Этого дня я ждал, пожалуй, больше всего. Шутка ли - нам предстояло побывать рядом с кратером действующего вулкана! Перед поездкой в Японию остров Кюсю устойчиво ассоциировался у меня с этаким Мордором - я представлял его пустыней, посередине которой высится Огненная Гора :) В действительности же Кюсю оказался наименее заселённым из всех виденных нами островов, и потому на нём впервые в Японии мы видели леса и нетронутую природу. Никакой каменной пустыни с Огненной Горой посередине, конечно, не было, а была цветущая плодородная долина.
Гора Асо-сан, к которой мы направлялись, образовалась в результате страшного извержения 50 тыс. лет назад. Кальдера этого вулкана - самая большая на земле. Трудно даже себе представить, какой силы должно было быть извержение, если древний кратер имеет площадь 255 кв. километров (максимальная ширина - 24 км)! В этом древнем кратере находятся города и посёлки общей численностью 80 тыс. человек. Через него насквозь проходит железная дорога, по которой мы туда и приехали. Когда попадаешь в кратер, то это даже не очень понимаешь, настолько он огромный. Просто горная стенка окружает его со всех сторон, а посередине видна группа гор, некоторые из которых - дымятся. А в остальном - вполне обычная японская местность, разве что чуть менее заселённая, чем в других местах.
Итак, утром мы выехали на поезде из Кумамото, и вскоре железная дорога начала подниматься в горы. В одном месте было применено что-то типа серпантина: на одной из станций поезд вдруг поехал в обратную сторону, перешёл на другой путь, который поднялся по склону чуть выше, и на следующей станции снова сменил направление. Кальдера Асо состоит из таких горок:
А это - уже внутри кальдеры. Здесь видны горки в центральной её части, где-то среди которых - вулкан Нака-Даке (1592 м), к которому мы направлялись.
На поезде мы доехали до станции Асо, расположенной в нескольких километрах от вулкана. Дальше ехать предстояло на автобусе. В ожидании автобуса погуляли немного по городку. На этой фотографии хорошо видно вдали стенку огромного кратера, внутри которого мы находились.
А вулкан Нака-Даке располагается где-то за этой горой.
Наконец, автобус подошёл, и мы двинулись по серпантину в горы. В автобусе перед водителем располагается вот такое табло. Как я понял, оно помогает рассчитать стоимость проезда. Чем больше мы проехали, тем большие цифры на нём загорались. Видимо, предлагалось подсчитать разность цифр на выходе и входе, и это и будет стоимость билета.
Мы поднимались всё выше, долина оставалась внизу, а вдали в дымке виднелись края кратера.
Проехали мимо Комедзуки (рисового холма), который на самом деле тоже спящий вулкан.
Последний участок проехали на канатной дороге, хотя вполне можно было и пешком - шоссейная дорога там тоже была. Но мы экономили время. Канатка приводит к вершине Нака-Даке. Во всех путеводителях написано, что дальше идти людям, у которых есть проблемы с дыханием, не следует. Чувствовался резкий запах серы. При подходе к краю кратера стоит предупреждающий стенд с лампочками.
Если горит красная лампочка,это значит что концентрация сернистого газа в воздухе столь высока, что это становится опасно, и посещение вулкана для туристов закрывают. При нас горела жёлтая. То есть вулкан сильно дымится, но подойти к нему и посмотреть всё же можно.
Дорога к краю кратера. Эти белые облака - сернистый газ. Думаю, если накроет такое облако, то мало не покажется.
Поэтому направление ветра постоянно отслеживается. Нам повезло: хотя вулкан и сильно дымился, ветер относил ядовитые облака в другую сторону.
Рядом с кратером установлены бункеры. Они были установлены после того как во время внезапного извержения в 1960 г. погибло несколько туристов.
Внутренность кратера большую часть времени затянута поднимающимися из него облаками сернистого газа.
