День 8. Lofoten - Bodo Паром Moskenes - Bodo перенёс нас с Лофотенских островов на материк. И хотя воспоминания о том, что мы увидели на Лофотенах, были ещё очень сильны, пожалуй, виды 17-й дороги, считающейся норвежским национальным туристическим маршрутом и одной из красивейших дорог Европы, произвели на нас не меньшее впечатление.
Проснулись мы в Saltstraumen camping'е, расположенном недалеко от знаменитого водоворота Мальстрём. Строго говоря, водоворот, послуживший прототипом Эдгару По (Низвержение в Мальстрём) и Жюлю Верну (20 тысяч лье под водой), находится между Лофотенскими островами, и там мы не смогли его найти. А тот, который видели мы, называется не Мальстрём а Сальстрём. Но, поскольку название "Мальстрём" гораздо более известно благодаря вышеназванным писателям, и стало уже нарицательным, водоворот возле местечка Saltstraumen тоже называют Мальстрём и даже рисуют пиктограммку водоворота на дорожных указателях :)
То, что мы увидели, подойдя к берегу пролива, очень напоминало быструю горную речку. Течение со скоростью метров 10 в секунду неслось через пролив.
Думаю, на байдарке этот Мальстрём проходим без особого труда, если, конечно, не делать явных глупостей и держаться в центральной части русла. Любое приближение к берегу в этом месте может закончиться фатально, поскольку возникающие на границе струи и спокойной воды водовороты подчас бывают до 10 метров в диаметре, и человека, думаю, без вопросов затянут, протащат по дну и острым камням, и невозможно предсказать, в каком месте и когда выбросят обратно. Вот только какой же дурак полезет туда! :)
Впрочем, мы видели и специальные экскурсионные моторные лодки, которые подплывали очень близко к водоворотам,
и стаю уток, которая, несмотря ни на что, пересекла этот Мальстём вплавь! Там, где они плыли, водоворотов почему-то не образовывалось. Скорее всего, существует какая-то траектория, по которой можно переплыть Мальстрём совершенно безопасно, и утки об этом знают :)
Хочется немного рассказать о механизме возникновения этого природного явления. Течение в Мальстрёме приливно-отливное, оно меняет направление на противоположное примерно каждые 6 часов 15 минут. Почему оно достигает такой силы именно в этом проливе, можно понять, если взглянуть на карту. Узкий, не шире сотни метров, пролив соединяет с океаном фьорд длиной в сотню километров. Как и во всех фьордах, глубина в нём велика, так что объём воды получается очень большой. Потому даже небольшая часть этой воды, влекомой приливными силами Луны и Солнца, оказывается огромной. И всей этой массе воды надо протиснуться через узкий пролив! Представьте себе, что у нас есть бассейн с водой 100 метров в длину. К нему приделана единственная труба диаметром 10 см. А теперь какой-то великан взял и этот бассейн чуть-чуть наклонил... Каково будет течение в этой трубе?
Было бы интересно подождать несколько часов, чтобы увидеть как течение успокоится, а зачем потечёт в обратном направлении. Но нам не хотелось стоять на одном месте, тем более что в этот день предстояло проехать большое расстояние и плыть на двух паромах, расписание которых было нам неизвестно.
Вот такой вид открывается с высокого моста, по которому мы пересекли пролив с Мальстрёмом.
17-я дорога. Захотелось сфотографироваться у знака в доказательство того, что мы действительно по ней проехали :)
Виды действительно нас радовали, особенно в такую погоду.
Вскоре показался ледник Свартиссен, второй по величине в Европе (первый тоже в Норвегии, но южнее). Ледник действительно поражает своими размерами: в течение всего этого дня и в начале следующего мы видели его с разных сторон. Думаю, это десятки километров, вечно покрытые снегом, а уж какая там его глубина - вообще страшно подумать. К этому леднику организуется множество экскурсий с разных сторон и, честно говоря, мне было очень жаль, что у нас не было дня на то чтобы побывать там.
А мы сделали остановку у водопада. Этот водопад знаменит тем, что на нём была построена гидроэлектростанция. Во время 2-й мировой войны её захватили немцы, и она снабжала энергией какой-то их завод. В 1942 году отряд союзников совершил ночной переход через горы и взорвал 2 из 3 генераторов. Теперь по их следам организован пеший туристический маршрут.
К водопаду можно спуститься, правда, делать это надо осторожно, недолго соскользнуть по скользким камням, и... Вода с рёвом исчезает где-то в жерле скалы, и кто его знает, сколько десятков или сотен метров там падать.
А вот озеро, из которого вытекает эта речка.
Снова ледник, уже совсем близко.
Мы стоим первыми в очереди на паром. Первый паром на 17-й дороге совсем короткий, плыть минут 10. Но ходят они не так уж часто, нам пришлось ждать почти час.
Как всегда, нам нужно было успеть на последний паром, поэтому пришлось сторого рассчитывать время. Но всё же мы успели остановиться в одном месте и искупаться во фьорде. В отличие от моего купания на Лофотенах, здесь было уже жарко, и купались мы оба. Правда, вода во фьорде, конечно же, была ледяная, и дольше чем секунд 30 продержаться в ней было трудно. Но зато какая она была кристально чистая, и какие виды были вокруг! И при этом - тишина и почти полное отсутствие людей, разве что мальчика, удившего рыбу неподалёку пришлось смутить :)
На втором пароме плыть надо было чуть дольше - минут 30. Здесь мы были уже не первые в очереди, но всё равно влезли. Пока стояли в очереди, я обнаружил, что в машине из-под капота что-то капает. Впрочем, я был почти уверен, что это конденсат с кондиционера. Впоследствии, когда я приехал в Питер, на ТО мне сказали, что так оно и есть.
Пока мы плыли на втором пароме, мы пересекли полярный круг, на этот раз в южном направлении. В отчётах других людей упоминается глобус, который стоит на берегу в этом месте, но мы его не заметили. Получается, что за полярным кругом мы были ровно неделю - с вечера 20 июля до вечера 27 июля.
Паром - подходящее место чтобы поужинать :) Продолжаем питаться запасами, взятыми из России, на этот раз в ход пошли хлебцы с плавленным сыром "Дружба" :)
А дальше был ещё один необыкновенно красивый розовый закат. Нашему взору открылся город Мо И Рана, но нас он не очень впечатлил: вид портило слишком большое количество промышленных предприятий. Кемпинг, в котором мы хотели остановиться, оказался закрыт. Но это не проблема: в десятке километров нашёлся другой. У хозяина на респшене были заботливо оставлены ключи от двух домиков - маленького и большого и записка "Берите, расплатитесь утром". А вскоре и сам хозяин прибежал. Мы сказали, что хотим всего лишь место под палатку. Хозяин оказался очень любезным, и рассказал нам, как добраться до пещер, которые мы планировали посетить на следующий день утром.
День 10. Пещера Gronligrotta - водопад Laksfossen - Namsos camping