Прослушал сейчас подробный рассказ-интервью про образование в Российской Империи А.И.Любжина (
philtrius). Слушать знатока - большое удовольствие, конечно, что уж там. Несколько толстых томов "Истории российской школы" за себя говорят
(
Read more... )
Comments 59
То образование было не всеобщим, продолжали после началки только те, кто хотел учиться.
Невозможно вбить знания тому, кому это не нужно.
Сам принцип равенства образования для всех порочен.
Я последние 10 лет тесно наблюдаю местных подростков.
Во-первых никто не понимает зачем ему всё это знать.
Во-вторых все прекрасно понимают, что до 9 класса они доберутся без проблем и даже ОГЭ им дадут написать под диктовку осенью, если не сдадут весной.
Естественно та же профанация обучения была и в СССР.
И что-то качественно меняется лишь когда они уходят в техникум (ПТУ по-старому).
И один становится классным автомехаником, второй сравнительно неплохим программистом, при этомони только НАЧАЛИ понимать, что первому неплохо бы знать хотя бы арифметику, а второму английский (читать инструкции) и русский (правильно писать названия кнопок и заголовки).
Если честно - мне жалко зря потраченного ими времени с 6-го по 10-й класс на отбывание уроков.
Reply
Но все это не самоцель. Как быть дальше?
Не решены самые принципиальные вопросы ОБЩЕГО - в обоих смыслах: не профессионального и для всех - образования:
- Можно ли учить мыслить? Развивать способности? Я знаю примеры таких попыток, осторожно скажу, вселяющих надежды.
- Можно ли воспитывать желание хотеть учиться? Опять-таки примеры есть примеры удач, хороший учитель может многое.
- Как готовить и отбирать учителей? Как помогать (а не мешать, как сейчас) им работать?
Reply
Нельзя подогнать всех под одну гребенку.
В первую очередь отбивает желание мыслить и хотеть учиться сама школа.
Я с большой грутью наблюдаю отстутствие какого-либо желания учиться до выхода в "мир"и у местных подростков и у одного из собственных детей, который не на семейном.
Ибо принудительно согнанный контингент разного уровня идет по одной программе.
А он в школе "молодец среди овец" - незаслуженные пятерки и всё спустя рукава.
Кое-как эту проблему решает разделение по уровням знаний в немецкой школе.
У нас такое разделение идет по финансовому признаку (устроиться в престижную школу-гимназию дорого и плюс конкурс) но из-за наличия просто толстосумов и в ней получается принудительно согнанный родителями (по классовому признаку,что несомненно лучше, чем по территориальному, это тоже, прошу заметить, дореволющионная школа) контингент разного уровня.
Reply
Вот про то, как немецкая школа что-то решает, был бы рад узнать.
Reply
так и есть, никуда никого не занесло
Reply
А так слишком уж просто: древние языки в гимназии и древние языки на филфаке МГУ.
Я не оспариваю сам факт понижения уровня, он был неизбежным следствием охвата образованием низших классов.
Reply
Сколько уроков было в неделю в советской школе? Больше 30 часов. В гимназии - 29. Из них только 5 уроков математики и физики. Химии и биологии не было вообще.
Для филологов это да, конечно, высшее образование.
Reply
Reply
Это простой и закономерный результат отбора верхнего квантиля распределения "по способностям".
Соответственно единственное что можно предложить это градация. Два варианта -- "поперек оси времени" (но тогда предыдущие ступени могут отбить всякое желание учиться дальше); и "вдоль оси времени", но тогда получаем визги о неравенстве и сегрегации... ну вот например все разговоры "про "индивидуальность обучения" это "стелс-режим вдоль" :)
Reply
---
Да, конечно. Но обсуждается-то как раз возможность всеобщего образования.
Я не очень понял, что такое "вдоль" и "поперек" оси времени.
Но Вы исходите из жестко неизменного распределения по способностям, а поиски ведутся в предположении, что способности можно развивать, поскольку они обусловлены не столько биологией, сколько неравенством обстоятельств раннего детства. И индивидуализация обучения - вовсе не "бесшумная ликвидация противников" (посмотрел, что такое "стелс-режим"), а технология выравнивания.
Reply
Reply
Ну вот, навскидку. Может быть сегрегация в одном и общий коллектив в другом. Возможно применение элементов т.наз. ланкастерской системы, когда сильные - с пользой для себя! - помогают слабым. Многое зависит от предмета. На одних предметах слабые - несомненный балласт, учителю приходится тратить на них время, крадя его у сильных, на других (гуманитарных) этот эффект не так силен. Вообще, очень многое зависит от учителя.
В проблема-то всеобуча все равно существует, никуда от нее не денешься. Назад не отыграешь. Это как со всеобщим голосованием: у разного рода цензов были серьезные преимущества, но уже данное право попробуй - отбери.
Reply
Reply
Reply
Тем более что то, что называется "советская школа", в действительности было не структурой, а очень быстро меняющимся процессом. Фактически в 20-м веке в нашей стране был взрыв, и сравнивать его с предыдущими периодами существования совершенно другой страны, для других целей, других людей и т.д. - не очень продуктивно.
Чтобы не сказать больше.
Reply
Однако за различием оценок и подходов стоит (не проясненным) и другое: различное понимание общего среднего образования.
Reply
Reply
Третий ответ (про учителей)... он по духу противоречит первым двум. Конечно, врожденные качества важны - и для учеников, и для учителей. Но не вижу, почему бы и учителей не учить, не воспитывать и не мотивировать - не только деньгами, но и почетом и доверием-свободой.
Reply
Я должна была написать "первая автобиографическая": я имела в виду "Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман?". Если она вдруг прошла мимо Вас, я настоятельно ее рекомендую: это на редкость вдохновляющее чтение :)
"не вижу, почему бы и учителей не учить, не воспитывать и не мотивировать"
А я же и предлагаю именно это - поддерживать тех, кто уже стал учителями; тогда, глядишь, и другие захотят ими стать :)
Reply
А насчет воспитания учителей - этот смысл не вполне передается словом "поддерживать". Педагогическое образование - отдельная очень важная тема. Я сейчас готовлю к изданию тексты оргдеятельностной игры 1981 года о высшем (в т.ч. педагогическом) образовании - проблемы, там обсуждавшиеся не устарели!
Reply
Leave a comment