая Фудзи. День 5. Nikko. День 6. Камакура. День 7. Киото. День 8. Нара - Осака. День 9. Хиросима. День 10. Вулкан Асо - Кумамото. День 11. Кумамото - Беппу. Дни 12 и 13. Беппу - Токио. Токио - Санкт-Петербург. Как мы летели. Машины альбомы ВКонтакте.