Так что же такое высказывание?

Jan 05, 2018 16:46

Что такое высказывание? Наивному взгляду (и логику-номиналисту) оно представляется последовательностью выговоренных слов. Но ведь остается вопрос, что связывает эти слова в единство высказывания. Ответить просто, что, мол, связывает связка, слово "есть", очевидно, не значит прояснить дело. "Цельному самостоянию логоса принадлежат слово, значение, ( Read more... )

бытие, Хайдеггер, интенциональность, логика, сущее

Leave a comment

Comments 85

za_y_ac January 5 2018, 14:59:17 UTC
это весьма познавательно

Reply

gignomai January 5 2018, 15:02:11 UTC
Ну и хорошо :)

Reply


euhenio January 5 2018, 15:39:30 UTC
+++как эти части целого связаны между собой? Нельзя ведь сказать, что каждую пару частей связывает один и тот же тип связи - "знак-значение" - вроде того, как знак-указатель указывает направление. Все эти связи - разные. Опять-таки для обыденного сознания, согласно традиции, идущей еще от греков, эти связи мыслятся так: слово - представление - представляемая вещь. Но, если мы пойдем от слова к вещи, то как мы удостоверимся, что наше представление в самом деле выводит нас к вещи? Встает общеизвестная проблема истинности, или объективности. Выход из этого тупика, - говорит Хайдеггер, - в том, чтобы исходить не от последовательности слов, а от высказывания в его целости ( ... )

Reply

kaktus77 January 5 2018, 17:44:28 UTC
Т.е. выход - это отказ от ответа, мол, Всевышний пускай разбирается ?:)

Reply

euhenio January 5 2018, 18:07:14 UTC
Нет:-), выход в том, чтобы разбираться в проблеме вместе со Всевышним (в данном случае, вводя в рассуждение еще и понятие логоса), а не без Него, что на мой взгляд заранее обречено на неудачу, и философия Х. это успешно демонстрирует:-).

Я не говорю, что это все лишено пользы. Игра в шахматы, например, полезна как тренировка для мозгов, хотя к реальности имеет весьма отдаленное отношение. Также и философия Х. (не в обиду будет сказано энтузиастам) -- это что-то вроде игры в бисер: интеллектуально, красиво, для людей, у которых с мышлением все в порядке. Но к реальности имеет, на мой взгляд, отношение отдаленное:-)

Reply

kaktus77 January 5 2018, 18:14:00 UTC
== и философия Х. это успешно демонстрирует:

В смысле? Философия Х. демонстрирует изящное и не такое уж сложное решение, не требующее обращения к Всевышнему. .Х. разобрался самостоятельно :)

Reply


kaktus77 January 5 2018, 18:58:22 UTC
== Но раз так, то совершенно иначе нужно мыслить и само высказывание, его "дело": это не предикация, присоединяющая предикат к субъекту, а показ выявленного сущего, apophansis, как его назвал уже Аристотель, показывающее расчленение целого.

Т.е. связать (через копулу) можно только то, что было сначала разъедено (в первоначальной целостности). Системно-деятельностный подход :)

Reply

gignomai January 5 2018, 19:31:02 UTC
Ну да, по логике Х., дазайн имеет в своем мире первоначальную целостность, показывает ее расчленяя, а потом связывает копулой, выговаривая-предъявляя другим. Как-то так.

Reply

kaktus77 January 5 2018, 19:51:26 UTC
Я про параллели с ММК. У ГП понятие системы точно так же вводится - мышление и язык связывают то, что мы расчленяем в деятельности..

Reply

gignomai January 5 2018, 20:03:25 UTC
А, да, вспоминаю иллюстрацию: расчленяем на кусочки со штырьками, обрывками связей. А потом мышлением собираем паззл.

Reply


dralkin January 6 2018, 14:49:09 UTC
Мне кажется, в случае Хайдеггера можно вот какую модель высказывания рассмотреть. Берем горсть монет (колоду специально подготовленных знаков) - и бросаем их. Если предположить, что все движения имеют причину (пусть и скрытую), то выпавшее распределение орлов/решек будет не_случайное. Связанность выпавших знаков обусловлена причастностью к одной и той же ситуации бросания. Таким образом, мы получаем слепок ("фотографию") текущего момента. На этом и держится связка слов в высказывании, которое мы строим, интерпретируя выпавшие знаки ( ... )

Reply

gignomai January 6 2018, 15:15:59 UTC
Честно сказать, не совсем понял назначение такой модели. Она должна что-то прояснить у Х.? Или это наглядная иллюстрация?

Reply

dralkin January 6 2018, 23:29:41 UTC
Я думаю, что жребий для Хайдеггера - это как бы собирающее понятие (базовое). Жребий как выпавшие обстоятельства, с которыми приходится иметь дело. Соответственно, и высказывание как дело мысли будет понято Хайдеггером в таком же ключе (это гипотеза), т.е. экзистирующий дазайн проясняет выпавший на его долю жребий. А истинность высказывания основана на том, что жребий НА САМОМ ДЕЛЕ выпал. Дазайн может и ошибиться в его интерпретации, всяко бывает. Но жребий брошен - и в этом нет сомнений.

Reply

gignomai January 7 2018, 08:05:10 UTC
Т.е. Вам в предложенных Вами терминах Х. понятней, чем в его собственных :). Ладно.

Reply


remi_jakovlevic January 7 2018, 13:59:46 UTC
++"Не входит ли в значение "есть" и выявленность сущего, т.е. утверждение того, что сущее действительно таково, как это утверждается в высказывании ( ... )

Reply

gignomai January 8 2018, 07:42:18 UTC
Спасибо. Очень интересные соображения.
Я не уверен, что Вы правы, говоря, что в излагаемых мыслях о высказывании (Хайдеггера, не моих) нет Другого, тем более, что это же разворачивающееся, уточняющееся представление... Но я буду иметь в виду выделенный Вами аспект темы.

Reply

remi_jakovlevic January 8 2018, 16:57:26 UTC
++"(Хайдеггера, не моих)"++
Кстати да, простите, это я понял лишь после того, как отправил свой комментарий. (сам согрешил пренебрежением контекста!)

Reply


Leave a comment

Up