Комментный хвост моего
поста о лице-ипостаси - это почти целиком многоветвистое обсуждение всех мыслимых возможностей с
kiprian_sh.
Но вот в разговор включился
alexandrg. И возник
новый, крайне интересный для меня поворот темы - что понимать под свойством, под уникальностью и под неповторимостью.
(
Read more... )
Reply
Reply
Reply
А во всем остальном мы, увы, обречены ходить по кругу. Вы упорно повторяете, что лицо, раз оно не является самой ипостасью (т.е. в Вашей терминологии индивидом, человеком), но чем-то, что принадлежит ей, может быть от ипостаси мысленно отделено, как и всякое свойство, поскольку может быть мысленно различимо. Но в том-то и дело, что лицо отличимо от других лиц, но не от других свойств, поскольку не имеет эксплиц3ируемого содержания - причем и в пределе, когда предполагается полное совпадение свойств.
Существование личной определенности, не сводимой к природе и свойствам для меня - самоочевидная аксиома, предшествующая разговору о свойствах. Мыслить и говорить о свойствах мы и можем только потому, что имеем перед собой нумерически различающиеся вещи и лица. Вещи можем свести к природе и свойствам, разложить на них и сконструировать их. А лица - нет.
Reply
Reply
----
Прочитайте, пожалуйста, следующую фразу из Вашего же коммента.
Чем именно отличимо? И как это можно обнаружить?
----
У меня впечатление, что Вы не читаете мною написанного. Я писал про Ваш критерий обнаружимости.
У лица вообще нет содержания? Или нет только «эксплицируемого содержания»? А какое тогда есть?
----
Содержание, которое можно обсуждвть, всегда эксплицируемое. Мне нечего Вам сказать про содержание лица, кроме того, что лица есть.
Почему - нет? Опять аксиома?)
-----
Это все та же аксиома.
Reply
Прочитал. И..?
+++У меня впечатление, что Вы не читаете мною написанного.+++
Читаю. Но я читаю именно написанное, а не подуманное. Если у Вас просто пропал интерес к обсуждению, то можете не мучиться и прямо об этом сказать)
Что Вы называете моим «критерием обнаружимости», я не понял. И про «мысленное отделение» тоже не понял. Но тут Вы мне даже и отвечать не стали.
+++Мне нечего Вам сказать про содержание лица, кроме того, что лица есть.+++
Тогда не все ли равно, есть они или нет? И если два лица отличаются между собой только числом, то выходит, что одинаковые столы отличаются друг от друга гораздо сильнее, чем разные лица))
Reply
Reply
Reply
Reply
Например, предложите мне обнаружить эту разницу, измеряя длину волны)
+++Иметь лицо - несомненно, природное свойство человека. Но не само индивидуальное лицо.+++
Разумеется. Лицо, как таковое, это общая акциденция, а индивидуальное лицо - частная. Т. е. «лицо» - даже в Вашем новом смысле - прекрасно вписывается в традиционную схему. Ведь если взять базовую дихотомию самостоятельное сущее / несамостоятельное сущее, то «лицо» подпадает под второй тип сущего и оказывается акциденцией))
+++Но мы не можем таким же образом отличить лицо от свойств, поскольку не можем эксплицитно описать его.+++
Я говорю об отличии на понятийном уровне. А из того, что Вы говорите, следует, что лицо - это просто некое непознаваемое свойство.
По поводу мысленных экспериментов.
1. Вы согласны с тем, что мы можем помыслить двух людей с одинаковыми лицами?
2. Представим, что какой-нибудь человек лишится лица. Это на нем хоть как-то еще отразится? Он это заметит? Мы это заметим?
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
----
Это вообще о другом. Это все равно, что различие мыслей объяснять различием нейронных процессов. Связь между феноменом и конструктом, привлекаемым для его объяснения - отдельный предмет исследования.
+++Бывает, что и при одной причине разные следствия.+++ Например?
-----
Наверное, есть примеры. Но мне, на самом деле, это не нужно. Объяснительный механизм - это не причина, а конструкт, созданный в рамках используемой онтологии.
Вставил. А в чем ошибка? Разве логика запрещает существование параллельных миров или двойников? Если нет, значит мы без проблем можем помыслить два одинаковых лица.
---
Вы можете помыслить, я - нет. А привлечение параллельных миров в качестве доказательства - логическая ошибка.
Павел, что с лицом, что без лица - все тот же Павел.
---
Павел без лица - это оксюморон. Не о чем и не о ком говорить.
Reply
Leave a comment