Местные предприниматели продают серу килограммами, но предупреждают, что в самолёте её перевозить запрещено. А другим транспортом добраться в Японию достоточно сложно.
Сера действительно лежит в больших количествах в закоулках кратера.
Главное развлечение туристов - поймать момент, когда кратер откроется, и станет видно озеро удивительного цвета. Что за жидкость в этом озере мы не знаем, но, наверное, не вода.
Когда облака на мгновение рассеиваются, вокруг раздаются восторженные возгласы и щёлкают фотоаппараты. А местные продают фотографии кратера, сделанные в те моменты, когда облаков почти совсем не было.
Вокруг кратера проложено много пешеходных тропинок.
Вот панорама, на которой одновременно видны и кратер и смотровая площадка.
Внутренность бункера.
Затем мы направились в музей вулканов.
В нём есть, например, фотография разбитого во время извержения 1989 года вагончика канатной дороги.
Издали дым из кратера сливается с обычными кучевыми облаками, но видно, что облака над кратером движутся вверх, в отличие от облаков на небе.
Вокруг вулкана располагается национальный парк. Здесь есть вот такой "сказочный лес" с деревьями, которые мы никогда не видели в других местах.
Тут же можно совершить прогулку на лошадях. После долгого трудового дня лошади зевают :)
Потом кто-то нам сказал, что из этих лошадей делают и мясо... Не знаю, правда или нет.
И вот автобус уже везёт нас вниз, а вулкан скрылся где-то за этими причудливыми горками.
До поезда оставалось ещё время, мы снова погуляли по городку Асо. Видели теплицы. Непонятно, зачем они в таком климате. Напомню, мы находились на самом южном японском острове, и, несмотря на вторую половину сентября, температура воздуха даже ночью редко опускалась ниже +25. А днём было почти всегда больше 30 при очень высокой влажности - 65-70%. Мы мучались от жары, и только в горах, где было прохладнее, вздыхали с облегчением.
Вид с моста на станцию Асо. Такие маленькие станции нехарактерны для Японии. Эта представляла собой просто разъезд на железной дороге, пересекающей остров Кюсю с запада на восток.
Неужели яблоки? (Мы уже начинали радоваться, когда встречали растения, произрастающие в Европе :))
Пульт диспетчера на станции Асо. Сфотографировали через окно.
Вернулись на вокзал в Кумамото. Здесь я хотел бы обратить внимание на ещё две японские особенности. На вокзалах на полу у них нарисованы цветные линии. Думаю, каждая линия обозначает траекторию, по которой надо идти, чтобы прийти в разные нужные места. Не понял только, где брать нужный номер линии. Но идея неплохая.
И ещё: для тех, кому жарко, на платформах стоят кабинки с кондционерами. Мы часто пользовались ими в ожидании поезда.
Мы совершили вечернюю прогулку по Кумамото. Видили несколько памятников.
Но главная достопримечательность Кумамото - это замок.
Утверждается, что самурайские замки особенно неприступны, потому что уклон стены изменяется с высотой. Сначала стена пологая, потом - более крутая. Это позволяет защитникам более легко отстреливать нападающих. Впрочем, как я понимаю, Япония на своей территории никогда ни с кем не воевала.
Замок величественно возвышается над улицами города.
В следующей серии я расскажу о курорте термальных источников на берегу Тихого океана - Беппу. Там мы жили одну ночь не в гостинице европейского типа, а в рьокане - традиционном японском жилье.
Другие посты о Японии:
Вы только что вернулись из Японии, если День 1 (он же день 2). С.Петербург - Токио. День 3. Токио. День 4. Недопокорённая Фудзи. День 5. Nikko. День 6. Камакура. День 7. Киото. День 8. Нара - Осака. День 9. Хиросима. День 10. Вулкан Асо - Кумамото. День 11. Кумамото - Беппу. Дни 12 и 13. Беппу - Токио. Токио - Санкт-Петербург. Как мы летели. Машины альбомы ВКонтакте. (Продолжение следует)