Образование в СССР и Российской Империи

Jul 17, 2017 00:49

Прослушал сейчас подробный рассказ-интервью про образование в Российской Империи А.И.Любжина (philtrius). Слушать знатока - большое удовольствие, конечно, что уж там. Несколько толстых томов "Истории российской школы" за себя говорят ( Read more... )

/philtrius, СССР, школа, Россия

Leave a comment

egovoru July 18 2017, 13:08:25 UTC
"Можно ли учить мыслить?"

Фейнман в своей первой книжке убедительно рассказывает о том, как его отец учил его мыслить - так что, наверное, да, можно.

"Можно ли воспитывать желание хотеть учиться?"

На это я отвечаю даже еще более утвердительно. Причем, достичь этого достаточно просто: надо сделать так, чтобы общество считало образование престижным. А этого проще всего добиться, выплачивая высокие зарплаты образованным людям, но также нужен и комплекс сопутствующих мер: соответствующий показ образованных людей в медиа и т.д.

"Как готовить и отбирать учителей?"

Я, признаться, думаю, что хорошими учителями не становятся, а рождаются. Так что я бы начала с поддержки - тоже, в первую очередь, финансовой, но не только - тех хороших учителей, которые уже есть, в надежде, что тогда они сами собой начнут "размножаться".

Проблема же с финансированием образования, я думаю, в том, что не очень понятно, как соотносятся его финансовые нужды с нуждами, например, здравоохранения? Или с выплатой пенсий? Иными словами, сколько казенных денег мы можем отнять у стариков, чтобы финансировать обучение детей? (При распределении личных, а не казенных, ресурсов возникают те же проблемы).

Reply

gignomai July 18 2017, 14:22:24 UTC
За первые два ответа - спасибо, порадовали единомыслием. А что за первая книжка Фейнмана - первый том курса физики?
Третий ответ (про учителей)... он по духу противоречит первым двум. Конечно, врожденные качества важны - и для учеников, и для учителей. Но не вижу, почему бы и учителей не учить, не воспитывать и не мотивировать - не только деньгами, но и почетом и доверием-свободой.

Reply

egovoru July 18 2017, 23:14:09 UTC
"что за первая книжка Фейнмана - первый том курса физики?"

Я должна была написать "первая автобиографическая": я имела в виду "Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман?". Если она вдруг прошла мимо Вас, я настоятельно ее рекомендую: это на редкость вдохновляющее чтение :)

"не вижу, почему бы и учителей не учить, не воспитывать и не мотивировать"

А я же и предлагаю именно это - поддерживать тех, кто уже стал учителями; тогда, глядишь, и другие захотят ими стать :)

Reply

gignomai July 19 2017, 05:14:14 UTC
Спасибо за рекомендованную книгу.
А насчет воспитания учителей - этот смысл не вполне передается словом "поддерживать". Педагогическое образование - отдельная очень важная тема. Я сейчас готовлю к изданию тексты оргдеятельностной игры 1981 года о высшем (в т.ч. педагогическом) образовании - проблемы, там обсуждавшиеся не устарели!

Reply

nepalez July 18 2017, 17:56:17 UTC
> А этого проще всего добиться, выплачивая высокие зарплаты образованным людям, но также нужен и комплекс сопутствующих мер: соответствующий показ образованных людей в медиа и т.д.

Это совсем непросто. Я бы даже сказал, что невозможно это.

Вот навскидку: кто именно должен выплачивать высокие зарплаты образованным людям? Сейчас тот, кто платит, заинтересован в том, чтобы платить за приносимую ему пользу. А уж будет эта польза производиться необразованным или образованным -- оно с т.з. распорядителя ресурсов не имеет значения.

Или вот про показ образованных людей в медиа. Медиа (оставим пока за скобками пропаганду) удовлетворяет потребности своего читателя. Если оно будет из высших соображений показывать образованных людей тем, кому эти образованные без надобности, оно потеряет и аудиторию, и смысл своего существования. Собственно, большинство региональных медиа прошли по этому пути до самого конца, превратившись в никому не нужные имитации медиа.

Reply

egovoru July 19 2017, 00:05:59 UTC
"будет эта польза производиться необразованным или образованным -- оно с т.з. распорядителя ресурсов не имеет значения"

Если некая конкретная польза может быть произведена как необразованным, так и образованным человеком, то, действительно, в образовании нет никакого смысла с точки зрения того, кто за него платит. Но на деле, конечно, существует множество общественно-полезных функций, которые необразованный человек выполнять не может (я позволю себе их не перечислять, да?).

Насколько я понимаю, разговор идет именно об образовании, оплачиваемом государством - во всяком случае, беседа на видео велась именно вокруг него. Если некто может позволить себе сам платить за свое образование, то тут вроде бы и проблемы никакой нет.

Reply

ext_766659 July 19 2017, 16:50:21 UTC
Ну ок, давайте ограничимся государством, хотя я бы предпочел идеальный мир, в котором оно к образованию отношение имеет лишь через субсидирование нуждающихся в образовании, но не образовательных учреждений. Те пусть выживают в конкурентной среде.

Пусть так, пусть государство. Но и здесь я в изумлении -- зачем мне, простому налогоплательщику нести затраты на поддержку образованных. Я уже плачу за систему образования -- чтобы неучи могли его получить, а теперь мне предлагается их еще и содержать по получении оного. Какая-то разводка получается, не находите?

Reply

egovoru July 20 2017, 01:19:12 UTC
Что значит "нести затраты на поддержку образованных"? Простой налогоплательшик платит непосредственно образованным людям за их услуги - такие, которые он сам себе (или другой необразованный ему) предоставит не может. Либо он платит в казну, а казна оплачивает эти услуги из налогов.

Reply


Leave a comment

Up